Наши мамы любят убираться и выбрасывать, на их взгляд, ненужное старье. Но иногда детям удается спрятать от бдительного маминого взгляда жутко интересные старые вещи, которые постепенно собираются, собираются, и со временем, из того, что совсем недавно было старым хламом и пылесборником, превращается в уникальную коллекцию. А сам отважный собиратель из нарушителя домашнего порядка – в коллекционера.

Не знаю, так ли было у популярного журналиста и радиоведущего Михаила Куницына (а с конца 2012 года – автора и ведущего лекций- спектаклей об истории музыки и грамзаписи),

но коллекция уникальных граммофонов и старинных пластинок получилась очень интересной. И вот эту самую коллекцию он представил в Доме-музее М.С. Щепкина Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина. Выставка называется «Концерт для граммофона. Русское музыкальное и драматическое искусство, запечатленное в грамзаписи». И, разумеется, Михаил пригласил нашего главного редактора Настену.

Хотите верьте, хотите – нет, но ОНА звучала.

Проводов не было. Никаких лампочек и индикаторов. И даже Интернета с wi-fi. А из огромной трубы звучала музыка!

Я сначала испугалась: такие необычные были звуки.

С хрипотцой и шипением, но все равно – музыка. Набравшись смелости, я заглянула туда.

Труба была похожа на пещеру, но уже нестрашно. Мы с дядей Мишей даже потанцевали.

А потом он показал всем, кто собрался на открытие выставки, много странных аппаратов,

которые помогали нашим прапрадедушкам и прапрабабушкам – слушать музыку. И все это без привычных электроприборов. Просто ручка (я даже покрутила), иголка и пластинка.

Теперь я знаю, что эти устройства называются граммофонами.

У всех я искала, где же прячется звук.

Оказалось, что везде, по-разному: где-то в большом ящике,

похожем на шкаф,

а где-то в маленькой коробочке, на которой дядя Миша разрешил мне самой поставить пластинку.

Кроме граммофонов на выставке дядя Миша показывает и старинные пластинки. Оказывается, самые первые «диски» делали не из винила или пластмассы, а из некоей смолы (шеллака, как подсказывает мне мама, им сейчас еще тетям ногти для красоты покрывают), которую вырабатывали экзотические жуки в Индии. Первые пластинки мне только показали, а вот в руках дали подержать более современные, ох и тяжелые, на компьютерные диски совсем не похожи, а с флешками и вовсе не сравнишь.

А еще дядя Миша и музей показали фотографии замечательных русских артистов: Любови Орловой, Аллы Баяновой, Клавдии Шульженко, Леонида Утесова, Василия Качалова, Николая и Медеи Фигнеров, Антонины Неждановой, Анастасии Вяльцевой, Надежды Плевицкой, Энрико Карузо. Я их еще, не знаю, но голоса некоторых из них слышала на музыкальных лекциях дяди Миши, и фотографии мне очень понравились.

А что же слушали наши прапрапра…, когда были еще совсем юными. На эти пластинки, и дядя Миша поставил их послушать, записывали от оперных арий и до… мне так и не дали слушать, потому что детям еще такое слушать рано. Зато отправили к столику с конфетами. Конфеты я, конечно, поела, но мне очень интересно, что же такого слушали, кроме оперных арий наши прапрабабушки и дедушки.

В общем, пусть выставка и не очень большая, но мне очень понравилась, и я решила, что не все буду разрешать маме выбрасывать, даже если она скажет, что это ненужное старье.

Настена

P.S.: Выставка открыта до 18 мая 2013.