Ловушки описания главного положительного героя.
Урок второй.
Котики и философские картинки в социальных сетях – это хорошо. А вот свои рассказы и истории – еще лучше. Ведь всем уже надоело читать в ленте новостей репосты сообществ, хочется и живых людей встретить.
Чтобы вам легче писалось, мы открыли «Школу юного писателя Кристины Выборновой» и на первом уроке уже разобрали, в чем же черпать вдохновение. Теперь пришла пора увидеть основные ловушки, подстерегающие начинающего автора. Учитывая, что Кристина публикует книги для детей и подростков уже более двадцати лет, она смогла иронично рассказать о наиболее типичных ошибках. Кстати, поздравляем автора с выходом новой книги «Король и спасительница»!
Итак, начнем.
У женщин-писателей, особенно в начале творческого пути, рано или поздно возникает одна и та же проблема: главный положительный герой (у мужчин-писателей проблемы другие, здесь мы их рассматривать не будем). Обычно герой, по сути, — это образ-отражение идеального мужчины самой женщины-автора. Здесь все не так безнадежно, как кажется, потому что об идеале, конечно, пишется с воодушевлением, и есть шанс создать вполне приличное произведение… Если бы не несколько НО.
НО № 1: «Слегка чуть-чуть». Когда описываешь не какого-то там человека, а собственную мечту, хочется, чтобы, черт возьми, все было красиво. Вот тут и приходят ОНИ. Вместо «он расхохотался» рука выводит: «он слегка улыбнулся». Вместо «его недовольно перекосило» — «уголок его губ чуть-чуть дернулся, выражая презрение». Короче, все чувства герой выражает чуть-чуть и слегка, будто ему только что провели пластическую операцию, после которой нельзя открывать рот и двигать глазами. Если он огорчается, то, конечно, с помощью «печальной улыбки», а если сердится, то проявляет это «слегка щурясь» или «сверкая глазами».
СОВЕТ ПО БОРЬБЕ: Перечитывайте, что написали, находите все «слегка-чуть-чуть» и вытравляйте безжалостно, заменяйте прилагательные и глаголы на более сильные. Не бойтесь скорчить героем гримасу, хохотать во все горло или недовольно вопить. Умалчивания — признак того, что вы опасаетесь снимать идеал с мысленного пьедестала, а то вдруг растеряет идеальность. Но у стороннего читателя такие почтительные эвфемизмы скорее вызовут раздражение или смех.
НО № 2: «Легкие движения». Внучатый племянник предыдущего пункта. В сущности, эти же «чуть-чуть», но перенесенные в сферу описаний динамики героя. «Легкая, но быстрая и уверенная походка» (как вариант: размашистая и уверенная походка). «Он неуловимо быстрым движением протянул руку». «Он быстро и легко (чуть более редкий вариант — изящно) поднялся с кресла…» Легко, быстро, быстро, легко, уверенно…
СОВЕТ ПО БОРЬБЕ: Вытравляйте. Про легкость и уверенность можно упомянуть максимум пару раз, а дальше пытайтесь передать это не прямыми описаниями. Слово «быстро» тоже постарайтесь особенно не мусолить. В конце концов, герой тоже может устать, сгорбиться и еле перебирать ногами. А если уж он будет топать и переваливаться, как медведь, и при этом останется привлекательным, так вообще честь писателю и хвала.
НО № 3: «Член секты двух положений тела». Та же самая проклятая неловкость, которая нападает при описании героя-идеала, подкладывает огромную свинью в плане разнообразия поз, которые он может принять. Присесть на корточки и, кряхтя, полезть под кровать доставать оттуда тапок? Встать на четвереньки? Улечься, сделав ноги лягушкой, с компьютером на пузе? Да вы что?! Это же Герой! Идеал! Его в таких некрасивых положениях и представлять-то стыдно, не то что описывать… А что он может? Да все! Ну вот, например, «откинуться в кресле». Или вот еще: «закинуть ногу на ногу». Что еще? «закинуть ногу на ногу, откинувшись в кресле». Куда руки девает? Странный вопрос: конечно, «подпирает рукой подбородок» и «скрещивает руки на груди». Да, так и ходит. Легкой и быстрой походкой. Закинув ногу на ногу.
СОВЕТ ПО БОРЬБЕ: Представьте себя на его месте и узрите неразгибаемого истукана. Испугайтесь и начинайте описывать человеческие позы. Можно начать с себя или ближайшего родственника мужского пола. Он может поджать под себя ногу — почему герой не может? Он может растопыриться в кресле как курица-гриль — а герой рыжий, что ли? Кстати, мужчины высокого роста (а идеалы обычно высокие, это не обсуждается) не очень любят сидеть нога на ногу: связки недостаточно гибкие. В крайнем случае, они могут по-ковбойски забросить ноги на стол (причем иногда на кухонный) либо положить щиколотку одной ноги на колено другой. Не делайте вашего героя жертвой полиомиелита, он не станет от этого реальнее.
НО № 4: «Член секты двух выражений лица». Суть та же, что и выше описанная, только применительно к геройской физиономии. В самых безнадежных случаях лицо главного героя вообще не имеет других выражений, кроме «презрительной усмешки» или чего-то вроде «проникновенной грусти». И вообще автор всячески подчеркивает, что герой ОЧЕНЬ СПОКОЙНЫЙ И НЕВОЗМУТИМЫЙ. Получается нечто, что можно выразить фразой «под его невозмутимо-холодным обликом скрывалось горячее сердце». В результате холодный-то облик старательно описывается, а вот горячего сердца обычно читатель так и не видит.
СОВЕТ ПО БОРЬБЕ. Скорчите, скорчите ему рожу! Высуньте язык! Скосите ему глаза! Пусть он хоть иногда чихнет и сплюнет, а не только красиво закашляется (кашель почему-то считается интеллигентным действием, им занимается большинство героев). Вам вовсе не обязательно описывать, как он сморкается и ковыряет зубочисткой в зубах, но читатель должен видеть, что потенциально он МОЖЕТ делать эти нормальные человеческие действия.
РЕЗЮМЕ:
1) Меньше эвфемизмов!
2) Больше смотрите в зеркало на себя и на живых людей рядом, берите позы и выражения у них, а не из ослепленной идеалом головы.
3) Искусство подать читателю объективно некрасивого человека как очень привлекательного и харизматичного, собственно, и называется умением хорошо писать.
4) «Он был высок и строен. У него были широкие плечи, сильные мускулистые руки и пронзительно-голубые глаза. На его всегда невозмутимом, холодном лице, когда я вошла, появилась легкая усмешка. «Здравствуйте», — промямлила я. «Что ж, приятно познакомиться», — сказал он, чуть улыбнувшись, неуловимо быстрым движением привстал в кресле и тут же опустился обратно, скрестив руки на груди и закинув ногу на ногу…»
P.S. Мой собственный опыт описания героя-идеала — роман «Нейронная сеть «Колин».
Как видите, Кристина не стесняется своих ошибок в текстах, а просто спешит их исправить, не забывая невозмутимо усмехнуться. Так и вы, откиньтесь в кресле, задумчиво наморщив лоб, и быстрыми легкими движениями напечатайте свой рассказ. А если у вас появятся вопросы, со спокойной душой отправьте их на адрес редакции — nastya@vynderkind.ru.
Продолжение следует!
Фото: adolescienza.it, wday.ru, muz1.tv, pikabu.ru