Кембридж 14.12.2024
-5℃ Скорость ветра:
2.68 м/c
15.12 16.12 17.12
-0° 11° 11°
Яндекс.Метрика

Ловушки описания главного положительного героя.


Ловушки описания главного положительного героя

Урок второй.

Котики и философские картинки в социальных сетях – это хорошо. А вот свои рассказы и истории – еще лучше. Ведь всем уже надоело читать в ленте новостей репосты сообществ, хочется и живых людей встретить.

Чтобы вам легче писалось, мы открыли «Школу юного писателя Кристины Выборновой» и на первом уроке уже разобрали, в чем же черпать вдохновение. Теперь пришла пора увидеть основные ловушки, подстерегающие начинающего автора. Учитывая, что Кристина публикует книги для детей и подростков уже более двадцати лет, она смогла иронично рассказать о наиболее типичных ошибках. Кстати, поздравляем автора с выходом новой книги «Король и спасительница»!

Ловушки описания главного положительного героя

Итак, начнем.

У женщин-писателей, особенно в начале творческого пути, рано или поздно возникает одна и та же проблема: главный положительный герой (у мужчин-писателей проблемы другие, здесь мы их рассматривать не будем). Обычно герой, по сути, — это образ-отражение идеального мужчины самой женщины-автора. Здесь все не так безнадежно, как кажется, потому что об идеале, конечно, пишется с воодушевлением, и есть шанс создать вполне приличное произведение… Если бы не несколько НО.

Ловушки описания главного положительного героя

НО № 1: «Слегка чуть-чуть». Когда описываешь не какого-то там человека, а собственную мечту, хочется, чтобы, черт возьми, все было красиво. Вот тут и приходят ОНИ. Вместо «он расхохотался» рука выводит: «он слегка улыбнулся». Вместо «его недовольно перекосило» — «уголок его губ чуть-чуть дернулся, выражая презрение». Короче, все чувства герой выражает чуть-чуть и слегка, будто ему только что провели пластическую операцию, после которой нельзя открывать рот и двигать глазами. Если он огорчается, то, конечно, с помощью «печальной улыбки», а если сердится, то проявляет это «слегка щурясь» или «сверкая глазами».

СОВЕТ ПО БОРЬБЕ: Перечитывайте, что написали, находите все «слегка-чуть-чуть» и вытравляйте безжалостно, заменяйте прилагательные и глаголы на более сильные. Не бойтесь скорчить героем гримасу, хохотать во все горло или недовольно вопить. Умалчивания — признак того, что вы опасаетесь снимать идеал с мысленного пьедестала, а то вдруг растеряет идеальность. Но у стороннего читателя такие почтительные эвфемизмы скорее вызовут раздражение или смех.

Ловушки описания главного положительного героя

НО № 2: «Легкие движения». Внучатый племянник предыдущего пункта. В сущности, эти же «чуть-чуть», но перенесенные в сферу описаний динамики героя. «Легкая, но быстрая и уверенная походка» (как вариант: размашистая и уверенная походка). «Он неуловимо быстрым движением протянул руку». «Он быстро и легко (чуть более редкий вариант — изящно) поднялся с кресла…» Легко, быстро, быстро, легко, уверенно…

СОВЕТ ПО БОРЬБЕ: Вытравляйте. Про легкость и уверенность можно упомянуть максимум пару раз, а дальше пытайтесь передать это не прямыми описаниями. Слово «быстро» тоже постарайтесь особенно не мусолить. В конце концов, герой тоже может устать, сгорбиться и еле перебирать ногами. А если уж он будет топать и переваливаться, как медведь, и при этом останется привлекательным, так вообще честь писателю и хвала.

