Развиваем речь в домашних условиях

Мы продолжаем консультации с профессиональным логопедом.

Оказалось, это очень актуальная проблема. И сегодня наш специалист Суслова Светлана Владимировна расскажет, как можно заниматься с ребенком развитием речи дома.

Корректировать речь можно разными способами. Наиболее эффективными считаются:

  • использование логопедических сказок (текстов со сказочным содержанием, в которых встречается большее количество одинаковых звуков),
  • проведение занятий с природным материалом (водой, песком, камешками),
  • игры с куклами,
  • работа с графическими схемами или приём мнемотехники (специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей)),
  • широкое использование дидактических пособий (например, кубиков) и любой другой творческой деятельности.

Давайте разберем подробнее, в чем конкретно состоят эти приемы, чем они полезны, и как взрослые, не специалисты в области логопедии, могут заниматься с детьми дома.

Заниматься играя! Это очень важно! Потому что работу по коррекции речи может проводить ТОЛЬКО специалист (логопед, дефектолог и т.д.) Однако, выполняя рекомендации, играя дома с детьми, родители могут существенно ускорить процесс становления речи. А поскольку ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра, то процесс будет не только полезным, но и очень интересным для детей.

В первую очередь обратите внимание на развитие мелкой моторики — точных движений пальцев рук. Это может быть рисование, лепка, пальчиковый театр, куклы на палочках, би-ба-бо (перчаточные куклы), рукавичные, картонные и другие. Взрослый и ребенок говорят уже не за себя, а за своего героя. Таким образом, куклы становятся настоящими помощниками: они снимают эмоциональное напряжение. Ребенку легче рассказать такому персонажу что-либо, чем взрослому или другим детям.

Рукавичные куклы способствуют совершенствованию моторных навыков, координации движений правой и левой рук, а также развитию связной речи.

Детям очень нравится пальчиковый театр.

Он особенно ценен тем, что в 5-6 лет успешно готовит руку ребенка к письму, хотя играть в него можно в разном возрасте.

Пусть малыш как можно больше работает своими «непослушными» пальчиками: застёгивает пуговицы, шнурует ботинки, помогает маме на кухне (перебирает горох, рис, гречку и даже пшено).

Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности оказывают разнообразие и доступность объектов, которые ребёнок может исследовать: смотреть на них, пробовать на вкус, манипулировать, экспериментировать, совершать маленькие открытия. Инстинктивно малыш уже на первом году жизни неудержимо тянется к песку, воде, глине, камешкам, дереву, бумаге. Игры с природными материалами позитивно влияют на эмоциональное состояние маленького человека, что делает их прекрасным средством для развития и саморазвития. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности (ощущений от прикосновения) и мелкой моторики рук, дети учатся рассказывать о своих ощущениях. А это способствует развитию речи, внимания и памяти.

Малышу понравится и «пальчиковый бассейн» – он очень хорошо тренирует движения пальцев рук. Такой бассейн легко «построить» дома. Возьмите поднос размером не меньше, чем альбомный лист — на нём будете рисовать. Насыпьте на него слой любой крупы (от манки до гречки, рис или пшено) или песок — рабочая поверхность готова. Попросите ребёнка изобразить солнышко, шарик, ёлочку, — да что угодно.

Он выполнит задание с удовольствием. Можно сначала рисовать правой рукой, затем левой… и даже двумя руками одновременно.

А вот еще интересный способ «рисования». Для этого понадобится крупная крупа (чем младше ребёнок, тем крупинки должны быть больше) или мелкие камушки, ракушки, скорлупки от орехов. Заранее подготовьте или нарисуйте вместе с ребёнком контур любого образа: инопланетного корабля, кошки, цветочка. Теперь подошла очередь малыша включиться в работу — по созданному контуру выложить крупинки-камушки.

Игры на развитие моторики пальцев рук способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей. Стабилизируют внимание, создают базу для обеспечения перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц.

Не выбрасывайте яичную скорлупу, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребёнок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте её любыми красителями. Нанесите на бумагу (или картон) тонкий слой пластилина, он будет фоном, затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков скорлупы. Увлекательными могут быть игры с солёным тестом. Поделки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть. Приготовить его просто: два стакана муки, стакан соли и стакан воды, две столовые ложки растительного масла — всё смешать — и получится мягкий комок.

Часто дети, которые плохо говорят, ещё и плохо кушают. Им сложно съесть, например, целое яблоко или кусок мяса. Вызвано это слабостью мышц, что задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Для укрепления челюстных мышц нужна тренировка: чаще предлагайте ребенку жевать сухари, целые овощи и фрукты, кусковое мясо. Для развития мышц щёк и языка, покажите ему, как полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.

Помогайте своему ребёнку вырабатывать правильное речевое дыхание, которое обеспечит полноценное звукообразование, громкость речи, сохранение плавности речи, интонационную выразительность. Воздушная струя является источником образования звуков речи. Речевое дыхание осуществляется через рот — за вдохом следует пауза, затем плавный выдох.

Для формирования продолжительного выдоха пускайте мыльные пузыри; надувайте воздушные шарики, весёлые язычки; дуйте на разноцветные вертушки и одуванчики. Можно дуть через соломинку в стакан с водой.

