5 авторов, любимых советскими детьми
Устоявшийся стереотип о том, что советские школьники и школьницы – самые правильные и воспитанные полностью опровергается произведениями советских писательниц – современниц времен оттепели. Взросление на фоне перемен, впрочем, как и во все другие времена не происходило ровно. Характер подростка менялся в зависимости от изменений вокруг него, ну а подростковый бунт был всегда. Зачастую, он оказывался и основной темой во многих детских книгах того времени. Наверное, именно поэтому герои этих произведений были так близки советским подросткам и особенно чувствительным и впечатлительным девочкам. Каждая советскаяшкольница наверняка сравнивала себя с шумной Динкой, справедливой Сашей Яновской или с бесстрашной Гулей. Да и современные школьники могут легко узнают себя в этих книгах.
Александра Бруштейн
«Дорога уходит вдаль», «Весна», «В рассветный час»
Александра Бруштейн прославилась своей автобиографической трилогией, которая была издана в 1956 — 1961 годах. В рассказах о детстве Саши Яновской, ее отце – докторе и о школьных друзьях слились вера в революционные идеалы и «новая искренность». Трилогия пропитана настроениями того времени и на ней выросло не одно поколение советских школьниц, для многих из которых эти романы стали любимой настольной книгой.
Молодые воссоздавали мир, который был разрушен. Послевоенное время стало эпохой героя – подростка. Бруштейн в своей трилогии проводила параллель между событиями предвоенного 1940-го года и началом XX века. Но ведь главное совсем не это, а то, что тысячи и тысячи девочек, входящие в период полового созревания и самоосознания узнавали себя в описании правдивой и бесстрашной Саше Яновской, кроткой и мужественной Мане Фейгель, гордой и красивой Лиде Карцевой, простосердечной и доброй Варваре Забелиной… Особое место в романах Бурштейн было отведено противостоянию цинизму богатых и спасению слабых. Каждая девочка могла провести параллель между трилогией и своей жизнью, найти себя или примерить жизнь героинь, которые становились для многих идеалом.
Разбирая момент «репетиторства» Саши в доме психопатки мадам Бурдес или картины из гимназической школы подруг, прослеживается актуальность и злободневность многих тем и ситуаций. Тут и равнодушие учителей к своим ученикам, и первые детские драмы, и трудный болезненный опыт вхождения во взрослый мир.
Сусанна Георгиевская
«Отрочество», «Лгунья»
Сусанну Георгиевскую многие по праву считают классиком советской детской литературы. В своих книгах она не только не поддавалась советским канонам, но и не боялась сломать и выйти за них. Писательница могла вызвать у читателя самые сильные чувства — волнение, сострадание, горечь и жалость, но никак не укладывалось в стандартные рамки оптимизма. За эти сантименты Георгиевскую часто ругали и порицали современные критики. Они, как и большинство других писателей, следовавших за оптимистическим знаменем оттепели считали, что «незаживающих ран у духовно здорового, деятельного человека не бывает».
Однако, романы Сусанны Георгиевской именно о таких незаживающих ранах, о тех шрамах и ссадинах, которые отставляют в детской душе время, история и семейный уклад.
Примечательно, что произведения Георгиевской не наделены никаким положительным героем, к которым многие привыкли. Но вместо этого у нее есть ребенок войны и герой «Отрочества» – мальчик Даня, обычный подросток с обычными ошибками и необычным интересом, направленным на познание и пробу нравственных границ. Что и явилось причиной ссоры Дани с его лучшим другом Сашей.
Кира из «Лгуньи» показывает читателю, что ложью можно обножить любой характер, который скрывается за маской правильности. Так она и делает со своим молодым человеком Костыриком, который не перестает играть образцового положительного паренька. Кира самозабвенно и постоянно обманывает его, сбивает с него всю наигранную положительность, обнажая его настоящий тяжелый характер. В то же время именно Кира идет на дефектологический факультет, чтобы вылечить оглохшего после болезни младшего брата и тяжелее всех переживает его раннюю смерть. И эта девочка становится носителем сентиментального чувства.
Творчество Сусанны Георгиевской неоднозначно, как и ее герои. Тем не менее, она является одной из немногих, кто смог создать «эффект присутствия» в своих книгах. Скорее всего, именно это и привлекало читающих подростков.
Елена Ильина
«Это моя школа», «Четвертая высота»
В отличие от Сусанны Георгиевской Елена Ильина не отходит от канонов и правил, и даже наоборот, безукоризненно следует им, подавая чистый жанр соцреалистического жития. В этом жанре написаны многие книги того времени, направленные на воспитание подрастающего поколения, взять хотя бы «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого.
