Откладывать дела - это нормально?

— Мне тут коллеги часто присылают тексты про борьбу

с прокрастинацией… Я их читаю вместо работы.

Вы думали когда-нибудь, почему все время откладываете «на потом» какие-то дела? Вы избегаете даже важную и срочную работу, и чувствуете себя при этом ужасно. Может быть вас успокоит, что вы не одиноки. Явление прокрастинации становится все более распространённым, но его можно «вылечить».

Прокрастинация – это постоянное откладывание важных и срочных дел, которое сопровождается очень сильными негативными эмоциями. Они вызываются неотвратимостью того, что работу придется все-таки делать.  Само дело воспринимается как принуждение извне и насилие над собой.

— Я не люблю делать уроки, предпочитаю поиграть в компьютер. И да, я постоянно чувствую себя виноватым, но мне постоянно что-то мешает начать домашнюю работу, — говорит одиннадцатиклассник Артем Петров. Его мама постоянно тревожится за успеваемость сына и не замечает того, что сама все время откладывает свои дела по работе.

Есть разница между ленью и прокрастинацией. Ленивый человек не хочет ничего делать и не беспокоится по этому поводу, а вот в состоянии прокрастинации он осознаёт важность работы, но не делает её. Всегда после подобного избегания дел следуют страдания и расплата: чувство вины или стыда.

Ленивый человек может игнорировать работу. Прокрастинатор будет избегать работу и сильно ругать себя за это. Зрелый человек выполнит работу, либо сознательно откажется от ее выполнения, перенесет сроки или передаст другому.

Прокрастинация у детей.

 Откладывать дела - это нормально?

На самом деле существует сильная связь прокрастинации с ответственностью. Только если вы считаете работу своей ответственностью, то будете обвинять себя при ее откладывании. Если же вы думаете, что вам ее навязали, то будете всячески ей сопротивляться.

Таким образом, у маленьких детей прокрастинации быть просто не может. Их распорядок дня сильно регламентирован родителями, а ответственность за свои действия минимальна. Регулярная учеба воспринимается как «это надо маме». Поэтому они могут лениться или осознанно и даже агрессивно саботировать дела.

Когда ребенок идет в школу, у него появляется большая свобода действий, но мотивация примерно до 5-го класса остается внешней: получить пятерку или одобрение учительницы, чтобы мама не ругалась.

Именно подростки начинают четко фильтровать дела на интересные и неинтересные и избегать последние. Они руководствуются принципом удовольствия или выбранным путем будущего (поступление в определенный колледж или институт), который, кстати, очень часто выбирают не сами.

Исследование причин прокрастинации.

Откладывать дела - это нормально? 

Кто напишет о подростках лучше их сверстника? В городе ученых Новосибирске в 2016 году учащийся 9-го класса Мараев Артем представил свое исследование «Осознание мотивов прокрастинации как фактор её преодоления». Почти сразу работа вышла на всероссийский уровень. После анкетирования 250 старшеклассников и 100 взрослых, автор подвел итоги:

— Более 50% опрошенных, вне зависимости от возраста, делают только интересные для них дела. Раньше считалось, что часто у взрослых прокрастинация вызывается эмоциональным выгоранием или перегруженностью работой, но это не подтвердилось.

Примерно 22% старшеклассников не берутся за работу из-за чрезмерного перфекционизма, т.е. страха не сделать что-то наилучшим образом, 11% не умеют составлять расписание, 6% считают данные дела ненужными, а 3% не справляются с большим объемом работы.

Взрослым нужно сказать себе «Стоп».

Откладывать дела - это нормально?

— Первым делом при регулярном откладывании дел надо сказать себе «СТОП» и спросить себя: а что, собственно,происходит? Что мешает мне выполнить наконец эту работу? – рассказывает семейный психолог Анна Геннадьевна Бердникова.

— Важно не врать себе, ведь вы можете никому не рассказывать о своих мыслях. Просто пересмотрите свои цели. Подумайте, кто поставил эту цель: вы сами, ваши родители или, например, «так принято». Нужно ли вам это вообще? Возможно, просто сработал ваш защитный механизм,и вы «отключаетесь» от ненужных дел.

