Кто-то считает, что импортозамещение – это только про промышленность, технологии и прочие производственные отрасли. А вот и нет. Оказывается, можно об этом говорит и в… детской литературе. Не верите? Но это так!

Впрочем по порядку!

 

Адрес ММКЯ в 2022 — выставочный центр «Гостиный Двор» в Москве.

 

Мы с момента появления в сети нашего журнала, а тому уже больше десяти лет, ходили на Московскую международную книжную ярмарку. Бывали времена, когда места для книжных новинок не хватало в двух больших павильонах ВДНХ. Бывало, что и среднего размера выставочной площади – было слишком много. Последние годы и вовсе перестали аккредитовываться – просто не о чем было нам говорить. Те издательства, с которыми мы успели подружиться благодаря постоянным поискам и сюрпризам в мире детской книги, постепенно исчезали из экспозиции. А «сильные мира сего» предпочитали представлять переводы западных авторов, о которых зачастую здесь и слыхом не слыхивали, а познакомившись с этими работами, становилось понятно, что можно было бы и дальше не слышать.

 

Робот Катя рассказывает о книжках и угощает посетителей конфетами.

 

В этом году, признаемся честно, пришли на ММКЯ только потому, что ярмарка переехала с ВДНХ в самый центр столицы – Гостиный двор. И то ли новое место навеяло, то ли время требует новых подходов, но «книжный фестиваль» нас удивил. С первых шагов!

 

Ну, очень интересные книжки! )))

 

Для любителей статистики: по нашим подсчетам четверть павильонов, если не больше – это литература для детей и подростков. От простых книг до интереснейших и увлекательных (не поверите) учебных пособий.

 

Проводится много полезных сессий и для взрослых.

 

Но даже не это самое главное. Помимо больших и традиционных издательств, таких, как «Детская литература» или «Просвещение», появилось много, много новых пока совсем небольших фирм, которые ищут новое в подготовке литературы для наших ребят.

 

Как всегда выставка собрала издателей из разных краев. Например, Издательство «Добрый великан» привезло свои книги из Мурманска.

 

Удивительно это по нескольким причинам.  Прежде всего, в наше не простое время издательское дело это не та область, в которой можно сразу стать миллионером. Скорее, наоборот — зона повышенного риска для любого предпринимателя. Поэтому им могут заниматься только очень увлеченные люди.

 

С названием этого издательства у взрослых возникают грустные ассоциации. Но всё намного интереснее (просто надо думать, как дети) — оно происходит от сороконожки )))

 

А второе, это то, о чем мы начали говорить – импортозамещение. Почти все «новички» в детском издательском деле ищут наших талантливых писателей, поэтов и художников, любящих детей и творящих для них. И оказалось, что у нас таких очень и очень много. А качество вполне на уровне. Мировом. Призы и награды на зарубежных книжных форумах говорят об этом!

 

И вообще много красивых книг для детей.

 

…и необычных.

 

и патриотичных…

 

Безусловно, это не может не радовать.

Хотя и огорчает. Не сам факт, что появляются у нас такие увлеченные люди, а то, что им приходится больше думать не над творчеством, а над выживанием. Цены на производство, бумагу и краски по объективным причинам растут. А, значит, и сами книги становятся дороже. Как приучить ребенка к чтению в средней по доходам семье, если даже на ярмарке книжка без торговой наценки стоит в среднем 900 рублей!

 

Приглашенных авторов с интересом слушают малыши.

 

Библиотеки? Тоже увы не выход. При тираже 1-2 тысячи – как книжки попадут в российские библиотеки по всей стране.

 

Добрые сказки и квесты Елены Велены.

 

Удивительно то, что издательства, которые печатают откровенно враждебные нашей морали книжонки могут себе позволить гигантские тиражи (понятно откуда деньги). А наши энтузиасты родных детских книг вынуждены сводить концы с концами? Может, пора понять дядям и тётям, определяющим воспитание детей, что детская литература – это не рыночный товар. И возвратиться  к традиционной для России политики – дотаций и государственных заказов на литературу для детей и подростков. Не такие это большие траты для нашей экономики.

А результат – стратегический – развитие наших детей в наших традициях!

 

 

 Алексей Комов

фото Надежда Бердникова

Другие материалы:

Как найти книгу на книжной ярмарке

Правила детского чтения по Даниэлю Пеннаку