Выделение значительных средств на приобретение школьных компьютеров и внедрение новых технологий в обучение не повышает успеваемость учащихся.
(Выводы глобального исследования ОЭСР – Организации экономического сотрудничества и развития).
Ученые и аналитики считают, что частое использование компьютеров в школах только ухудшает уровень успеваемости учащихся.
В докладе этой организации рассматривается влияние образовательных технологий в школах по результатам серьезных международных тестирований, таких как тестирование по программе PISA по чтению, математике и науке, проходившее в более чем 70 странах. Также ученые смотрят на результаты тестов, для определения компьютерных навыков.
И это большое исследование говорит о том, что там, где вкладываются значительные средства на внедрение информационных и коммуникационных технологий, не наблюдается «заметного улучшения».
«Если вы посмотрите на такие эффективные системы образования, как в Восточной Азии, то там очень осторожно относятся к использованию технологий для обучения», – говорит директор по образованию ОЭСР Андреас Шлейхер.
«Те студенты, которые постоянно используют планшеты и компьютеры, как правило, демонстрируют худшие результаты, по сравнению с теми, кто пользуется ими в меру».
Вот среднее время пользования Интернетом в школах, в минутах.
Первые 5 стран: Австралия, Германия, Греция, Швеция, Испания:
Последние 5 стран: Польша, Япония, Гонг Конг, Шанхай, Южная Корея:
Таким образом, аналитики организации ОЭСР делают интересные выводы:
- Низкая успеваемость у тех учащихся, которые постоянно пользующихся компьютерами в школе.
- Учащиеся, умеренно использующие компьютеры в школе, например, один или два раза в неделю, имеют «несколько лучшие результаты в обучении», чем те, кто достаточно редко пользуются компьютером.
- Результаты показывают «отсутствие заметных улучшений» в чтении, математике или науке в странах, которые вложили большие инвестиции в сферу информационных технологий.
- Такие высокоэффективные образовательные системы, как в Южной Корее и в Шанхае, отличаются более низким уровнем использования компьютерной техники в школах.
- Сингапур, где умеренно используются компьютерные технологии в школьном обучении, занимает ведущую позицию в мире по уровню компьютерных навыков.
Исследование показывает, что «нет ни одной страны, где частое использование интернета в школах большинством учащихся способствовало улучшению успеваемости».
Среди семи стран с самым высоким уровнем использования Интернета в школах, в трёх было выявлено «значительное ухудшение» результатов по чтению – в Австралии, Новой Зеландии и Швеции, а в Испании, Норвегии и Дании эти показатели застыли на одном уровне – без всяких признаков видимых улучшений.
Страны и города с самым низким уровнем использования Интернета в школах – Южная Корея, Шанхай, Гонконг и Япония – продемонстрировали лучшие результаты в международных тестированиях.
По данным анализа ОЭСР, в Южной Корее только 42% учеников используют компьютеры в школе, а в Шанхае – 38%.
Итак, согласно глобальному исследованию ОЭСР, крупное инвестирование в технологии школьных компьютеров не повышает производительность учащихся.
Для интереса можно прочитать о тестах PISA статью «Во всем мире девочки учатся лучше мальчиков». «Но даже если в классе ученики используют компьютеры, их влияние на результаты обучения является, в лучшем случае, неоднозначным».
И один из главных выводов доклада – «технологии могут слабо помочь в выравнивании знаний между непродвинутыми и продвинутыми учениками».
Но это не общее правило – исключение составляют Бельгия, Дания и Норвегия.
Преподавание математики с помощью компьютера, рисование всевозможных веселых графиков, животных типа жирафа и тому подобное, только ухудшало результаты.
Помимо этого, среди семи стран с наиболее активным использованием интернета в школах, (в Австралии, Новой Зеландии и Швеции), наблюдалось значительное ухудшение результатов теста по чтению.
А как обстоит дело в нашей стране?
Известно, что в России информационные технологии, под предлогом модернизации школьного образования, всё глубже внедряются в образовательный процесс, причём, практически в любых дисциплинах, начиная с самых младших классов: электронные доски, мультимедийные презентации, «ридеры Чубайса», сочинения в электронной форме.
Между тем, не ясно, насколько эти меры способствуют улучшению качества образования. Одно неоспоримо: мультимедийные технологии отлично маскируют недостаток настоящих высококвалифицированных учителей.
В свете этой темы, интересной выглядит новость, пришедшая из Кремниевой долины США, мирового центра инноваций в области Информационных Технологий.
Многие сотрудники таких гигантов Кремниевой долины, как Google, Apple, Yahoo и Hewlett-Packard желают устроить своих детей в Waldorf School в Лос-Альтос, где в качестве школьных принадлежностей может быть использовано всё, что угодно, кроме высокотехнологичных устройств! То есть только ручки, бумага, вязальные спицы и иногда, даже грязь.
Но, никаких компьютеров. Ни одного дисплея. Компьютеры запрещены в классах, и их использование детьми дома также не одобряется. «Я принципиально отрицаю, что для обучения в средней школе нужны компьютеры», – говорит один из родителей, дочь которого посещает Waldorf School: «Сама мысль того, что приложение для iPad сможет лучше научить моих детей грамматике или математике, выглядит смехотворной».
И, в конце нашего разговора, чтобы лишний раз подчеркнуть сложность темы использования компьютеров в образовании, приведем известное высказывание Дональда Кнута: «Лучший способ в чём-то разобраться до конца – это попробовать научить этому компьютер».
Ольга Косолапова по материалам сети Интернет
Другие материалы: