Зачем ребёнку школа? Часть 3

 

Мы продолжаем острую дискуссию на актуальнейшую тему. Сейчас очень много говорят об образовании, школе, учителях. Нужна ли нам школа в том виде, в каком она существует сегодня: не те преподают, не то преподают, не так преподают, а то и вовсе – берут взятки. А что сами педагоги думают об этом? Сегодня свое мнение высказывает профессиональный педагог начальных классов и наш постоянный автор.

Попробую высказать свою, учителя начальных классов с более чем сорокалетним стажем,  маму взрослых детей и бабушку двоих взрослых внуков  (один окончил ВУЗ с красным дипломом,   другая – в 10-ом классе, надеемся на золотую медаль),  точку зрения.

Начнём с того, что школа, в первую очередь,   нужна для  получения  образования. Можно возразить, что дать образование детям можно, нанимая учителей. Да, можно. Но уверяю  всех, что даже самый талантливый учитель не сможет дать урок одному ученику так, как он даст этот же урок в классе.  Наверное, тут чистая психология. Учителю не интересно давать урок одному ученику. Когда перед тобой несколько детей, ты как артист, настраиваешься,  воодушевляешься. Видишь глаза детей, улавливаешь в них малейшие нюансы (интересно – не интересно, понимает – не понимает). По ходу урока монолог чередуется с  беседой,   вопросами  – ответами,  показом  иллюстраций,  таблиц,  а сейчас – интерактивная доска  (это просто чудо).  Дети участвуют в уроке, слышат учителя, слышат друг друга,  слышат себя. То есть,   усваивают то, чему их учат лучше, чем  в случае один на один с учителем.  И интереснее. 

Школа просто необходима!

Учимся

 

Например, учимся решать задачи, которые можно  решить двумя-тремя способами. Если обучать ребёнка один на один,  я  подвожу  его к решению  другими способами  или прямой  «наводкой » —  «Эту задачу можно решить другим способом»,  или вопросами:  «А как ты думаешь, можно ли решить эту задачу другим способом?  А давай попробуем решить эту задачу другим способом».   Таким же образом я действую и в классе.  Но…  процесс идёт интереснее. Одни предлагают способы решения,  другие обдумывают,   почему можно решить по-другому,  учитель  комментирует и направляет процесс,  дети выбирают наиболее понятный для каждого способ  для самостоятельной  записи   решения,  затем  проверяем, кто как решил. На мой взгляд,  кпд  от такого обучения решению задач выше, чем «один на один».  

Или вот обучение  заучиванию наизусть и выразительному чтению стихов.  Если «один на один», без школы, я научу ребёнка выразительно читать. Но…  опять-таки,  но!  В классе ребёнок слышит не только образец чтения (или учителя, или с технических средств). Он слушает,  как получается чтение у его одноклассников с комментариями учителя.  Пробует себя.   Т.е. не просто учится выразительно читать, а анализирует, сравнивает, выбирает наилучший вариант.  

И ведь так по каждому предмету.  

А потом, образование в школе является  по-настоящему всесторонним, потому что подразумевает  изучение  наук не только конкретно на уроках.

 Школа просто необходима!

Кайфуем на природе 

 

Всестороннее образование — это и всевозможные развивающие мероприятия,

Школа просто необходима!

Ну, так, немного посоздаем

 

которые можно провести только в условиях школы – предметные конкурсы, предметные недели,  парады наук,  брейн ринги —  для всего этого дети «добывают»  дополнительные сведения по наукам.

Вот на фото брейн ринг по математике  в начальных классах моей  школы  в деревне.

Школа просто необходима!

Это брейн ринг в начальных классах

 

Обратите внимание,  с какой заинтересованностью участвует  в нём  даже учитель,  член жюри.  Я тоже и в жюри была, и снимки делала.  Так мы сами готовы были отвечать на вопросы, потому что было интересно! И было то, чего нет в учебниках,  и требовало дополнительных знаний.

Школа просто необходима!

Сказка

 

Это дети начальных классов в сельской библиотеке прямо «с ходу» придумывают сказку, используя бумажные фигурки сказочных героев. Это ведь тоже – образование в школе.

Школа просто необходима!

А это составляем коллаж  по мотивам журнала «Золотой ключик»

 

Теперь по поводу того, что  «недосып  может превратить жизнь ребёнка в ад».

Вот уж этот вопрос  должны решать  родители. Родители должны создать условия для здорового,  и с точки зрения длительности, и с точки зрения условий, сна.  Так что это вопрос не школы.

Хочу возразить и по поводу школьной еды. Во-первых, школьные повара несут серьёзнейшую ответственность за питание детей. Во-вторых, пища для детей готовится только из натуральных и только на натуральных продуктах.  На моей памяти нет ни одного случая  отравления детей за все  годы моей работы.  Я говорю это совершенно искренне.  Ну а чипсы и сладости….   Да. Это присутствует. Но опять-таки родители,  в первую очередь, должны  внушать дитю,  «что такое хорошо, а что такое плохо».

Теперь по поводу социума.  В  Википедии действительно сказано: «Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе».

Вы пишите  «у ребенка формируется привычка быть все время при деле и привычка любить учиться. Ребенок общается с единомышленниками». А где всё это происходит?  В вакууме?

«Балет, плавание, английский в иностранной школе, театральное мастерство,   спортклуб, занятия по обучению письму и чтению, рисование».

Опять же, где всё это?

И где обучение основным  наукам — русскому языку, литературе, математике…

Я не могу согласиться с тем, что у ребёнка, получающего образование в тепличных условиях будет здоровая психика. Хорошо, если такие условия будут сопровождать его всю жизнь. А если нет? А он привык, что всё должно быть прекрасно и в удовольствие,  и к другим условиям  не готов?

У меня в классе учится мальчик, который по медицинским показаниям должен обучаться  и,  некоторое время,  обучался на дому.  Но родители категорически не захотели продолжить такую форму обучения. И ведь  оказались  правы!  Потому что ребёнок теперь не просто ходит в школу.  Он тянется за остальными в учёбе!  Он участвует во всех школьных мероприятиях!   Он перестал чувствовать себя инвалидом.   Он чувствует себя полноценным, полноправным ребёнком. У него появилась уверенность в себе. Он даже выглядеть по-другому стал, чем, когда сидел дома.  

Так что я считаю,  что  для получения  нетепличного  всестороннего   образования  и  касаемо изучения основ наук,  и касаемо  формы  получения  знаний,  школа просто необходима.   Даже, если   «25–35 детей зависят от какой-то одной  училки,  которую  никто не выбирал».

Какой бы ни был учитель,  начинающий, или опытный – любой! заинтересован в результатах своего труда. Это – аксиома!  Как артисту нужны аплодисменты, так учителю нужен результат его деятельности.

Все школы заинтересованы в своём престиже, а стало быть, делают для этого всё возможное.  А если что-то не нравится, надо предлагать варианты улучшения деятельности школы. 

К тому же  во многих современных школах в настоящее время есть классы с углубленным изучением не только отдельных предметов, но и с уклоном к определённой профессии.  А усилить образование по нужному направлению как раз и  можно репетиторами. 

Что касается времени, уделяемому детям на уроке.   Методики преподавания предметов предлагают  всевозможные  способы  обучения так, чтобы на уроке было задействовано как можно больше  детей. Но это уже чисто профессиональный вопрос.

Школа просто необходима!

Это мои ребятишки. По-моему, по их лицам видно, что их вполне устраивает их социум.

  

Другие материалы:

Зачем ребенку школа. Часть вторая.