Говорят, что «Жар-птицу» может поймать только сказочный герой.

Это утверждает только тот, кто не верит в сказки и в то, что сказки, если очень захотеть, становятся былью. И, наоборот, тот кто верит в чудеса попадает в сказку.

А в этом году с 14 по 21 июня в Детском оздоровительно-образовательном центре имени Олега Кошевого, что под Новосибирском, под прицелом детских телекамер города,

За "Жар-птицей".

собралось более 200 настоящих охотников за жар-птицей со всех уголков России: от Москвы и до Владивостока, включая различные города (Сургут, Пермь, Омск, Томск, Новый Уренгой, Самара и другие) и даже поселки.

Их «Жар-птица» — это попадание в десятку лучших анимационных фильмов открытого всероссийского мастер-класс фестиваля детского мультипликационного кино.

За "Жар-птицей".

Художников-охотников самых разных, от 6 лет и до…

Но, конечно, чтобы поймать необыкновенную птицу, нужно потрудиться: как в сказке, так и в этой фестивальной «реальности». И здесь трудились все! И взрослые, и дети. Причем не только до фестиваля, когда готовили свои работы.

Уже в лагере сразу после завтрака начинался просмотр «приехавших» мультфильмов. Учитывая, что на «Жар-птицу» прибыло пять десятков студий, а каждая студия могла представить больше десятка фильмов, то вы можете себе представить, сколько всего предстояло просмотреть за несколько дней.

На смотр нужно было еще найти ведущего. Им мог стать любой желающий ребенок. И желающих было много.

За "Жар-птицей".

Они просто сами летели на сцену.

За "Жар-птицей".

Так и пусть сами о себе расскажут. А зрители определят, с каким ведущим им остаться.

За "Жар-птицей".

Однажды больше всех повезло десятилетнему Гоше из челябинской студии «Видимо-невидимо».

За "Жар-птицей".

И понеслось!

Но смотреть фильмы еще не так сложно. После смотра начиналось самое интересное.

Мастера устраивали разбор «полетов» руководителям студий и преподавателям. Кому-то доставалось больше пряников, кому-то – кнута.

За "Жар-птицей".

Не было субъективности. Так, москвичи «получали по первое число» на ряду с сельчанами. Студию «Хо-ро-шо» даже не спас выбор темы – «70-летие Победы». Их фильм «Не звездочка», по мнению мастеров, выглядел навязанным детям, не искренним.

Но руководитель ребят Татьяна Вохменцева

За "Жар-птицей".

не слишком оправдывалась, ведь она приехала сюда за критикой, чтобы учиться, а не для того, чтобы гладили по головке.

Сюда приехали учиться еще Анна Тюрина (реабилитационный центр «Парус Надежды») и Юлия Савина (студия «Мир в ладошке») из Владивостока. Чуть рассвело – они уже за работой.

За "Жар-птицей".

Они хотя и считаются «чайниками» – первый раз на фестивале, и для них был отдельный несколькодневный мастер-класс, но фильмы уже привезли. Удивил фильм студии Юлии «Иртыш», он хотя и о войне, но не связан с 70-летием Победы. Он о Русско-японской войне.

Еще один «чайник» приехал из Томска – Эльвира Халиуллина. Это настоящий трудоголик.

За "Жар-птицей".

— Нашей «Мультистории» всего полтора года, но за год мы выпустили около 300 мультфильмов.

Уже можно самой мастер-классы давать, но Эльвира продолжает активно учиться.

Честно говоря, я видела мультфильм ее студии, который не был представлен на фестивале, но он настолько запал в душу, что хочу показать его и вам, дорогие читатели:

Но не едиными чайниками жив фестиваль. Любовь Петровна Раппу из студии «Кюн-Кюзези» (г. Мыски, Кемеровская область) приезжает сама и привозит своих воспитанников седьмой раз. Наверное, уже всему научились.

— Да вы что! Каждый раз как заново! Каждый раз боюсь начинать новый мультфильм. Зато приятно, когда работы нашей студии, например, показывают по телевизору. У нас такой есть. Но с платными мы не связываемся.

Понятное дело, что сейчас всем нелегко, но Любовь Петровна полна оптимизма:

За "Жар-птицей".

— Помогают: то камеру, то фотоаппарат, микрофон… тут компьютер подарили. Я все на знаю, кому спасибо сказать.

И, конечно, сильно волновал вопрос о названии. А ларчик просто открывался:

— Дело в том, что мы живем в Шории, это национальное шорское название. Его дали еще до меня, а я только подхватила. Оно означает «цветок Огонек».

Самое интересное, что воспитанники Любови Петровны, как Ирина с мальчишеской фамилией Калашникова,

За "Жар-птицей".

не смотря на всю сложность мультипликации, успевает заниматься языками, спортом.

Кстати, о детях. Со всеми «чайниками» чуть было совсем о них не забыли.

Так вот у детей был свой совет… подмастерьев,

За "Жар-птицей".

где они на полном серьезе обсуждали каждый просмотренный фильм.

За "Жар-птицей".

Досталось пятнадцатилетней Тимофеевой Дарине из студии «Ирбис» г. Владивостока с ее работой “King”. Она приехала одна, без преподавателя, так что, все «шишки сыпались» на нее.

За "Жар-птицей".

— А вы знаете, что можно сделать за две недели? – Пыталась оправдаться Дарина.

Но Наталья Березовая, мастер совета, резонно возразила:

— Ты заранее знала, сколько у тебя времени. И могла соответственно распределить силы или не браться за это дело.

