В книгах по уходу за ребенком часто встречается упоминание о том, что нужно ежедневно делать массаж. Но сама методика представлена в не большом количестве книг. Ради эксперимента я решила посмотреть в книжном магазине издания по массажу, в которых есть разделы,  посвященные детям. Вы удивитесь, но среди всего разнообразия нашлась только пара  книг, да и в них только общие рекомендации. Если вы сталкивались с такой проблемой, то эта статья для вас.

 

Вашему ребенку назначили лечебный массаж? Тогда лучше воспользоваться услугами подготовленного специалиста. А если ваш малыш здоров, то можно заниматься с ребенком самим. В детском массаже используются те же приемы, что и в массаже взрослых, только выполняется он нежно, бережно и очень осторожно, с учетом  особенностей организма ребенка.

Чтобы массаж пошел на пользу, и был в радость малышу, желательно соблюдать следующие требования:

Массаж и гимнастику здорового ребенка можно начинать с 1,5-2 месяцев, считается, что до двух месяцев организм малыша привыкает жить снаружи мамы. Выполнять массаж следует ежедневно не ранее, чем через 40 минут после еды или за 25-30 минут до.Достаточно проводить сеанс 1 раз в день. Не рекомендуется  его делать перед сном, чтобы не волновать ребенка, ведь яркие эмоции потом не дадут уснуть.

Проводить массаж нужно в светлой проветренной комнате, температура воздуха в которой не должна быть ниже 22 градусов. В теплое время года массировать ребенка можно обнаженным, а зимой, осенью и ранней весной тело ребенка нужно прикрыть, оставив открытой лишь необходимый в данный момент участок. Конечно, эти рекомендации весьма условные, все зависит от привычки ребенка и его чувствительности. Мы обычно все делали при +18, у нас зимой теплее не бывает, а дети себя чувствовали очень хорошо, с радостью принимали воздушные ванны.

Не рекомендуется при массаже использовать кремы и присыпки, так как кожа ребенка принимает активное участие в дыхании, а косметические средства затрудняют его. Да прикосновения к телу малыша не требуют усилий, и нет необходимости использовать средства, улучшающие скольжение рук.

Массаж необходимо делать мягко и нежно. Очень важно следить за реакцией ребенка, которая должна быть положительной. Если ребенок по каким-то причинам плохо реагирует на ваши действия, сеанс следует прервать. Возможно, маленький человек устал или его что-то беспокоит.

Движения при выполнении массажа должны быть направлены по ходу кровеносных сосудов. Область печени при массировании живота необходимо обходить,  это же относится и к половым органам ребенка,  нельзя применять ударные приемы (похлопывание, поколачивание) в области почек при массаже спины.

Проводить массаж и гимнастику ребенка следует в течение 6-7 минут. За меньшее время вы не успеете охватить все части тела, а более долгое воздействие может вызвать неприятные ощущения. Опять-таки, нужно просто смотреть на настроение вашего малыша.

Если у ребенка диатез или любые другие высыпания, и нет возможности обходить такие участки тела, сеанс лучше отложить.

Нельзя проводить массаж при различных инфекционных заболеваниях: рахите в период обострения, при паховых, бедренных и пупочных грыжах , врожденном пороке сердца,  при различных воспалительных кожных заболеваниях, а так же при высокой температуре.

 

Не забудьте,  готовясь к сеансу массажа, надо учесть:

  • Одежда должна быть удобной, не стеснять движений. Дома мы обычно в такой одежде и ходим, футболки, майки, топы, халаты, одним словом, наряжаться не обязательно.
  • Не следует пользоваться парфюмерией. Для домашнего массажа это требование тоже не актуально, мало кто из женщин злоупотребляет парфюмерией дома, ведь для малыша мамин запах самый лучший.
  • Руки должны быть теплыми и чистыми, а ногти на руках подстрижены. Если дома прохладно и руки замерзли, то можно нагреть их в горячей воде, помыть посуду, например, или принять ванну. Часы, кольца и браслеты нужно снять, так как ими можно травмировать кожу ребенка.

 

Если вы хотите успешно провести массаж или гимнастику, то  запомните следующие советы:

1. Перед началом сеанса следует наладить контакт с ребенком, доброжелательно и ласково поговорить с ним, только после этого можно начинать занятие. Если малыш капризничает, сначала нужно его успокоить, выяснить, не заболел ли он, не голоден ли. Чтобы массаж был на пользу, ребенок должен испытывать положительные эмоции.

2. Начинать массаж и гимнастику следует с простых приемов и упражнений, а со временем процедуру можно усложнить, постепенно вводя новые элементы. Я считаю, что убаюкивание – это форма успокаивающего массажа: гладишь ребенка по спинке, слегка поколачиваешь, и он расслабляется и засыпает.

