Сколько его должно быть?
Большинство родителей хотят от своего ребенка все и сразу: он должен не только хорошо учиться в школе, но еще и спортом заниматься, и языками, и чем-то творческим.
У одних все идет гладко – ребенок всюду успевает и всем доволен. У других посещение секций, кружков и дополнительных занятий становится источником всевозможных проблем. Чтобы этих проблем избежать или хотя бы минимизировать, нужно учесть три фактора. Каких – рассказывает психолог Татьяна Никитина.
1. Темперамент и характер ребенка.
Как ни банально прозвучит, но к каждому ребенку нужен индивидуальный подход.
Это необходимо помнить, потому что из-за игнорирования этой аксиомы и возникает большинство проблем. Приведу пример из собственной практики.
Мама 14-летнего Кирилла однажды пожаловалась мне: сын подруги каждый день до позднего вечера занят на всевозможных кружках и секциях, да еще и учиться хорошо успевает. Ее же «лентяй» дважды в неделю ходит на волейбол, а от всех остальных занятий под разными поводами увиливает.
Если родители начинают настаивать, становится раздражительным, нервным, жалуется на усталость и с трудом встает в школу. Дело дошло до врача, но таблетки, мобилизующие внимание и снимающие стресс, ощутимо не помогли.
«Скажите, это он лентяй, или мы в чем-то виноваты? Нужно ли настаивать на увеличении количества внеурочных занятий или стоит дать ему больше свободы?» – спросила меня мама.
Главная ошибка этой мамы – сравнение своего ребенка с другими. Ошибка очень серьезная, но, к сожалению, распространенная. Многим родителям свойственно оценивать своих детей в сравнении с их ровесниками или даже с собой в детстве. А когда это сравнение оказывается не в пользу ребенка или не соответствует родительским ожиданиям, то дети еще и ярлыки получают: лентяй, трус, слабак.
Не исключено, что Кирилл и в самом деле склонен лениться, но прежде чем начать борьбу с этой ленью, нужно понять ее природу, а также принять тот факт, что все люди имеют разный темперамент и характер. И родительские ожидания должны всегда соотноситься с этим фактом, особенно при выборе внешкольных нагрузок для ребенка.
Забудьте об усредненных цифрах. Рекомендованные Минздравом в прошлом веке «два часа отдыха после школы» и «час спокойного досуга перед сном» не имеют ничего общего с действительностью. Только индивидуальный подход.
Для того чтобы определиться с количеством часов на учебу и отдых, постарайтесь понять, какой склад характера у вашего сына или дочки. В большей степени от этого (наряду со здоровьем) зависит, какие нагрузки и в каком количестве ребенок готов потянуть. Недостаточные нагрузки – это тоже плохо. А то, что для одних – нагрузки, для других – отдых.
Например, если ваш ребенок подвижный, энергичный, коммуникабельный, если он пребывает в приподнятом настроении, обладает хорошим аппетитом и крепко спит, то, скорее всего, он так называемый гипертим. А людям с чертами гипертима необходимо постоянно куда-то прикладывать свою энергию. Поэтому если такой подросток записывается во все новые секции и кружки – не стоит его ограничивать.
Гипертимам свойственно стремление к самостоятельности и свободе. Контроль и принуждение (в том числе в выборе секций и кружков) они переносят с большим трудом.
При этом интересы у гипертима могут быть совершенно разными и часто меняться – этому тоже не стоит удивляться и пытаться сосредоточить его на чем-то одном. Такой ребенок воспринимает занятия, предполагающие любую активность, не как нагрузку, а для него это скорее отдых. В этом случае родителям не стоит волноваться, что подросток перегружен.
А вот монотонная работа, требующая усидчивости и длительного сосредоточения, гипертимам дается тяжело. И если большинство дополнительных занятий у подростка будет подобного плана, то можно смело ожидать от него протеста: когда в занятиях нет мотивации, человек тратит значительно больше энергии, а значит, быстрее устает.
Совсем по-другому нужно вести себя с детьми «тревожного» типа. Они обладают слабой нервной системой, отличаются повышенной чувствительностью, быстрой нервной истощаемостью и хуже остальных справляются с нагрузками. Чаще всего это так называемые «домашние дети», склонные беспокоиться по любому поводу.
В отличие от гипертимов, эти дети не слишком стремятся к самостоятельности. Брошенные в свободное плавание, они чувствуют себя неуютно.