С другой стороны, Дарине грех обижаться: по многим параметрам коллеги-подмастерья ее похвалили. Красочно, необычно, текст точно попадает в музыку.

Дарина и сама уже поняла многие свои ошибки. Она хорошо рисует, да еще побывала на мастер-классе рисованной анимации, когда за несколько дней на фестивале ребята аналогично чайникам создавали свой мульт.

За "Жар-птицей".

А вот Лиса (почти что самая настоящая),

За "Жар-птицей".

или Дарья Боровкова, из Новосибирска еще не педагог, и тем более не мастер, но на детские мастер-классы уже не ходит третий год.

Она свое счастье видит в том, чтобы стать известным профессиональным мультипликатором. Даша начала заниматься мультипликацией «довольно поздно», в 10 лет. Но успех ее первой работы – она попала в десятку лучших на фестивале «Жар-птица» — окрылил.

— Меня вообще впечатляет, поражает, вдохновляет эта возможность пообщаться с мастерами, о которых мы только слышим и видим по телевизору. А здесь мы видим их вживую. Можем посещать их мастер-классы, получить бесценные советы.

Вот, кто приехал на фестиваль с жар-птицей в руках!

Зато Новоселова Ивана из бердского «Дома» буквально «придавило» учебой с этого года – он теперь студент.

За "Жар-птицей".

И времени на мульты стало значительно меньше. Зато он раскрыл самый важный секрет победы на «Жар-птице»:

— Дело не в том, где находится студия (в большом городе или селе) или на какой технике работать, а главное – профессионализм педагогов и ваш личный опыт, сколько времени существует студия, а вы в ней занимаетесь.

Не знаю уж, какой опыт учебы в мультстудии у шестилетней Марины из новосибирского «Бобр-Добр», но она лихо «раскрутила» мастера фестиваля Елену Чернову на секретики про мультфильмы. Марина Константиновна «крутила», а я «подслушала» 😉

Оказывается, сейчас готовится мультсериал «Малышарики» (о маленьких смешариках) и скоро мы его увидим.

Чего только не увидишь и не узнаешь на «Жар-птице». Много всякого интересного.

Но если говорить о людях, то для меня самая удивительная встреча состоялась с Александром Александровичем Мелик-Пашаевым, членом союза художников и доктором психологических наук одновременно. Он меня даже поправил – психолог искусства. Как же так? Александр Александрович успокоил:

За "Жар-птицей".

— Именно для этого я здесь, чтобы показать, что рисование, любое творчество очень важно для развития детей, для любого ребенка. И одаренность здесь не важна.

Художественное развитие – не дело избранных, редких людей. Это необходимая сторона нормального развития каждого человека. Этот опыт творчества ребенок приобретает в искусстве. Этот, как знаете, бывает арт-терапия, так почему не быть арт-профилактике? Если искусство столь целительно, то надо, чтобы все дети проходили через это творчество в том возрасте в том возрасте, когда они наиболее отзывчивы на это.

К сожалению, многие считают, что это пустая забава, и надо заниматься более «важными» делами, а то, что человек часто становится психологически ущербным, получает ряд заболеваний, никого не волнует. Мировой, и в том числе, российский опыт подтверждает: если ребенок занимается творчеством, то он значительно снижает вероятность стать наркоманом или преступником.

После этого даже встреча с олимпийской чемпионкой по биатлону Анной Богалий на этом фестивале не так удивила. И все-таки… зачем она здесь? Тоже хочет поймать свою Жар-птицу? Ну, как связан спорт и мультипликация? Анна не задумывалась над ответом и, кажется, слышала наш разговор с Александром Александровичем:

За "Жар-птицей".

— А биатлон здесь не при чем. Главное, что дети здесь учатся, соревнуются, РАЗВИВАЮТСЯ! Мне это близко, как маме, как человеку, который занимается детскими проектами, поэтому я здесь.

И не поспоришь. Тем более, что Анна уже не первый год проводит мероприятия под своим именем для детей и юношества, а уже в августе состоится II этап ее кубка для ребят от 10 до 15 лет в Новосибирске.

 После всего услышанного и увиденного уже ни чему не удивляешься. И становится неважным, кто попадет в десятку лучших фильмов этого фестиваля, потому что понимаешь: Жар-птицу получит КАЖДЫЙ, потому что они ТВОРЯТ!

За "Жар-птицей".

Здесь даже телевидение ТВОРЧЕСКОЕ, потому что детское.

За "Жар-птицей".

Ну а что же сказочные птицы? Неужели всех выловили в этом году?

— У нас каждый фестиваль, как последний. И так 12 лет, — говорит с хитрой улыбкой Петр Иванович Анофриков, генеральный директор и бессменный организатор фестиваля.

За "Жар-птицей".

Интригует, наверное, боится сглазить.

А как не быть новому фестивалю? Ведь дети и взрослые приезжают сюда, чтобы развиваться, учиться и просто –творить. Каждый – за своей «Жар-птицей».

За "Жар-птицей".

«Жар-птице» все сказали «до свидания», а фестиваль анимационных фильмов «Спасибо прадеду за Победу»  на «Вундеркинде» продолжается.

До новых встреч!

 

Надежда Бердникова

 

Журнал «Вундеркинд» благодарит пресс-секретаря фестиваля «Жар-птица»

Подвального Илью Рафаиловича за помощь в подготовке материала.

 

Другие материалы:

«Покровский Собор: Ожившая история». Награждение

Конкурс «Спасибо прадеду за Победу»