Императорские правила воспитания

28.06.2018

Будущая российская императрица Екатерина Великая, в девичестве  София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская родилась 2 мая 1729 года. Императрице Екатерине-II не пришлось заниматься воспитанием собственных детей. Но уж на внуках она "отыгралась". Ее некоторые правила воспитания были достаточно оригинальны.

Императорские правила воспитания

Встречаться с родителями только по разрешению бабушки

Екатерине Алексеевне не пришлось воспитывать своих детей. Первенца Павла забрала императрица Елизавета. Дочь умерла в младенчестве. Второй сын был внебрачным, и сразу после рождения его отдали на воспитание в другую семью.

Но когда у Павла родился первенец, которого назвали Александром, а через два года – второй сын, Константин, Екатерина увидела возможность наверстать упущенное. Старший внук должен был стать императором России, а его младший брат – правителем давно исчезнувшей Византийской империи. Что же сделала Екатерина? Она отобрала мальчиков у родителей, как только младенцы появились на свет. На их возражения она отвечала: «Дети ваши принадлежат вам, но в то же время принадлежат и мне, принадлежат и государству».

Педагогическая наука эпохи Просвещения учила, что ребенок – это чистый исходный материал, из которого можно вылепить все, что угодно. Екатерине II было угодно получить в своей семье двух идеальных правителей.

Императрица заявила, что ей довольно двух князей, и она не будет претендовать на детей, которые родятся потом. У Павла и Марии Федоровны родилось еще 6 дочерей и 2 сына.

Екатерина не препятствовала встречам маленьких князей с родителями. Но, ни мать, ни отец не могли ничего изменить в их воспитании. Всё зависело от воли императрицы.

Императорские правила воспитания

Изучение иностранного языка с младенчества

Константину предстояло стать правителем новой Византии, империи, которую Екатерина мечтала восстановить. Турки завоевали ее еще в 1453 году. Византийцы были носителями греческого языка, и, чтобы мальчик сызмальства привыкал к речи своих будущих подданных, ему нашли кормилицу-гречанку и слуг-греков. Впрочем, бонна-англичанка у Константина тоже была.

Даже императрица должна играть с детьми

Екатерина разрешала мальчикам приходить к ней в кабинет, сидеть на полу, смотреть книжки, рисовать, при ней играть и веселиться, разбирать игрушки и собирать что-то новое. Она и сама с удовольствием играла с ними.

Для внуков императрица сочиняла поучительные сказки, составила «Бабушкину азбуку» – букварь с нравственными правилами («делай добро и не перенимай худое, пусть у тебя перенимают добро») и книжки, по которым  дети учились читать.

Закалка будущих правителей

Идеальный правитель должен быть физически крепок. Мальчиков закаливали. Температура в спальне была не больше 19 градусов. В детских открывали окна и ставили не больше двух свечей, чтобы воздух всегда был свежий. Кровати у маленьких князей были жесткие, матрасы – кожаные, с одной простыней, маленькой подушкой и тонким одеялом. 

Детей одевали так, чтобы они могли свободно двигаться. Если они не болели, то принимали холодную ванну каждый день. Князей приучили бегать по земле босиком и купаться в пруду. Александр легко все это переносил, Константин же был слабее, поначалу мерз, но закаливание пошло ему на пользу, и дальше он рос таким же здоровяком, как старший брат.

Императорские правила воспитания

Наказания наследников были категорически запрещены

Екатерина II выбирала и меняла нянек, воспитателей и преподавателей Александра и Константина. Императрица написала «Наставление» о воспитании великих князей, а позже составила учебную программу для обоих внуков – они занимались вместе. Помощник воспитателя вел дневник, в котором описывал поведение детей, их поощрения и наказания.

За провинность юных князей выгоняли из классной комнаты. Екатерина категорически запретила более суровые кары. Но и этого дети боялись и потом писали учителям письма с извинениями и просьбой пустить на урок.

Ребенок должен много знать и много двигаться

Оба мальчика должны были изучать латынь, русский, французский и немецкий языки. Константину полагался еще греческий, а Александру – английский. Очень важной была география, в первую очередь России, еще биология, физика, астрономия, математика, история.

Будущие правители должны были изучать гражданское законодательство и военное искусство. Для полноты развития им преподавали еще верховую езду, фехтование, плавание, борьбу и все, что «телу придает силу и поворотливость». К шести годам Александр умел читать и писать по-русски и по-английски. Но подростком наследник престола начал лениться и намного меньше интересовался и учебой, и современными событиями.

Императорские правила воспитания

Записки беременной мамочки: как все начиналось

Константин был неусидчив и упрям, с трудом мог совладать со своим взрывным темпераментом. Ему было трудно на чем-то сосредоточиться. К подростковому возрасту он окончательно отбился от рук. Зато всё, что связано с армией и строевой подготовкой, вызывало его живой интерес. Военной подготовкой сыновей руководил лично Павел.

Настоящий император умеет  работать руками

Среди учителей был немец-столяр, научивший князей пилить и строгать. Кроме того, мальчики научились красить и готовить краски, рубить дрова, пахать и косить, править лошадьми. Традиция обучать императорских детей ремеслам и ручной работе сохранилась в доме Романовых до последних дней династии.

К балам и дамам приучали с младых ногтей

Приучать детей к светской жизни начинали с трех-четырех лет. Для них устраивались балы, где их дамами были взрослые светские дамы.

Вообще обучение манерам у князей проходило каждую секунду. Например, подрастающим детям было запрещено выказывать скуку или нетерпение – это бестактно.

Гражданские ценности превыше религиозного воспитания

Мальчики должны были твердо знать обряды и чтить заповеди, однако их законоучителю не стоило углубляться в богословские вопросы. Так Екатерина II хотела уберечь детей от суеверий. В итоге Константин так и остался холоден к религии, а Александр намного позже пришёл к вере, но далёкой от традиционного православия.

Воспитанию гражданских ценностей в духе Просвещения уделялось куда больше внимания. Эту задачу взял на себя знаменитый наставник князей Лагарп. Он внушал князьям, что тирания ужасна, превозносил  уважение к человеческому достоинству и свободе личности как основе справедливого устройства общества. В его поучениях идеальный монарх – просвещенный и терпимый.  Оба ученика усвоили прекрасные рассуждения воспитателя и повторяли их, когда требовали обстоятельства. Но оба столкнулись с тем, что красивые слова Лагарпа имели мало общего с реальной российской действительностью.

Императорские правила воспитания

Ранний брак — конец учебе

Едва подросший Александр начал обращать внимание на женщин. В 1792 году ему выбрали невесту, в 1793 году состоялась свадьба 15-летнего наследника престола. Константина тоже женили очень рано, в 16 лет. На том их образование и закончилось – где же это слыхано, чтобы женатый человек высиживал уроки?

Не правда ли достаточно специфическое воспитание. А может есть смысл взять что-то на вооружение и современным родителям?

По материалам: deti.mail.ru

Другие материалы:

Царские подарки

Как воспитывали детей в семье Романовых

Обсудить на форуме


Комментарии для сайта Cackle