«Воздух, воздух»

Не всем быть Тургеневыми или Паустовскими. Однако пренебрегать описаниями, если вы хотите стать автором интересных литературных произведений, не стоит. Подробнее расскажет Кристина Выборнова в Школе Юного писателя. Итак,
Урок четвертый.
Есть такая частая фраза: «в произведении нет воздуха». То есть попросту при чтении ничего не представляется, да и герои выглядят ходульно, как заводные куклы. Созданию «воздуха», то есть зримости происходящего, посвящено множество статей, мастер-классов и т. д., но правда тут такова, что, к сожалению, каждый писатель может научить создавать только свой «воздух». Поэтому, например, я могу научить человека приемам, которыми пользуюсь сама, но не могу развить ему свой стиль. Впрочем, это не так страшно, потому что большинство писателей по молодости занимаются подражаниями, а потом находят свою стилистику.
Поэтому выделим несколько важных моментов:
1) Окружающая среда. Часто трудно представить написанное из-за того, что писатель вообще игнорирует описания мест, где происходит действие, или описывает их очень сухо, в стиле театральных ремарок. Из-за этого, если герои по сюжету, например, путешествуют, создается ощущение, что они слоняются по кругу в комнате самого читателя.
Что делать: не всем быть Тургеневыми и Паустовскими, однако пренебрегать описаниями нельзя. Надо хотя бы несколькими предложениями обозначить локацию. Только не стоит впадать в другую крайность и описывать каждое изменение погоды, как барометр, а также нежелательно злоупотреблять аллегориями, жонглируя при этом расхожими образами типа Луны, Ночи, Осени (все с больших букв) и проч. Для зримости происходящего это ничего не дает.
2) Герои. «Рот нормальный, нос нормальный, рост средний» — неподходящее описание для того чтобы читатель увидел вашего героя. Боевой стандарт типа «у нее были роскошные волосы, тонкая талия и сапфировые глаза» тоже ничего хорошего не даст.
Что делать: не стесняйтесь. Найдите запоминающуюся деталь внешности, поведения или характера и регулярно ее показывайте. Если герой должен быть красавцем, при описании его (ее) красоты очень советую избегать прилагательных «мускулистый», «роскошная», «пронзительный» (взгляд), «фиалковые», «черные, как ночь» и прочих из этого же ряда. Вообще-то, даже пошлые и затертые прилагательные можно использовать небанально, но для этого нужен большой уровень мастерства, и, если вы пока в себе такового не ощущаете, пробуйте с осторожностью.
3) Время. В книге имеется свое течение времени, о чем писатели иногда забывают. Если вставлять не к месту лирические отступления или комментарии, то картина реалистичного погружения в мир рассыпается, а сюжет приобретает характер спотыкающегося.
Что делать: следите за действием, регулируйте под него количество слов. Если у вас происходит что-то быстрое и вызывающее волнение, длинные отступления и накрученные предложения с несколькими придаточными собьют читателю настроение. Если действие неторопливое, напротив, нехорошо смотрится телеграфный стиль изложения, и требуется подбавить рассуждений и описаний.
4) Детали. Это самое главное, что создает «воздух». Детали оживляют все, делая произведение не абстрактным полотном, а конкретной неповторимой картиной. Так что тут времени и сил жалеть не надо. Самые безжизненные и безвоздушные произведения — это те, что лишены деталей, либо (парадоксально) те, в которых деталей слишком много.
Что делать: Стараться отличать нужные детали от ненужных. Тут строгих определений нет, все на интуиции, но, например, представьте, что вы вошли в какую-то комнату и увидели там нескольких людей. Вы осмотрели и их, и обстановку, что-то, конечно, не заметили, а что-то, наоборот, бросилось вам в глаза, и потом, рассказывая о том, как сходили в гости, вы упомянете об этом. Так вот, то, что вы запомнили, — это и есть нужные детали. Теперь ваша задача — воспроизвести их в произведении. Для этого вам нужно представить, что вы находитесь в том месте, о котором пишете, будь то космос или пятидесятое измерение. Тогда найдутся нужные детали, а ненужное отбросится само. Главное, не пытайтесь сочинять детали из общих соображений, до тех пор пока вы их не «увидели» в воображении либо не встречали в жизни.
И, опять же, не забывайте о времени. Обилие деталей плохо тем, что замедляет действие и создает ощущение нереальности, особенно если речь от первого лица. Понятное дело, если герой только вошел в комнату, он не сможет пересчитать пуговицы на пиджаке каждого гостя и высмотреть все узоры на обоях: если уж так позарез надо все это описать, перенесите перечисление деталей на другой временной промежуток.
Эти четыре аспекта в совокупности и создают «воздух», конечно, если ими правильно пользоваться. Ну а это уже дает регулярная практика.
Мы надеемся, что эти уроки помогут вам приобщиться к писательской кагорте!
Фото:nn.mk.ru, yandex.ru,
tumen.bezformata.ru,
vsehpozdravil.ru
Другие материалы: