Как правильно читать «Войну и мир»
Мало, кто может сказать честно, что полностью прочитал в школе роман Льва Толстого «Война и мир». В более зрелом возрасте это произведение многие читают, но не всегда осиливают этот четырехтомный роман до конца. А произведение то в школьной программе обязательно к прочтению.
Когда ученик, закончив 9-й класс, проглядывает список заданной на лето литературы, обычно его охватывает ужас. И это всего лишь из-за одного произведения — «Война и мир» Льва Толстого. Редкий школьник прочитает все четыре тома, а чаще всего не откроет и первого — объем романа-эпопеи отпугивает сразу. Как заинтересовать ребенка самым масштабным произведением в школьной программе — рассказывают писатель Дмитрий Быков, учитель литературы Ирина Михайлова и театральный режиссер Вячеслав Спесивцев.
Советы от экспертов:
Ирина Михайлова, учитель литературы в ГБОУ № 1494
— На первых уроках моя главная задача — отвлечь учеников от того, что роман большой по объему. Само изучение романа начинается с погружения: ученику необходимо понимать тему и содержание произведения. Я часто провожу бинарные уроки, когда вместе с литературой беру выдержки из истории, Мировой художественной культуры (МХК) и географии. На моем уроке обычно присутствует два преподавателя. Сначала я выступаю и объясняю, о чем мы будем говорить. После этого занятие продолжает учитель истории, освещая события 1805–1812 гг. Они видят карту, чтобы представить, где произошли события, описанные в романе. После этого снова вступаю я. Все, что я рассказываю, касается времени написания «Войны и мира», тут уже я обращаюсь к истории.
— Договориться с другим учителем обычно не составляет проблем, — продолжает Ирина Михайловна, Мы всегда идем навстречу друг другу и делаем это с удовольствием. Даже если тема уже пройдена, это еще одна возможность для учителя вернуться к ней. Потому что вопросы, которые отчасти раскрываются на этих занятиях, поднимаются на экзамене по истории и обществознанию. Кроме бинарных уроков я ввожу живопись и музыку, предваряя рассказ о романе. При помощи живописи дети могут увидеть одежду тех времен, архитектуру, самих людей. Когда мы говорим про бал Наташи Ростовой, я включаю музыку, чтобы они понимали, что было модно в те времена. Все это помогает создать в голове образ эпохи. Изучение же романа я начинаю не с первой главы, а с самых ярких сцен, которые присутствуют в произведении. После этого детям намного проще перейти к самому роману, заполнить пробелы в голове.
Библия и школьная программа по литературе: как их подружить
— Не надо пытаться заставить их прочитать роман, потому что он по своему содержанию очень сложный, — считает педагог. Его понимание приходит уже во взрослой жизни. Если же я буду их принуждать, то у них появляется отвращение к произведению, а мне бы не хотелось этого. Поэтому я должна заинтересовать, а сделать это можно только с помощью тайны. Приоткрыть завесу, заронить интерес в них и как будто оборвать на полпути. Чтобы потом они вернулись к нему снова. И тогда уже они его поймут. Но, главное, — избежать страха героев, анализа произведения, изучения содержания. Все это, как правило, помогает.
Вячеслав Спесивцев, руководитель молодежного театра В. Спесивцева, режиссер спектакля «Война и мир»
— У нас на «Войну и мир» очередь. Школы очень любят наш спектакль, а мы называем его «уроком», — рассказывает режисер. — Урок литературы всегда состоит из трех составляющих: автор, учитель и ученик. Обычно принимают во внимание либо автора, либо учителя. Школьники остаются не у дел. Они слушают, что им говорит учитель, порой пересказывают хрестоматию. Мы же соединили все и сделали занятие, в котором дети участвуют наравне с нашими актерами.
Какой должна быть школьная программа по литературе
— Толстого физически тяжело прочитать с ритмом нашей жизни, поэтому мы постарались уместить в полтора часа суть романа, — продолжает он. Наша задача — возбудить интерес школьника, чтобы он захотел читать какие-то основополагающие вещи. Сокращенный вариант не означает, что мы что-то важное упустили. Наоборот, это предполагает, что это упущение наверстают сами ученики и в итоге сложат свое мнение о том, что же такое «Война и мир».
Дмитрий Быков, писатель, журналист, преподаватель литературы
— Роман-эпопея «Война и мир» очень многое перенял у «Отверженных» Гюго. Та же свобода повествования, те же отступления, то же отсутствие четкой сюжетной линии — рассуждает журналист. При этом всем, в романе Толстого есть то, что представляется мне главным при разговоре об этом произведении. В нем есть невероятно жесткая структура. Если объяснить ее суть, то прочтение для детей становится намного более увлекательным и простым.
— В основе структуры схемы лежат вертикальные «планы» и горизонтальные «линии персонажей». Действие хорошей книги всегда происходит в двух «планах». Посредственной — в одном. Очень хорошей — в трех, как «Мастер и Маргарита», например. Действие «Войны и мира» же происходит в четырех «планах» — систематезирует он.
1. Жизнь русского дворянства в 1805–1812 годов
2. Пласт «большой истории», на котором действуют Александр I, Кутузов, Наполеон
3. Народные сцены. Этот «план» впервые появляется в русской литературе и является ключевым для понимания романа
4. Метафизический уровень. Это, строго говоря, не религиозный «план». Это всем известный дуб, сны Пьера, частые упоминания звезд
Также в романе четыре главных линии (число 4 наряду с 7 для Толстого обладало магическими свойствами):
1. Линия Ростовых. Добрая, бесшабашная, плодородная, неправильно организованная русская семья, в которой всегда все есть и никогда ничего нет.
2. Семья Болконских. Они олицетворяют государственное служение, рациональность. Там, где Ростовы — душа, Болконские — ум
3. Пьер Безухов. Такому человеку неоткуда взяться в то время, но Толстой захотел, чтобы такой человек в романе был. Пьер — достаточно полный автопортрет
4. Федор Долохов. Этот персонаж является ответом Толстого на вопрос «Что бывает со сверхчеловеком?»
— Затем, благодаря схеме, можно легко наблюдать за развитием на разных планах этих персонажей. Если взять, например, Безухова и Долохова, то на историческом «плане» им явно соответствуют Кутузов и Наполеон. Добрый, широкий душой и телом человек, и грозный, суровый герой с комплексом сверхчеловека. Даже дуэль Пьера и Федора отражается в борьбе Кутузова с Наполеоном. Очень интересно, что Ростовых на государственном уровне никакого «двойника» нет, потому что русская государственность исключает из себя все доброе.
Пять главных противоречий в школьной программе: почему разделение на предметы устарело и мешает учиться
— На метафизическом плане образы героев изображаются очень интересно, с помощью четырех главенствующих стихий: огонь, вода, земля и воздух. Стихия Пьера — вода, принимающая любую форму, меняющаяся, как и Безухов. С Долоховым и Наполеоном тоже все достаточно очевидно. Они олицетворяют собой огонь (сцены пожара Москвы, дымка Аустерлица и Бородина). Ростовы — это стихия «творящей земли». Воздух же, который неразрывно связан у Толстого с умом, относится к Болконским, рассказывает Быков.
— Самое же интересное, что роман не о войне или истории, а о том, как надо жить и действовать в России. Не надо ничего бояться, ничего рассчитывать, любоваться собой. И вот в таком случае и у тебя все получится. В нашей стране побеждает самый жертвенный, самый свободный. Этот «закон» срабатывал всегда, сработает и в XXI веке, я уверен, — подводит итог Дмитрий Быков.
По материалам mel.fm
Иллюстрация antiloh.info
Другие материалы