Ваша задача: понять, что же важно лично для вас. Научитесь критически относиться к поступающей извне информации: рекламе, опыту родителей или одноклассников. Определите свои источники радости и смыслов, свои таланты и зоны для роста, идеальный для себя образ жизни и цели на пути к нему. Может быть, вам помогут в этом друзья или знакомый психолог.

В конце статьи вы найдете хорошее упражнение для понимания своих желаний и возможностей.

Выслушайте мнение детей.

Откладывать дела - это нормально?

— В первую очередь, сохраняйте контакт со своим ребенком и близкие доверительные отношения. Спросите: о чем ты сейчас думаешь, что чувствуешь, чего хочешь? – продолжает Анна Геннадьевна, рассказывая уже о детской прокрастинации и способах ее решения.

— Крайне важно обнаружить ситуацию, которая привела к прокрастинации. Например, сложные отношения с одноклассниками или учителем… Помогает использовать я-высказывания, говоря о том, что вы лично видите. При этом необходимо не оценивать ребенка. Сравните фразы: «я вижу, что ты бездельничаешь» и «я вижу, что ты уже полчаса смотришь в окно». После какой фразы ребенок закроется, а после какой будет готов к общению?

Кроме того, есть некоторые успешные приемы, которые помогут справиться с откладыванием дел. Если ребенок (или даже взрослый) постоянно говорит:

«Успею потом» — учите его основам планирования.

«Я не знаю, как начать» — составьте с ним план действий.

«Так много надо сделать» — разбейте работу на этапы.

«Я не умею» — постоянно тренируйтесь.

«Нет сил» — разделите задачи на важные и неважные, срочные и несрочные Старайтесь выполнять в первую очередь именно важные дела (метод Эйзенхауэра).

Откладывать дела - это нормально? 

Уроки президента.

Выше вы видите не просто картинку, а полезный инструмент для планирования времени. Его разработал 34-й Президент США Д.Д. Эйзенхауэр и вполне успешно применял на практике.

В каждый квадрат вписываются все необходимые дела и задачи, благодаря чему вы можете наглядно расставить свои приоритеты. В первую очередь, стоит выполнить «авральные» дела: важные и срочные. Потом особое внимание обратите на важные несрочные дела. Чаще всего мы откладываем их на потом, а ведь они включают в себя обучение, творчество, спорт и саморазвитие. Обычно много времени занимают неважные срочные дела, в то время как они мало влияют на вашу дальнейшую жизнь. А вот неважные несрочные дела – это «пожиратели времени», их можно игнорировать.

Заставлять – поможет ненадолго.

Как же нельзя поступать с детьми–прокрастинаторами? Отвечает психолог Анна Геннадьевна:

 — Ругать детей? Заставлять их? Это не поможет, отношения только ухудшатся. Ни в коем случае нельзя использовать грубые меры воздействия: кричать, бить, агрессивно заставлять.

Часто родители живут в ритме быт-работа, и у них нет времени на диалог с ребенком. Проще прикрикнуть и заставить нужное, даже сквозь слезы. Но в скором времени это перестанет действовать, и тогда придется наращивать силу подзатыльников. Контакт с ребенком уничтожится окончательно.

Важность прокрастинации.

Откладывать дела - это нормально?

По мнению специалистов, длительная прокрастинация – это признак внутреннего конфликта. Она говорит о том, что что-то в жизни происходит не так, и поэтому срабатывает «психический» предохранитель. Загорается сигнал «СТОП». Надо не бороться с «симптомами», а присмотреться к причинам.

Причин в нем может быть великое множество; одна из основных — это навязанные цели, когда вы не можете отличить, что важно лично для вас. В нашу информационную эру общепринятыми считаются такие цели, как стать богатым, поскорее выйти замуж и родить детей, добиться карьеры. Это нужно именно вам или вашим детям?

Когда вам поможет психолог.

Откладывать дела - это нормально?

Одной из самых болезненных причин прокрастинации может стать детская травма. На самом деле все что угодно может стать травмой, особенно у ребенка до 5 лет, когда он наиболее чувствителен и менее всего критичен. