•  # 

Вредные детские привычки: откуда что берется?

26.01.2016

Вредные детские привычки: откуда что берется?

Перестань ковырять в носу! Не грызи ногти! Ну сколько раз можно повторять!..

Вот так  родители пытаются бороться с вредными привычками ребенка. А то ещё и по рукам дадут. А ведь у каждого из нас есть свои достоинства и недостатки, и, конечно, вредные привычки, от которых мы всю жизнь обещаем себе избавиться.

Но, оказывается, они есть не только у взрослого сформировавшегося человека, но и у детей тоже!

Привычка, как таковая, – это повторяющееся действие, некий ритуал, который человек, выполняет, чтобы успокоиться, отвлечься, привлечь внимание или помочь себе справиться со сложными или неприятными ситуациями. Причем, часто это действие происходит даже непроизвольно.

 

А чем может быть вызвано появление вредных привычек у детей?

- Они могут быть результатом подражания (взрослым, другим детям и даже мультяшным героям или персонажам детских книг);

- итогом стрессовых ситуаций (в семье, в общении со сверстниками) или от недостатка внимания  и понимания со стороны близких;

- следствием психологических и неврологических проблем.

Некоторые дурные привычки, как ни странно, нормальны для детского развития. Например, обзываться и отмахиваться («Иди ты!», «Сам дурак!»), бить и кусаться.

Как правило, это заканчивается с взрослением.

Бывает и так, что вредная привычка становятся способом справиться с нервозностью, страхом, неуверенностью в себе, внутренним беспокойством.

Часто это последствия отсутствия внимания, эмоционального контакта с близкими людьми. Когда ребенок предоставлен самому себе, он ищет способ справиться со своими переживаниями.

Но поскольку он ещё мал, то эта помощь себе выражается в обгрызании ногтей, например. Причем, ребенок даже не фиксирует, что он делает что-то не правильно.

(Взрослые тоже автоматически грызут ногти в момент стресса).

 

Атмосфера доверия, уважения и любви в семье поможет предотвратить развитие таких вредных привычек у ребенка.

 

Хорошие, плохие и бесполезные привычки.

От шарканья ногами при ходьбе, ерзанья на стуле, прилюдного выпускания газов, ковыряния в носу, игры с волосами, драчливости, употребления ругательств и слов-паразитов («значит», «че», «прикинь», «ну») при правильном воспитании не останется и следа.

Будьте внимательны, когда такие привычки живут дольше нескольких месяцев: выходя за рамки допустимых по возрасту, они могут стать причиной падения самооценки и трудностей в общении, а некоторые к тому же просто опасны для здоровья.

К примеру, сосание большого пальца вредит формированию прикуса, а ковыряние в носу чревато ранками, кровотечениями и даже повреждением тонкой носовой перегородки.

Иногда ребенок может бить себя, дергать за волосы, до крови кусать губы или внутренние стенки щек, отрывать заусенцы вокруг ногтей, сильно скрипеть зубами, называть себя дураком, неудачником и другими критикующими словами, в сильном эмоциональном состоянии ломать свои игрушки.

В таких случаях, возможно, лучше обратиться за помощью к психологу и вместе разобраться в причинах такого поведения.

 

Вредные детские привычки: откуда что берется?

Терпение и труд.

Что делать, когда вы замечаете , что у ребенка появилась «дурная» привычка? Как говаривал Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие!»

Прежде всего, определимся с тем, как поступать ни в коем случае не нужно.

Нельзя ребенка ругать и наказывать, смеяться над ним, критиковать и резко одергивать, особенно в общественных местах: стыд, угрызения совести, и тревога могут только закрепить негативную модель поведения.

Еще один тупиковый путь – манипуляции и ультиматумы («Если я увижу, что ты это делаешь, я отберу у тебя  айпад» и далее варианты).

В большинстве случаев такие меры приносят больше вреда, чем пользы. Почему? Да потому что сила воли у маленького человечка развита еще недостаточно, и четко контролировать свои действия он пока не может. Потому слова: «Так делать нельзя» и «Это нехорошо – не делай так больше» могут заставить малыша испытывать чувство вины и даже замкнуться в себе.

 

Справиться с вредными привычками можно в любом возрасте. Но в детстве это сделать легче: психика маленького ребенка достаточно гибкая, и, если родители находят верную позитивную стратегию борьбы, привычка постепенно забывается.

 

7 приемов эффективной борьбы с вредными детскими привычками.

1. Начните с увеличения количества заботы и внимания. Не будьте с ребенком чересчур строгими и авторитарными. Не нагружайте сверх меры – ни умственно, ни физически. Не раздражайтесь на него, не запугивайте и не наказывайте. Напротив, постарайтесь обеспечить максимум позитивных впечатлений: от искреннего интереса и тактильного контакта («обнимашек»),  до вкусной еды и теплых ванн с громадными шапками пены.

2. Боритесь с привычкой, а не с ребенком! Как правило, дурные привычки – близкие соседи некомфортного психологического состояния. Постарайтесь понять, что лежит в основе привычки, и вам станет более-менее понятно, как с ней справиться. Если позволяет возраст, обязательно говорите с ним о том, что его тревожит, что ему не нравится, и пробуйте это устранить.

А если ребенок еще маленький, старайтесь непринужденно переключать его внимание, отвлекать, при этом спокойно и незаметно останавливая нежелательное действие.