Особенно это касается мальчиков: нагружать их на полную катушку, «по-мужски», – очень опасно, это может привести к нервно-психическим заболеваниям.
Дети «тревожного» типа очень ответственные и старательные. Поэтому они более основательно подходят к изучению какого-то одного материала и не склонны к перемене увлечений. Добившись видимых результатов в любимом деле, они начинают получать удовольствие от занятий, а это, соответственно, уменьшает напряжение.
В то же время родители должны понимать, что слабость нервной системы таких детей и повышенная утомляемость не позволяют им добиваться выдающихся успехов в учебе и в спорте, поэтому нельзя требовать от них «невозможного».
Предлагать новые занятия «тревожным» детям нужно осторожно и продуманно: они больше остальных чувствительны к критике и оценкам со стороны, из-за чего у них часто развивается неуверенность в себе. Они склонны оценивать себя как ни на что не способных неудачников. Но быть неудачниками никому не по душе, поэтому такие дети не стремятся к новым секциям и кружкам.
Прежде чем уговорить их на новое занятие, родителем нужно убедить ребенка, что у него все получится.
Детей «тревожного» склада характера не привлекают шумные занятия и новые знакомства – ошибкой будет их навязывать. Они выбирают тихие увлечения – рисование, лепку, конструирование, исследовательскую работу. Если вы хотите, чтобы «тревожный» ребенок как можно дольше посещал занятия, находите поводы его хвалить.
Перехвалить «тревожного» ребенка практически невозможно.
Гипертимами и «тревожными» детьми не исчерпывается многообразие типов характера. Восемь основных типов характера в очень доступной форме описаны в книге знаменитого отечественного психолога Юлии Гиппенрейтер «У нас разные характеры. Как быть?».
В любом случае, планируя дополнительные занятия для своего ребенка, проанализируйте: как он обычно относится к внеурочной работе, чем делится с вами, как реагирует на свои успехи и неудачи, отражаются ли они на его настроении, сне и так далее.
И уже в зависимости от этого, определяйте количество свободного времени и внешкольной нагрузки.
2. Интересы.
При определении количества внеурочных нагрузок, учитывайте интересы ребенка.
Когда занятия ребенку (любого склада) интересны, когда он идет на них с удовольствием, они не вызовут в нем такого напряжения, как те, на которые он вынужден ходить в силу сложившихся обстоятельств (отставание, поступление, прихоть родителей).
Немаловажную роль играет также личность преподавателя, методика и коллектив – все это может повлиять на то, станут ли занятия тяжким бременем, отнимающим силы и энергию.
Часто бывает такое, что ребенок ходит на занятия английским языком или в музыкальную школу и воспринимает это как тяжкий труд (со всеми вытекающими последствиями в виде усталости, раздражительности и т. д.). А на следующий год меняется место занятий или преподаватель и – о чудо! – занятие становится приятным для ребенка. Ну а как только оно становится приятным родителю уже не стоит так сильно опасаться за перегрузки.
Так что тщательно выбирайте куда и «на кого» ходить. Не бойтесь менять курсы, группы, секции. Находите для подростка места, где ему будет комфортно – это избавит вас от многих проблем.
3. Сочетание нагрузок.
Важно понимать, что после шести-восьми часов интеллектуальных нагрузок в школе еще два часа языковых курсов могут стать непосильной задачей даже для ребенка с сильным типом нервной системы.
А вот если в промежутке между интеллектуальными нагрузками будут физические или творческие, то и соответствующие системы организма отдохнут, и результат занятий будет выше, а степень усталости – ниже.
Важно чередовать нагрузки. Чем больше зон мозга будут отдыхать во время следующего занятия, тем легче будет ребенку и тем выше будет результат.
Например, если на одном занятии ребенок много писал и запоминал, то на следующем надо постараться запоминание и письмо исключить.
Пусть рисует, считает, двигается, воображает. С физическими нагрузками (спортом) в любом случае нужно быть осторожнее. Когда они чрезмерные, то после них любые виды деятельности будут казаться сложными, а память и внимание не смогут работать на должном уровне.
Самые приятные занятия лучше отложить на более позднее время, когда остается меньше сил.
То же самое касается и выбора времени. Все самое сложное – после выходных, более приятное и простое – перед выходными днями.
Источник: mel.fm
Другие материалы: