Что объединяет школьников и студентов с разных уголков страны? Не догадаетесь… Космос! Ребята из Казани, Челябинска и Подольска запустили свои спутники в космос, чтобы изучить Землю, её особенности и разнообразные природные явления.

 

Казань

Вот уже около года над нами летает космический аппарат, разработанный и запущенный КНИТУ-КАИ (Казанский национальный исследовательский технический университет). Однако, если бы не одаренные школьники, этот проект не состоялся бы.

 

 

— Когда в прошлом году в августе выводили спутник КАИ-1 на орбиту, конечно, было огромное волнение, — вспоминает Динар Габидуллин, директор специализированного учебно-научного центра КНИТУ-КАИ. — Бывали случаи, что аппарат выходит в космос, но не работает. И наш тоже поначалу капризничал. Конечно, он явил признаки жизни, но на наши команды не реагировал. И только на второй день он полноценно заработал. Был риск, что аппарат превратится в бессмысленный кирпичик, который просто летает вокруг Земли и передает информацию о своем присутствии.

Первый татарстанский и вузовский спутник КАИ-1 до сих пор в космосе. Весом он всего три с половиной килограмма. Но это историческое событие могло и не состояться, если бы не школьники.

В 2015 году в Казани на базе КНИТУ им. Туполева открылась школа-интернат для одаренных детей с углубленным изучением физики и математики. Детей в это учебное заведение набирали со всей страны. И в тот момент у его директора возникла мысль: поскольку ребята лет через десять возглавят инженерные разработки, то они со школьной скамьи должны быть причастны к большим проектам.

Чтобы понять, какая полезная нагрузка необходима, школа-интернат совместно с «Университетом талантов» провели республиканский конкурс среди детей Татарстана и поинтересовались, у кого какие идеи есть на тему космоса. Дело в том, что в рамках проекта «Дежурный по планете»* учебный центр должен вовлечь в данный проект как можно больше молодежи.

 

Фото: kai.ru

 

Ученики 9-10-х классов предложили следующее: разместить шесть камер по корпусу и постараться получить изображение того, что происходит вокруг спутника, а потом свести его в панорамную картинку. Задача непростая, поскольку камеры нужно запитать от солнечных батарей, чтобы они научились передавать изображение на Землю и принимать сигнал с планеты. В школе решили обратиться к старшим товарищам в вуз. Дескать, мы получили возможность запустить свой спутник, есть место и для вашего проекта-эксперимента, так что помогите нам.

— Вначале мы несколько скептически смотрели на эту идею, — вспоминает Артем Кузнецов, доктор технических наук, профессор кафедры радиофотоники и микроволновых технологий КНИТУ-КАИ. — Казалось утопией, что с помощью школьников мы сможем запустить первый спутник КАИ. Но, оценив техническое задание, поняли, что проект вполне жизнеспособный.

Большую часть изготовления спутника взяла на себя компания «Нилакт ДОСААФ» в Калуге, где находится и центр управления аппаратом. Туда руководитель проекта и несколько школьников, кто больше всего работал над проектом, и отправились, чтобы в прямом эфире понаблюдать за запуском ракеты. Самостоятельно такой наноспутник на орбиту не выведешь. Они идут попутным грузом к большому аппарату, в данном случае — иранскому спутнику.

— В Калуге была особая атмосфера, там все как в американских фильмах, — вспоминает Динар Габидуллин. — Сотрудники учреждения собрались возле Центра управления полетом и с напряжением ждали, чем закончится старт. И когда все прошло благополучно — тут же аплодисменты, поздравления, объятья. На детей это произвело огромное впечатление. И само ощущение того, что вот ты несколько недель назад работал над какой-то деталькой, а теперь она в космосе, говорит о многом. Может быть, некоторые взрослые разработчики и относились к школьному проекту как к забаве, но для ребят это было далеко не так.

Дети до сих пор получают координаты и могут по ним выстраивать модель движения своего спутника.

Нынешний спутник вряд ли доживет до следующего Дня космонавтики. Обычно жизнь таких наноаппаратов длится около года. Потом начинают отказывать солнечные батареи, а значит, и жизнеспособность спутника подходит к нулю. После этого он превращается в космический мусор и сгорает в атмосфере. Но им уже готовят смену )

*Дежурный по планете — программа технологических конкурсов и проектов для школьников 7-11 классов по наблюдению Земли из космоса.