Советская власть создала целую галерею своих святых, которые фигурировали во всем этом своеобразном «религиозном» пространстве вместе с вождем народов, как Бога-Отца и Родиной-Матерью. Среди прочих пионеров-героев, молодогвардейцев и борцов против революционеров как раз и была героиня «Четвертой высоты» — Гуля Королева. Путь этой девочки выстроен по основе жанра жития, то есть от ее младенчества до героической гибели под Сталинградом.
Несмотря на чрезмерную идеологичность и житейскую правильность книга обладает удивительной притягательностью: за жизнью смелой Гули наблюдать достаточно интересно. Вместе с этой бесстрашной девочкой читатель проходит все этапы взросления, обычные для любого человека. Но необычность повествования состоит в том, что проходит взросление Гули на фоне угрозы войны. Как оказывается позже, Гуля готовилась к этой войне всю свою короткую, напряженную, но светлую жизнь.
Для тех, кто разбирается в истории XX века, будет интересно увидеть советскую реальность, что пластом проступает через прозрачную событийную фактуру произведения, и каждый, кто притронется к «Четвертой высоте» сможет прочувствовать эту грань сюжета. Для кого-то это будет историей подвига, а для кого-то приоткроются кулисы сложной политической ситуации, что скрыта за идеологически выдержанной простотой.
Валентина Осеева
«Динка», «Динка прощается с детством»
Осеева в плане своих произведениях в некотором роде напоминает Бруштейн. Ее произведения также автобиографичные. И там и там, в центре повествования находится взрослеющая девочка, окруженная любовью домочадцев и постигающая непривычную, неприветливую и порой, агрессивную реальность. Что вызывает в душе девочки чувство протеста, характерного для подростка и желание изменить эту реальность.
Динка, в отличие от Саши Яновской, бойкая, упрямая и иногда несносная девчонка, которой сегодня был бы вынесен диагноз дефицита внимания и гиперактивности. Однако Осеева отлично знала истинные характеры детей и потому ни капли не боялась показать в своих произведениях образы трудных подростков. Наверное поэтому все ее героини обладают живыми чертами характера, утрированные до болезненного.
Алина, Мышка и Динка – девочки, каждая из которых обладает некоторыми нервозными отклонениями, имеют общую причину для серьезной тревоги за родителей и за тот хрупкий семейный уклад, который рушился на глазах. Еще бы не рушился! Отец-революционер постоянно скрывается от милиции или находится в ссылке. Матери не легче, всю себя ей приходится посвящать работе в партии и тоже скрываться.
В зависимости от возраста читателя на первый план выдвинется определенный сюжет: те, кто постарше увидят горькую правду, а те, кто помладше, полностью окунутся в приключения Динки и ее друга Леньки Славянова.
Осеева акцентирует внимание читателя на взрослении каждой девочки в отдельности. С героями произведений Осеевой кажется и взрослеть будет легче, как девочкам (рядом с Мышкой. Алиной и Динкой Арсеньевыми), так и мальчикам (рядом с Ленькой).
Майя Фролова
«Современная девочка», «Люба», «Весенний коридор»
В отличие от всех вышеперечисленных писательниц, Майю Фролову интересует непосредственно групповое взаимодействие подростков и все вопросы, связанные с этим. В ее произведениях активно развивается тема становления подростка в социальной подростковой группе, попадание в «свой круг» и плата за нахождение в нем.
Самое интересное заключается в том, что автор сосредотачивается на групповых отношениях, а не на социально- политической интриге. Так в «Современной девочке» мы видим столкновение «золотого» послевоенного поколения с простыми ребятами-одноклассниками. Все это происходит на фоне борьбы с бендеровцами на территории Западной Украины в 1950-ые годы.
В «Весеннем коридоре» на первое место выносится выбор Юльки между двумя мальчиками, а не достижения советской медицины (девочка приезжает в санаторий на долгое и нудное для подростка лечение).
Все книги Фроловой имеют свою изюминку. В них рассказывается о драматическом выборе, в котором так легко ошибиться. Но этот опыт важен для подростка на его пути взросления. Именно собственный опыт поможет разобраться между добром и злом в период становления.
Повести Фроловой напоминают об этом не только детям, но и родителям. В какой-то степени все эти произведения могли бы стать определенным дидактическим материалом и поводом для семейного разговора о вечном и важном.
Подготовила Анастасия Андреева
По материалам сайта mel.fm
Другие материалы