Московские школы (читай образовательные центры), построенные по типовым проектам, хотят приукрасить, а точнее сделать их не только красивыми, но и уютными и удобными для обучения. Что для этого надо?
Студия Артемия Лебедева совместно с Московским архитектурным институтом разработала пилотную версию руководства по оформлению типовых школ. Что из этого выйдет, покажет время. А сами разработчики так анонсируют свои нововведения: «Трудно поддерживать хороший рабочий настрой и желание познавать новое в помещении с облупившейся блёклой краской и разодранным полом. Практически невозможно воспитать вкус и научиться воспринимать искусство в окружении эклектичной смеси китча и офисной эстетики, наложенной на устаревшие советские представления об оформлении интерьера. Сложно обучаться и обучать в неоптимизированном пространстве, где нужно тратить время и усилия, чтобы достать необходимые для работы материалы».
Во введении к руководству авторы в частности предлагают убрать все решетки с первых этажей окон, считая это «отталкивающим» фактором, что, по их мнению — «портит вид снаружи и создаёт гнетущее ощущение внутри», Исключение делают только для бухгалтерии.
Сайт Мослента выбрала самые необычные, интересные и в некоторых случаях неожиданные предложения авторов проекта, добавив к ним комментарии школьников, психологов и конечно педагогов.
Наталья Бурмистрова, педагог-психолог, кандидат психологических наук: Решётки на окнах, конечно, запускают определенную цепочку ассоциативного мышления. Это может вызывать дискомфорт. Но, я думаю, не такой значительный, чтоб так пристально к этому обращаться. Решётки стоят на окнах и многих квартир, располагающихся на первых этажах. В школе же решётки обусловлены не только тем, чтобы никто не вошёл. С первого этажа летом через открытое окно легко «выбежать» в магазин, покурить… Внимания дежурного учителя может не хватить на столько отвлекающих факторов.
Алексей Рубин, победитель конкурса «Педагог Москвы-2015»: Я согласен, что любые, даже самые искусные решётки, способны испортить внешний вид любого здания. Действительно, при наличии охраны, ограждения, а в идеале и датчиков объёма и движения, от решёток можно отказаться без ущерба для безопасности.
Софья Булгакова, ученица 9 класса: В моей школе не установлены решётки на окнах. Но не думаю, что они могли бы вызвать сильный дискомфорт. Мне кажется, это зависит от района, где находится школа, ее финансового положения и некоторых других факторов.
Стеклянные двери
Руководство предлагает разделить каждый тип помещения на функциональные зоны (учебную, игровую, учительскую, санитарную и т.д.) и учитывать их особенности при оформлении помещений. Дизайнеры жёстко критикуют типичные для российских школ решения, например, визуальное разделение стен на две части. Советуют быть проще: однотонные светлые стены — яркая мебель, или же наоборот. А двери почему-то рекомендуют «с окнами».
Психолог: Это, безусловно, отвлекающий фактор. Особенно для учащихся, имеющих трудности с произвольным вниманием. Мы даём рекомендацию сажать таких ребят дальше от окон, а тут дверь… Каждая мелькнувшая в стеклянной вставке тень будет приводить к тому, что несколько взглядов в классе будут обращены в её сторону. Кроме того, дополнительные стеклянные поверхности могут разбиться в случае неаккуратного обращения, а в школе возможно всё. Это повышает травмоопасность.
Педагог: Я считаю, что стеклянные двери — это нежелательное нововведение для школы, так как они порождают опасность травм. Дети будут чаще отвлекаться на проходящих по коридору людей, снизится фактор комфорта и уюта внутри помещения. Такие двери лучше подойдут для пищеблоков.
Пётр Зверев, ученик 9 класса: Двери со стеклянными вставками, которые и стоят у меня в школе, гораздо лучше обычных. Лично мне это, как стеснительному человеку, помогает узнать, не ошибся ли я кабинетом, не открывая двери и не мешая классу.
Егор Сосницкий, ученик 6 класса: В нашей школе деревянные двери. Их поставили в прошлом году, но в некоторых кабинетах они уже слетели с петель и пришлось ремонтировать. Мне кажется, что стеклянные пострадают еще быстрее. Мы с друзьями любим баррикадироваться в кабинете.
Типовые иллюстрации в стиле мурализма (художественное направление возникшее в Мексике в начале XXв. — суть которого состояла в оформлении общественных зданий циклами фресок из истории страны, жизни народа, его борьбы)
Чтобы родителям и новым ученикам было легко ориентироваться в школе, дизайнеры предлагают специальную систему навигации с табличками и указателями в едином стиле. Для декорирования стен созданы готовые трафареты с яркими иллюстрациями по примеры работ художников-муралистов. Но от сцен из известных мультиков рекомендовано отказаться.