3. Нужно аккуратно захватывать и сдавливать ткани и суставы ребенка, чтобы не причинить ему боль. Все приемы и движения должны выполняться с осторожностью.

4. При выполнении всех массажных приемов и упражнений берегите конечности ребенка и его головку от резких движений и толчков, чтобы не травмировать суставчики. Все приемы и движения должны выполняться точно. Если вы собираетесь делать массаж в первый раз в жизни, то потренируйтесь сначала на взрослых родственниках, наверняка, будет много желающих.

5. Очень важно в ходе массажа и гимнастики наблюдать за ребенком, выделяя те приемы и упражнения, которые доставляют ему положительные эмоции. Последующие сеансы следует начинать именно с них. Если ребенок уже может держать предметы двумя руками, можно дать ему яркую игрушку, это займет малыша и сделает массаж еще интереснее.

 

А теперь о самом главном. Как, собственно, проводить массаж:

Массаж ребенка первого года жизни включает основные приемы:

  • поглаживание;
  • растирание;
  • разминание;
  • вибрация

 

Так как кожа грудного ребенка очень нежная и тонкая, вначале следует применять щадящие приемы массажа (поглаживание), а затем постепенно можно будет ввести и остальные приемы (растирание и легкую вибрацию в виде потряхивания и встряхивания), а также разминание.

1. Поглаживание

Поглаживание выполняется в начале сеанса любого массажа — это ознакомление с массируемой областью. Поглаживание активизирует кровообращение и тем самым улучшает кровоснабжение тканей и органов, успокаивает нервную систему, вызывает расслабление мышц, помогает снять боль.

Делать поглаживание нужно ладонью или  тыльной поверхностью кисти по направлению к ближайшим лимфатическим узлам. От кистей к подмышечным впадинам, от стоп к паху. Выполнять поглаживание нужно медленно, плавно, слегка надавливая на массируемую поверхность.

1.1 Поглаживание рук

Ребенка следует положить на спину, массажист должен встать к его ногам. Левую руку приподнять и обхватив большим и указательным пальцами погладить внутреннюю и наружную стороны руки, скользя своими пальцами по руке ребенка от кисти к подмышке.

1.2 Поглаживание ног

Исходное положение – лежа ни спине, так же одной рукой  приподнять ногу ребенка, а другой обхватив щиколотку с одной стороны большим, с другой — остальными пальцами, скользить по боковой части голени и бедра, погладить нужно нижнюю поверхность ноги и верхнюю (кроме внутренней поверхности бедра)

1.3 Поглаживание живота

Исходное положение – лежа ни спине, ладонью или тыльной стороной кисти по часовой стрелке погладить живот, избегая надавливания в области печени (правое подреберье), после этого погладить косые мышцы живота, движения должны быть направлены в сторону позвоночника и в сторону пупка.

1.4 Поглаживание груди

Выполняется обеими руками,  круговыми движениями вокруг сосков, правой рукой по часовой стрелке, левой – против часовой стрелки.

1.5 Поглаживание спины

Исходное положение – лежа на животе, гладим в направлении от ягодиц к голове тыльной стороной кисти, от головы к ягодицам – внутренней стороной кисти. Если ребенок не может сохранять устойчивое положение – то массаж делается одной рукой, а другой малыш придерживается, как правило, с трех месяцев массировать можно уже двумя руками.

2. Растирание

Этот прием способствует еще большему притоку крови к массируемой области и разогревает ее. Растирание при массаже ребенка первого года жизни следует проводить подушечками пальцев прямолинейно и спиралевидно. Пальцы при этом не скользят по поверхности, а сдвигают ее.

2.1 Растирание рук и ног

Применяется кольцевое растирание, обхватываете руку или ногу в колечко из пальцев и энергичными движениями вращаете это колечко вдоль руки (или ноги), слегка надавливая. Двигаемся так же в направлении ближайших лимфатических узлов. Растирание подошвы стопы выполняется подушечкой большого пальца кругообразно.

2.2 Растирание спины, груди и живота

Выполнять подушечками большого пальца или подушечками 2,3 и 4 пальцев, прямолинейно или спиралевидно.

3. Разминание

Разминание воздействует не только на поверхностные слои мышц, но и на более глубокие, благотворно влияет на дыхательную систему, а так же на суставы и связки.

В детском массаже применяется щипцеобразное разминание или прием валяния. Выполнять движения нужно энергично, но мягко и нежно.