Можно даже играть в «футбол»… только без помощи ног. Возьмите готовую небольшую «арочку» или постройте её с ребёнком из конструктора — это будут ворота. Установите эту конструкцию на столе. Скатайте шарик из ваты. Всё готово для необычного футбола. Положите ватный шарик на небольшом расстоянии от ворот.

Задача ребёнка — «забить» гол, то есть задуть ватный шарик в ворота!

Кстати, эту игру можно перенести на воду. Вместо ватного (вата будет мокнуть) возьмите полый пластмассовый шарик. Можно соорудить маленький кораблик или лодочку из бумаги. Воду налейте на поднос.

Детям очень понравятся такие забавы.

Можно предложить еще одну игру: помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребёнку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.

Другой вариант упражнения: подберите картинки с изображением предметов, названия которых отличаются одним звуком, например: «дом»- «дым», «мышка»- «мишка». Попросите показать, где один предмет, а где другой.

Предложите ребёнку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук (ч) — чашки, чайник…

Поиграйте в магазин. Покупайте только продукты или товары, в названии которых есть звук (р), (с) или другие. Эти игры помогают развиваться способности различать и узнавать различные звуки родного языка. А это важный фактор в процессе успешного становления речи.

Логопедические сказки могут быть разными, не только по автоматизации звуков. Они могут иметь различную наполняемость. Это зависит от тех целей и задач, которые должны быть достигнуты. Например, сказки о «весёлом язычке» (артикуляционная гимнастика).

Для достижения результатов играть с малышом нужно каждый день.

Основная трудность для родителей — вовлечь ребёнка в целенаправленный процесс. Игры для развития речи нужно чередовать, предлагать дозировано, следить за реакциями малыша, чтобы они не стали утомительными. Необходимо заинтересовать ребёнка. Можно отправиться в «путешествие» в волшебную страну или на помощь любимому сказочному герою.

Используйте простые, хорошо знакомые ребёнку («Репка», «Три медведя», «Теремок»). Сюжет сказки должен быть интересным, вызывать эмоциональный отклик. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Спросите ребенка, что делали герои, для кого, кто где жил или, может быть, прятался. Такие игры развивают правильное употребление предлогов, падежей, помогают формировать простые фразы. Постройте с ребенком «теремок» для зверят. Ребёнок строит свой домик из геометрических фигур, разных по цвету и величине. Это развивает моторную координацию, цветовосприятие, конструктивный праксис. В процессе таких увлекательных игр можно задействовать различные виды кукол и просто любимые игрушки.

Детям постарше предложите схематично зарисовать строчки зачитываемых стихов или сюжет сказки, потом попросите воспроизвести текст по собственным рисункам.

Я сосульку не сосу…

Я домой ее несу.

Стало ей от солнца жарко —

Мне ее ужасно жалко.

Пусть все лето, целый год

В холодильнике живет.

А Горбунова

 

 Эта увлекательная игра развивает навыки рисования, способность улавливать главную мысль и обобщать, а также, конечно, помогает усвоить информацию и тренирует память. Позволяет развивать у детей мышление, внимание, воображение, сообразительность, наблюдательность. Благодаря такой игре можно обогащать словарный запас, обучать правильному звукопроизношению.

Используйте этот прием при загадывании и отгадывании загадок, при заучивании стихов, пересказах художественной литературы, самостоятельном составлении рассказов. Это одно из направлений сложной системы, которую обозначают как мнемотехника (искусство запоминания). На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит информацию. Они служат зрительным планом. Помогают выстраивать последовательность сказки (рассказа). Игры с использованием элементов мнемотехники обеспечивают эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Озвучивайте любую ситуацию, когда ребёнок рядом — видит и слышит вас. Старайтесь говорить просто, чётко, внятно, выразительно. Не говорите в «пустоту», смотрите ему в глаза, чтобы малыш видел вашу артикуляцию. Не употребляйте много длинных фраз, большое количество незнакомых слов. Так ребенок быстро устанет и потеряет интерес к процессу.

Если ребёнок вообще не говорит, чаще вовлекайте его в диалог, приветствуйте и одобряйте, любой ответ (жест, выразительный взгляд). Поддерживайте его желание вступить с вами в контакт. Играя, учите подражать (как мышка пищит, как кошка мяукает и т.д.) Специально создавайте ситуации, где нужно подражать. Провоцируйте, проявляйте искусственную «непонятливость»: » Я не понимаю… Что ты хочешь?»

Предоставляйте ему возможность выбора: «Ты хочешь яблоко или банан? Яблоко зелёное или жёлтое? Ты хочешь половину яблока или целое? Тебе дать куклу или мишку?»

Учите ребёнка показывать. Чаще спрашивайте: «Где стол? Где мяч?» и т.д.

Читайте как можно больше коротких стихов и сказок (доступных по содержанию). Возвращайтесь, перечитывайте их много раз — не стоит бояться, что это надоест ребёнку. Обыгрывайте содержание (сказок, стихов, небольших рассказов). Покажите его в лицах и с предметами.

Когда ребёнок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.

Смотрите вместе хорошие, добрые фильмы, мультфильмы («Мы делили апельсин», «Терем-теремок» и т.п.) комментируйте происходящее действие в них.

Игр для развития речи огромное множество. Играйте! Помогайте деткам развиваться и совершенствоваться!

 Но самое главное – будьте терпеливы, спокойны и ласковы! Тогда всё получится! У вас талантливые дети! smile

 

Другие материалы:

Не полагайтесь на авось