Психолог: Да, герои мультфильмов не очень подходят для школы. Но и заменять оформление чем-то вроде предложенного не стоит. Во-первых, это убивает индивидуальность помещений, школа всё-таки должна быть уютной, особенной (как и наши дома), и чем-то отличаться от других школ. Значительно интереснее украсить стены природными картинками или тематическими фотообоями. Например, узнаваемыми образами Великобритании около кабинетов английского.
Педагог: Мне кажется, не стоит украшать стены школы векторными орнаментами или картинками, состоящими из узоров. Герои мультфильмов же больше подойдут для поликлиник, нежели школьных помещений. Я бы разукрасил стены фотообоями с изображением природы или животных. А ещё нужно предусмотреть возможность организации мобильных выставок работ обучающихся.
Ученик 9 класса: Стиль неплохой, но я бы лично предпочёл сцены из известных мультиков. Предложенные изображения немного девчачьи. Не факт, что они всем понравятся.
Официальные смайлики
Для составления расписаний и объявлений авторы предлагают готовые шаблоны. Студия Лебедева даже разработала для школ шрифт «Директор», которым должны набираться все сообщения. По стилю объявления рекомендуют делать интересными, заметными и понятными, без канцеляризмов и речевых штампов, а также использовать специальный перечень мини-картинок.
Психолог: Если типовыми символами обозначать основную тематику объявления, а содержание передавать текстом, то это отлично. Картинка действует на образное мышление, задействуя одно полушарие, текст же задействует другое полушарие. Так объявления будут лучше восприниматься разными людьми, больший охват. Главное, чтобы разработанные символы были понятны, однозначны в трактовке.
Педагог: При использовании любой графики нужно иметь в виду, что она должна быть понятна всем школьникам без исключения. Мы на самом деле живём в мире символов и графики. Если приучить детей раскодировать такие изображения с ранних школьных лет, им будет проще в дальнейшей жизни. С другой стороны, повсеместная замена слов на символы может привести к обеднению языка.
Ученица 9 класса: Очень интересная идея. Мне она по душе! Такие «изюминки» не могут не привлечь.
Неформальная угроза
Все таблички нужно переформулировать, считают разработчики. Они уверены, что «типовое объявление» школьники воспринимают как нечто необязательное. Более того, их нужно сопровождать объяснениями и дополнять информацией о последствиях нарушения. Например: не «Правила поведения на территории школы», а «Чего нельзя делать нa школьном дворе»; не «Курение в школе запрещено. Федеральный закон № 15-ФЗ», а «За курение в туалете оштрафуют школу, а платить будут ваши родители».
Психолог: Тут вопрос к восприятию текста, заменяющего официальный. Изначальные варианты воспринимаются как правило. Замещающий текст слишком упрощён, напоминает повседневное общение, воспринимается как лёгкая угроза. И совершенно неоднозначно, к чему он будет «побуждать» школьников на самом деле. «Доверия» больше вызывают упоминания законов, замещающий текст звучит, скорее, как просьба администрации, которой может захотеться «пренебречь», потому что непонятно, чем подкреплено это требование.
Педагог: Я считаю, что это правильно. Так понятнее.
Ученик 6 класса: Мне нравится. Сразу ясно, что делать надо или не надо и какое будет наказание.
Ученик 9 класса: Это неправильно. Прямое цитирование закона гораздо больше пугает, нежели «простые» объявления.
Меньше картинок
Рекомендуется, чтобы на плакатах была представлена только та информация, о которой говорится в заголовке, потому что «дополнительные развлекательные иллюстрации мешают восприятию материала». Речь идет, в частности, о таблице умножения.
Психолог: Восприятию таблиц и схем картинки действительно отвлекают, они мешают системному восприятию. А вот текстовую информацию картинки дополняют и разнообразят, помогают ассоциативному запоминанию. Сплошной текст без картинок хуже воспринимается и хуже запоминается, особенно в младших классах.
Педагог: В последние годы наш глаз больше привык воспринимать информацию в графическом виде: в социальных сетях, на плакатах, баннерах. Это как книжка без картинок: прочитать можно, но удовольствия явно меньше, особенно для ребёнка. Мне кажется, картинок должно быть столько, чтобы не отвлекать от сути передаваемой информации.
Ученица 9 класса: Действительно, в кабинетах старшей школы развлекательные иллюстрации мешают. Но, когда я была младше, мне, наоборот, нравились картинки в классах.
Формулы в неожиданных местах
Дизайнеры разработали готовые шаблоны для украшения помещений, которые наглядно демонстрируют законы физики, геометрии и другие научные факты. Считается, что если такие рисунки будут постоянно попадаться на глаза, то лучше запомнятся. Например, расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда предлагается разместить в туалетах над писсуарами.
Психолог: Да, это будет способствовать непроизвольному запоминанию. Однако при их размещении нужно учитывать побочные отвлекающие факторы. И формулы, конечно, стоит дополнять контекстом, чтоб это был не просто набор символов, не понятно к чему относящихся.
Педагог: Полностью согласен. Мне кажется, что чем больше вокруг ребёнка будет полезной информации, тем больший её объем он усвоит.