Щипцеобразное разминание производится тремя пальцами путем смещения кожи, причем, указательный и средний пальцы должны находиться против большого. Выполняется на длинных мышцах спины, располагающихся вдоль позвоночного столба. Движения должны быть направлены от поясницы к области шеи.

Такими же приемами производится разминание ягодиц.

Можно выполнять разминание как одной, так и двумя руками кругообразно или спиралевидно, производя движения только указательным и средним пальцами. Разминание ног проводится щипцеобразно либо валянием.

При щипцеобразном разминании положить ногу ребенка на ладонь, придерживая ее этой же рукой в нижнем участке голени.

Движения производятся большим, указательным и средним пальцами, которыми нужно захватить мышцы, расположенные на наружной поверхности голени, и произвести круговые движения по направлению к бедру, а затем в обратную сторону. Захваченные ткани при этом должны смещаться в сторону большого пальца.

Валяние производится обеими руками, одну ладонь нужно положить на заднюю поверхность голени, а другую — на наружную. Ладони одновременно выполняют смещение ткани по часовой стрелке. Движения выполняются от стопы к бедру, затем — обратно.

4. Вибрации

Вибрация оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка, улучшает обмен веществ в организме и обладает легким обезболивающим эффектом.

В массаже детей первого года жизни следует применять лишь такие приемы вибрации, как потряхивание и встряхивание, а после 3-4 месяцев, когда нормализуется мышечный тонус, можно применять и легкое поколачивание пальцами.

Выполнять движения при вибрации следует мягко, быстро и ритмично.

4.1 Потряхивание

Потряхивание выполняется при массаже груди: ладони нужно наложить на нижнюю часть грудной клетки ребенка, как бы обхватив ее, большие пальцы обеих рук должны находиться рядом друг с другом. Вибрация производится легкими ритмичными надавливаниями .

Встряхивание производится при массаже конечностей ребенка и при выполнении упражнений для конечностей.

4.2 Поколачивание

Поколачивание выполняется одной или двумя руками. Движения могут быть направлены продольно и поперечно, зигзагообразно и по спирали.

Поколачивание при массировании ребенка первого года жизни может производиться тыльной стороной слегка расставленных пальцев.

При таком способе поколачивание будет мягким и безболезненным для ребенка. Можно выполнять поколачивание тыльной стороной пальцев, согнутых в кулак.

Рекомендации для  проведения профилактической гимнастики

Чтобы ребенок рос здоровым, кроме массажа, с ним необходимо каждый день заниматься гимнастическими упражнениями.

Уже в первые месяцы жизни он рефлекторно выполняет отдельные виды физических упражнений. По мере роста и развития ребенка массаж спины и живота рекомендуется сочетать с несложными физическими упражнениями. Для каждого малыша нужно выбрать индивидуальный комплекс упражнений, который бы соответствовал его состоянию здоровья и темпераменту. Чтобы правильно подобрать ребенку комплекс упражнений, нужно проконсультироваться у врача. Но существует несколько правил, которыми должна руководствоваться каждая мама.

1. Комплекс упражнений должен быть составлен так, чтобы в него входили упражнения для всех групп мышц, среди которых важное место следует отводить общеразвивающим упражнениям.

2. Комплекс упражнений необходимо формировать по принципу от простого к сложному.

3. Постепенно нужно увеличивать физические нагрузки за счет повторений одного и того же упражнения. Если в первые дни занятий ребенок должен повторять каждое упражнение 2-3 раза, то через несколько дней ему можно предложить сделать их 4-5 раз.

4. О времени, затраченном на гимнастические упражнения следует договориться с врачом. Постепенно его можно увеличивать.

5. В процессе занятия физзарядкой ребенок не должен переутомляться. Все упражнения должны приносить малышу радость.

 

Наша справка:

Анатомо-физиологические особенности детского организма
Главную роль в развитии детского организма в первый год жизни играет центральная нервная система. Она связывает во едино все внутренние органы и регулирует протекающие в них процессы, а так же выступает в роли посредника между организмом ребенка и внешним миром.
Простейшие рефлекторные движения новорожденного свидетельствуют  о развитости спинного мозга, а головной мозг только формируется, происходит формирование нервных клеток внутри каждого слоя коры полушарий. Возбудимость центральной нервной системы у детей не одинакова, поэтому и реакция у детей на одни и те же явления  окружающей среды разная. Я была свидетелем, как нескольким младенцам делали рентген грудной клетки, одни дети истошно кричали, повергая своих мам в шок, а другие молча проходили процедуру, даже не пикнув.