Выбирайте время и создавайте атмосферу для доверительных бесед, понятным языком рассказывая ребенку о естественных последствиях его «вредных» действий (в детском саду с забиякой или ябедой не будут дружить).

Постепенно малыш должен понять как последствия вредной привычки, так и преимущества ее отсутствия,  и самостоятельно принять правильное решение. Конечно, здесь нельзя давить и торопиться.

3. Один из эффективных способов победить вредные привычки – это искреннее позитивное подкрепление поведения ребенка в те моменты, когда он справляется с ними.

Кроме словесного одобрения, можно, например, сделать и повесить на видном месте красивый листок, куда в случае успеха вы вместе будете крепить наклейки с его любимым персонажем из мультфильма. Дайте ребенку почувствовать, что вы гордитесь его маленькими победами!

Вредные детские привычки: откуда что берется?

4. Научите его выражать свои негативные эмоции и снимать напряжение. Довольно часто именно потому, что они не умеют (или боятся) показывать свое раздражение, злость или нетерпение, дети, например, начинают обкусывать ногти. Устраивайте шуточные бои подушками, рвите газеты, месите тесто или пластилин, рисуйте ладошками абстрактные полотна – делайте что угодно, чтобы в игровой форме справиться со стрессом и агрессией.

5. «Забудьте» о вредной детской привычке: не говорите о ней вслух и не фиксируйте на нежелательном действии внимание ребенка («А ну-ка перестань!», «Опять за свое?!», «Немедленно прекрати!»). Поверьте, многие вредные детские привычки умирают в зачатке, если их игнорировать! Лучше чаще говорите ребенку о его достоинствах.

6. По возможности подкрепляйте свое намерение практическими решениями.

Грызет ногти? Коротко обстригайте их. Слюнявит рукава пижамы? Надевайте короткую футболку и оставляйте дверь в детской полуоткрытой, чтобы малыш мог видеть полоску света, или включайте ночник.

Повторяет плохие слова? Введите кодовое слово (например, «ой!»),  и когда их накопится больше десяти, пусть последуют «штрафные санкции». Насколько возможно, ослабьте «провоцирующие» элементы: спрячьте подальше смартфон или отдайте планшет «в ремонт», не покупайте много шоколада, сделайте некомфортным сидение за компьютером.

7. Но все усилия будут напрасными, если вы сами являетесь носителями привычек, которые являются не слишком удачным примером для детей, будь то неаккуратность, невежливость или курение. В этом случае нужно первым делом разобраться со своими привычками. Стоит ли удивляться, что ребенок изумленно смотрит на вас, когда вы ругаете его за то, что он разбрасывает свои вещи, если папа, приходя с работы, делает то же самое?

 

Юлия Крюкова, психолог-консультант, психотерапевт.

Часто на консультациях я слышу просьбу: «В поведении моего ребенка такую-то привычку надо искоренить, причем срочно!»

Хотела бы порекомендовать разбираться пошагово. Есть привычки, которые ребенок бессознательно «создает» себе в помощь. Например, груднички, годовалые детки и даже ребята постарше могут сосать палец или уголок пододеяльника или прибегать к самораскачиванию, чтобы «доуспокоиться» (накричали, не успокоили, когда заплакал ночью).

Есть привычки-протесты. В семьях с большим количеством правил и ограничений у ребенка может появиться желание брать игрушки и вещи других детей.

В принципе у любого ребенка может возникнуть соблазн прикоснуться к чужой игрушке или сладостям. Но один сумеет не поддаться импульсу: сам с собой договорится, расскажет про понравившееся «что-то» родителю, попробует поменяться игрушками...

Такой вариант показывает, что в семье не нарушены границы ребенка, что в процессе своего взросления он научился себя поддерживать, когда что-то является недоступным. 

Вредные детские привычки: откуда что берется?

Совсем другая картина, когда кроха растет под постоянным контролем и наблюдением, когда взрослый в любой момент может наказать его за что-то и в воспитательных целях отобрать на какое-то время собственные игрушки ребенка.

Да, куплены они взрослым, но после дарения эта вещь принадлежит ребенку, он становится ее хозяином, правообладателем!

Некоторые взрослые в порыве злости об этом забывают или не знают вовсе. Вобрав в себя такую модель поведения, ребенок несет ее в мир («Если со мной поступают плохо, значит, я это могу сделать в отношении другого человека»).

Постарайтесь пересмотреть свои родительские принципы.

Не поддавайтесь «стадным» рассуждениям: «у других дети сами засыпают: поплачет и успокоится», «меня тоже в строгости воспитывали – и ничего, вырос» и так далее.

Обращайте внимание на индивидуальности проявления привычки ребенка и по возможности пробуйте отследить причины ее появления. Если вы стали замечать у ребенка что-то новое в поведении, не спешите это резко менять, прерывать или порицать.

Учитесь собственной осознанности: задавайте себе побуждающие вопросы. Например, «Когда я вижу, что мой ребенок делает сосет палец, ругается, приносит чужие вещи домой, – что происходит со мной? Что я чувствую: злость, растерянность, стыд, вину, страх? Какое я оказываю влияние на формирование поведения ребенка?»

Поняв свои чувства и состояние, поискав способы помощи себе, скорее всего, вы станете большим помощником и для своего ребенка.

По материалам: parents.ru

 

Другие материалы:

Как вредно общаться с детьми?

12 родительских секретов воспитания

Воспитательный тупик: мама за а папа - против

Обсудить на форуме


Комментарии для сайта Cackle