Ученик 6 класса: Идея интересная, но я, наверное, не особо что-то запомню. Потому что в туалете или коридоре я несильно думаю об учёбе.
Реорганизация библиотеки. Дизайнеры полностью пересмотрели правила организации пространства и предложили отказаться от привычного хранения предметов. Например, книги в библиотеках предлагается размещать в отдельных разноцветных контейнерах по темам. А вызвать интерес к чтению, по мнению авторов, смогут различные призывающие фразы на двери.
Психолог: Это логично. Систематизация приводит к порядку не только на полках, но и в головах учащихся.
Педагог: Идея неплохая, однако что ни делай, лет через десять в такой библиотеке не будет никакого смысла, в лучшем случае, все перейдут на электронные книги. Лучше уже сейчас заключить контракты с электронными библиотеками, а освободившиеся помещения переопределить для использования во второй половине дня.
Ученик 6 класса: А какая разница? Книги же все равно останутся книгами. А красивая фраза не заставит перечитать всю библиотеку.
Ученица 9 класса: Это может стать «изюминкой» школы. Но стандартное расположение книг на полках лично мне больше нравится.
Активные игры
Разработчики уверены, что активный отдых на переменах будут способствовать учебному процессу, поэтому директорам стоит найти место для игровой зоны. Там можно нарисовать на полу классики или положить ковёр с твистером, установить сухой бассейн, теннисный стол и много чего другого, вплоть до стенки для скалолазания.
Психолог: Смена деятельности — лучший отдых, особенно для маленьких. И чем бегать по коридору или сидеть в гаджетах, полезнее организованная активность. Дежурный учитель всегда поможет и проследит за безопасностью. К этой идее добавить бы не только активные игры, но и спокойные: если будут стоять наборы шахмат и шашек, головоломки и прочее — это будет преследовать те же цели, но уменьшит риск того, что дети не переключатся к уроку. Например, дежурный учитель может чередовать активные игры со спокойными, которые хорошо использовать в конце перемены.
Педагог: Идея хорошая. Дети быстро утомляются, им хорошо расслабляться на большой перемене. Другое дело, что за детьми при игре нужно обязательно наблюдать, так как игра может вызвать травмы.
Ученица 9 класса: Начальная школа будет рада. Пожалуй, такое времяпрепровождение будет более уместным всё-таки для групп продлённого дня.
Ученик 6 класса: Это классно! Я бы и в школу ходил только ради игр.
Рисование на стенах. Развлечению, или отвлечению, уделяется много внимания в руководстве. Дюжина идей взята из опыта зарубежных школ, например, меловая или магнитная доска во всю стену в коридоре.
Психолог: Хорошая идея. Школьники часто рисуют на классных досках, потому что это интересно, а учителю надо готовиться к уроку или проветривать помещение, и доска оказывается под запретом. В коридоре может, конечно, и не по назначению использоваться, как впрочем и что угодно. А за отсутствием конфликтов и применением всегда может последить дежурный учитель. Дополнительные возможности самозанятия школьников приведут к снижению запрещенной активности.
Педагог: Нет, на стенах рисовать не стоит, это приобщает к бескультурью.
Ученик 9 класса: Рисование на стенах — очень плохая идея. Я уверен, что уже через два дня на ней будут красоваться… скажем так, нецензурные надписи.
Где вешать президента
Дизайнеры обратили внимание и на мелочи интерьера: разрабротаны пособия, как лучше разместить крючки, вешалки, мусорные вёдра, мягкие подушки, чтобы школьные помещения стали удобными и уютными. Отдельное внимание уделено размещению обучающих и познавательных материалов. Даже даны рекомендации по установке портрета президента. Над классной доской — нельзя!
Психолог: Портреты — это, скорее, пропаганда и символика. Патриотизм лучше развивать беседами и тематическими мероприятиями. Так это более близко и понятно. При ведении такой работы совершенно неважно, где будут висеть портреты.
Педагог: На мой взгляд, выбор места, где повесить портрет лидера, не имеет значения. Я считаю, что гораздо лучше информировать учащихся в формате «А знаете ли вы, что…», после чего дать информацию, которая сможет поразить и впечатлить школьника, а также воспитать у него гордость за родную страну.
Ученик 6 класса: Нет никакой разницы, где висит портрет. Я и так знаю, кто президент.
Резюме
Ну, что ж интерес к возможным нововведениям проявлен. Но «стандартизация» оформления школ вызвала негативную реакцию. Все высказались за то, чтобы у учебных заведений были собственные изюминки, колорит, за который дети любят свои школы, вспоминают их и ценят. «Стандартизация хороша в плане нормативов, документов, но никак не мебели, оформлений и прочего. Это излишний формализм и дополнительная нагрузка, и „головная боль“ для сотрудников», — считает психолог.
Иллюстрации: img.artlebedev.ru
По материалам сайта Мослента
Подготовил Владимир Речменский
Другие материалы:
Арбенина, Бутырская, Суханкина, Дибров проводили детей в школу