Ловушки описания главного положительного героя

НО № 3: «Член секты двух положений тела». Та же самая проклятая неловкость, которая нападает при описании героя-идеала, подкладывает огромную свинью в плане разнообразия поз, которые он может принять. Присесть на корточки и, кряхтя, полезть под кровать доставать оттуда тапок? Встать на четвереньки? Улечься, сделав ноги лягушкой, с компьютером на пузе? Да вы что?! Это же Герой! Идеал! Его в таких некрасивых положениях и представлять-то стыдно, не то что описывать… А что он может? Да все! Ну вот, например, «откинуться в кресле». Или вот еще: «закинуть ногу на ногу». Что еще? «закинуть ногу на ногу, откинувшись в кресле». Куда руки девает? Странный вопрос: конечно, «подпирает рукой подбородок» и «скрещивает руки на груди». Да, так и ходит. Легкой и быстрой походкой. Закинув ногу на ногу.

СОВЕТ ПО БОРЬБЕ: Представьте себя на его месте и узрите неразгибаемого истукана. Испугайтесь и начинайте описывать человеческие позы. Можно начать с себя или ближайшего родственника мужского пола. Он может поджать под себя ногу — почему герой не может? Он может растопыриться в кресле как курица-гриль — а герой рыжий, что ли? Кстати, мужчины высокого роста (а идеалы обычно высокие, это не обсуждается) не очень любят сидеть нога на ногу: связки недостаточно гибкие. В крайнем случае, они могут по-ковбойски забросить ноги на стол (причем иногда на кухонный) либо положить щиколотку одной ноги на колено другой. Не делайте вашего героя жертвой полиомиелита, он не станет от этого реальнее.

Ловушки описания главного положительного героя

НО № 4: «Член секты двух выражений лица». Суть та же, что и выше описанная, только применительно к геройской физиономии. В самых безнадежных случаях лицо главного героя вообще не имеет других выражений, кроме «презрительной усмешки» или чего-то вроде «проникновенной грусти». И вообще автор всячески подчеркивает, что герой ОЧЕНЬ СПОКОЙНЫЙ И НЕВОЗМУТИМЫЙ. Получается нечто, что можно выразить фразой «под его невозмутимо-холодным обликом скрывалось горячее сердце». В результате холодный-то облик старательно описывается, а вот горячего сердца обычно читатель так и не видит.

СОВЕТ ПО БОРЬБЕ. Скорчите, скорчите ему рожу! Высуньте язык! Скосите ему глаза! Пусть он хоть иногда чихнет и сплюнет, а не только красиво закашляется (кашель почему-то считается интеллигентным действием, им занимается большинство героев). Вам вовсе не обязательно описывать, как он сморкается и ковыряет зубочисткой в зубах, но читатель должен видеть, что потенциально он МОЖЕТ делать эти нормальные человеческие действия. Ловушки описания главного положительного героя

РЕЗЮМЕ:

1) Меньше эвфемизмов!

2) Больше смотрите в зеркало на себя и на живых людей рядом, берите позы и выражения у них, а не из ослепленной идеалом головы.

3) Искусство подать читателю объективно некрасивого человека как очень привлекательного и харизматичного, собственно, и называется умением хорошо писать.

4) «Он был высок и строен. У него были широкие плечи, сильные мускулистые руки и пронзительно-голубые глаза. На его всегда невозмутимом, холодном лице, когда я вошла, появилась легкая усмешка. «Здравствуйте», — промямлила я. «Что ж, приятно познакомиться», — сказал он, чуть улыбнувшись, неуловимо быстрым движением привстал в кресле и тут же опустился обратно, скрестив руки на груди и закинув ногу на ногу…»

P.S. Мой собственный опыт описания героя-идеала — роман «Нейронная сеть «Колин». 

Ловушки описания главного положительного героя

Как видите, Кристина не стесняется своих ошибок в текстах, а просто спешит их исправить, не забывая невозмутимо усмехнуться. Так и вы, откиньтесь в кресле, задумчиво наморщив лоб, и быстрыми легкими движениями напечатайте свой рассказ. А если у вас появятся вопросы, со спокойной душой отправьте их на адрес редакции — nastya@vynderkind.ru.

Продолжение следует!

 

Фото: adolescienza.it, wday.ru, muz1.tv, pikabu.ru

система комментирования CACKLE

Детский Интернет-журнал «Вундеркинд»
© Изготовлено «Продюсерским центром «Мульти Медиа».
Сайт является средством массовой информации. Свидетельство Роскомнадзор Эл №ФС77-42558.

Грант