 

Челябинск

Радиолаборатория «Импульс» Дворца пионеров и школьников (ДПШ) им.Крупской стала участником большого космического проекта — школьники под руководством педагога Евгения Мельникова создали и запустили в космос свой первый спутник «СтратоСат-ТК1А».

Как рассказал руководитель лаборатории, это не только первый спутник «Импульса», но и первый, собранный в Челябинске спутник, находящийся на околоземной орбите.

 

Фото: tsargrad.tv

 

«Уникальность этого запуска в том, что наш пикоспутник StratoSat-TK1A имеет размеры всего-лишь 50×50х50 мм и собран на платформе TinySat, разработанной компанией “Малые космические системы”. Он установлен в кубсат StratoSat-TK1 компании “Стратонавтика” вместе c еще пятью пикоспутниками. Кубсат Stratosat-TK1 имеет размеры 100×100х340 мм, в течение нескольких дней после вывода его на орбиту будут проводиться различные тесты. Затем он раскроется и выпустит шесть пикоcпутников, в числе которых и наш. Как только это произойдет, наш Stratosat-TK1A начнет свою работу», — рассказал Евгений Мельников.

Спутник, созданный вопитанниками ДПШ, будет передавать свой позывной сигнал и телеметрию на Землю, а они будут следить за его работой со своей радиостанции R8AN. «Спутник будет передавать свой позывной RS45S и две буквы, в телеграфном режиме. Каждой букве соответствует свой параметр: первая буква — это напряжение бортовой сети, а вторая — температура аккумуляторов. По этим данным мы будем оценивать ситуацию на борту», — отметил Евгений Мельников.

Ребята из радиолаборатории «Импульс»
Фото: chel-dpsh.ru

По словам юных инженеров, их спутник функционально сложнее, чем первый советский. Например, потому что он может подзаряжаться самостоятельно с помощью солнечных батарей.

Добавим, челябинский спутник сможет находиться в космосе несколько лет.

 

Подольск

Космический спутник «УмКА-1», который собрали ученики школы № 29 Подольска, подал первые сигналы из космоса. Над «УмКА-1» начали работать еще в 2019 году, сообщает пресс-служба министерства территориальной политики региона.

Как признается один из разработчиков (на тот момент еще школьник) Илья Атрошенко, идея пришла спонтанно. Шутливая идея вылилась в проект. Предложение ребят поддержал замдиректора по научно-методической работе, учитель физики Игорь Царьков. Спутник решили назвать «УмКА». Причин две: «УмКА» – это аббревиатура: учебный малый космический аппарат. И так совпало, что Умка – медвежонок из мультика, который смотрел на звезды. А спутник тоже задумывался так, чтобы он мог смотреть на звезды, да еще и изображение присылать.

 

Фото: Администрация г.о. Подольск/ ВК

 

Юноши вместе с наставниками работали над «Умкой» около пяти лет. А 27 июня 2023 года «УмКА-1» стартовал на ракетоносителе «Союз-2.1б» с космодрома Восточный.

Всего в этот запуск ракета вывела на орбиту 42 малых спутника. О том, что он удачно долетел, его создатели узнали в центре управления полетом в своей школе. Его специально создавали параллельно со спутником. Когда «УмКА-1» освоится на орбите, из школьного центра управления ему начнут давать задания на съемку окружающих его объектов: звезд, планет. Причем проект планируют расширить настолько, что заказать изображения с этого спутника сможет любой желающий.

 

Фото: letaibe.media

 

Если все пойдет по плану, и «УмКА-1» сможет выполнять свои задачи, то он проработает в космосе около 3 лет. После чего солнечные батареи спутника деградируют, перестанут вырабатывать электроэнергию и деятельность аппарата прекратится. При хорошей траектории спутник может находиться на орбите до 15 лет, медленно теряя высоту, наконец войдет в плотные слои атмосферы и сгорит в них.

Какие одаренные ребята учатся в разных регионах России. С их баллами на ЕГЭ для них открыты двери ведущих вузов страны. Но главное, что школьники поучаствовали в историческом проекте — создании спутников. И те компетенции, которые они получили, работая над поставленными задачами, не пропадут даром.