В основе поведения человека лежат условные и безусловные рефлексы, у новорожденных есть только безусловные рефлексы (сосательный, оборонительный и т. д.) Условные начинают формироваться  только  с конца первого есяца жизни, по мере развития спинного и подкорковых отделов мозга.

Важное место в формировании рефлексов играют органы чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Главные из которых – органы зрения, наибольшее количество информации человек получает через зрение. У новорожденного ребенка зрачок сужается под действием света, жмурится, но мигательные движения еще слабые и редкие. У некоторых новорожденных наблюдается косоглазие , которое обычно проходит через 3-4 недели. Со второго месяца ребенок в состоянии удерживать взгляд на ярком предмете, наблюдает за движением. К пяти месяцам он уже способен рассматривать предмет на близком расстоянии обоими глазами, а в шесть месяцев начинает различать цвета.

Слух у новорожденного есть с самого рождения, но поначалу он слышит только громкие звуки, именно по этому спокойно спит,  когда вы разговариваете в полный голос, но по степенно слух обостряется. С третьего месяца ребенок оборачивается, ища глазами источник звука.

Вкусовые рецепторы у новорожденных детей развиты хорошо,  с самого начала он отказывается от кислого и горького в пользу сладкого.

Обоняние у младенцев развито чуть слабее чем вкус, но, тем не менее, уже с первых месяцев жизни они реагируют на запахи. Например, ребенок не открывая глаз понимает, что на руки его взяла мать, а не другой член семьи,  и тут же начинает искать грудь.

Чувство осязания тоже развито у новорожденного, особенно ярко оно проявляется при прикасании к его ладоням , стопам и лицу.

У здорового ребенка кожа мягкая, эластичная, упругая, розового цвета. Она играет большую роль в дыхании, через кожу новорожденного выделяется значительное количество углекислого газа и воды. Значительное количество – это такое, что один день в месяц малыш бы мог дышать только кожей.

Сальные и потовые железы уже имеются, но полного развития сальные железы достигают только к 4-5 месяцам, а потовые железы вообще не функционируют до 3-4 месяцев. В следствии чего терморегуляция у ребенка не адекватная ситуации, он быстро перегревается или охлаждается, когда взрослому вполне комфортно.

Подкожная жировая прослойка развита мало, но в течении первых шести месяцев она быстро увеличивается, сначала на лице, конечностях, потом на туловище и в последнюю очередь на животе.

У новорожденного мышечная масса составляет 14 от общего веса, тогда как у взрослого она значительно больше — около 40%. Мышечные волокна очень тонкие, сокращения мышц слабые. В первый год жизни развитие мышц идет главным образом за счет утолщения мышечных волокон сначала шеи и туловища, а затем конечностей. Степень развития мускулатуры у маленьких детей можно определить ощупыванием. Мышечный тонус у деток слабый. Причем тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей, поэтому младенцы обычно лежат с согнутыми конечностями. Если у здорового ребенка разгибание конечностей происходит с некоторым сопротивлением (гипертонус), то ему показан массаж, который снимет излишек напряжения. Регулярно проводимые массаж и гимнастика вообще способствуют правильному развитию мускулатуры ребенка.

Скелет новорожденного состоит из хрящевой ткани, поэтому при тугом пеленании или не правильном положении кости младенца быстро приобретают неправильную форму.

На голове прощупываются два родничка (расхождения между отдельными костями черепа). Большой родничок находится в месте схождения теменных и лобной костей и имеет форму ромба, малый родничок – расположен в месте схождения теменных и затылочной костей и имеет треугольную форму.

Позвоночник у новорожденного почти прямой, но как только ребенок начинает держать голову (1-2 месяца), у него образуется шейная кривизна выпуклостью вперед (лордоз), когда ребенок начнет сидеть  (6-7 месяцев) появляется изгиб грудного отдела позвоночника выпуклостью назад (кифоз), а когда начнет ходить (9-12 месяцев) – поясничный изгиб выпуклостью вперед.

Из-за особенностей соединения ребер с позвоночником, дыхание у детей затруднено, и учащено. (40-60 вдохов в минуту) Но к году изменения в грудной клетке приводят к уменьшению частоты дыхания.

Развитие скелета влияет на развитие внутренних органов, так как органы в связи с началом ходьбы ребенка опускаются ниже и занимают позицию как у взрослых. В то же время развитие скелета зависит от работы органов внутренней секреции, которые в свою очередь контролируются центральной нервной системой. Так, например, нарушение работы щитовидной железы вызывает задержку в формировании скелета, нарушение роста зубов и отставание в психическом развитии.

Нарушения хотя бы в одном из звеньев этой цепи  может привести к серьезным нарушениям физического и психического развития ребенка.

 
Другие материалы: