«Аллергия» на чтение?
В наш век цифровых технологий тяжело привлечь детей к чтению, не говоря уже о том, чтобы привить им любовь к этому. Они постоянно играют, не желая интересоваться чем-либо еще, а ведь именно так и формулируют данную проблему родители, обычно ничего не предпринимая. Но ведь это проблема, которую необходимо решать. И примеры тому есть. Например, частному преподавателю по литературе Александру Сажину удается настроить молодежь на учебную волну, после чего даже самые последние двоечники и прогульщики сдают экзамены и контрольные на высокие оценки. Как он это делает?
Александр утверждает, что не бывает человека, который бы ничем не интересовался. И дети не читают лишь потому что еще не нашли того, что бы им хотелось читать. Ведь чтение без интереса — не чтение вовсе. Родители таких детей просто потеряли контакт со своим отпрыском и часто сами не знают, чем тот увлекаются. Поэтому и говорят, что «моего ребенка ничего не интересует, кроме компьютера».
Сажин имеет опыт общения с детьми, страдающими дислексией (избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению) и дисграфией (частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций). И даже им он помог. А все потому, что педагог зашел со стороны их увлечений: одному мальчику, увлекающимся граффити, предложил провести исследование по его увлечению, а другому — увлекающимся группой «Король и Шут» — рассказать о группе так, словно о ней никто не слышал. И оба его ученика написали интересные работы творческого характера — настоящие исследовательские работы!
Если уж удалось заинтересовать таких детей, то уж куда проще сделать это с обычными старшеклассниками. Стоит лишь сделать упор на его увлечении, говорить и читать с ним о том, что отвечает его вкусам и интересует его. Физика может быть интересна еще больше, если говорить с ребенком о гипотезах и открытиях, история особенно интересна в древности, а любители компьютеров с удовольствием прочитают огромную биографию Стива Джобса.
Еще проблема: старшеклассникам нужен экшн. Им скучно читать произведения из школьной программы, поскольку там мало интересного для них. То есть, в героях классической литературы мало отражается современность, нет там сегодняшнего героя, который постоянно ввязывается в приключения и ведет интересную яркую жизнь. Александр Сажин считает, что хороший преподаватель должен дать такую литературу, которая была бы интересна ребенку, ведь в списке произведений есть достаточное количество подобных произведений, через которые можно подобраться и к классической литературе в школьной программе. А выбор необходимой литературы может значительно повлиять не только на определение с будущей профессией или новых интересов.
Обычно родители позволяют учиться ребенку самому или же помогают ему в этом. Но если дело совсем плохо — нанимают репетитора. Зачастую первая проблема, с которой приходится сталкиваться репетитору — это проблема психологическая. Для начала стоит успокоить всю семью. Ведь не бывает в учебе безвыходных ситуаций. Но в школе никто не скажет, что все будет хорошо, и все сдадут. Иногда, даже наоборот: учителя специально пугают детей и нервируют родителей, что и приводит даже к ступору в обучении. Педагоги могут не понимать, что эту истерию дети потом несут домой, передают родителям и в итоге ребенок оказывается под двойным прессом. Репетитор должен снять с ребенка это давление и заставить родителей раз и навсегда забыть слова «заставить» и «привить». Прививают в основном ведь от болезней, а заставить полюбить чтение крайне сложно, когда подростку 14 лет.
Процесс развития любви к чтению долгий и кропотливый, но он того стоит. Единственный способ, который здесь работает — это начинать с того, что интересно ребенку, понемногу переходя на то, что нужно, необходимо.
Нелюбовь ребенка к чтению – это, в первую очередь упущение родителей. Ведь именно они должны закладывать в него эту литературную базу. А по-хорошему, это должно начинаться с рождения, и к двум годам жизни у малыша уже должна быть своя библиотека сказок. Это упущение достаточно сильно отражается на жизни подрастающего человека. Не стоит рассчитывать, что однажды подросток вдруг ни с того, ни с сего полюбит литературу.
Существует специальная литература для детей, которая может соответствовать их интересам — вот с нее и надо начинать.
Но что делать, когда уже поздно?
На самом деле уже многое потеряно, когда ребенок в 10-11 классе не любит и не хочет читать. Но учиться надо, и ставить крест на этом нельзя.
Развить любовь к чтению можно, аккуратно, окольными путями. Но следует помнить, что это достаточно длительный процесс — куда более долгий, чем, если бы вы развивали эту любовь с его детства.
Интересы человека никуда не пропадают, они могут лишь меняться. Но не существует ребенка, который бы совсем ничем не интересовался. Потому и здесь нужно действовать через истинные интересы старшеклассника. Вам повезет, если попадется понимающий учитель, который поможет ребенку в его проблеме. Но если этого не случилось — не стоит вешать на ребенка ярлык «он ничем не интересуется».
Прислушивайтесь к своим детям, читайте вместе с ними, и тогда все будет хорошо.
По материалам: newtonew.com
Подготовила Анастасия Андреева
Фото: gazetadaily.ru, dennis.mgimo-club.ru,
hotel-igooana.ru, topdaycarecenters.com,
loadbbuuku, uzorova-nefedova.ru,
super-chlen.ru
Другие материалы:
Как привить ребенку любовь к чтению?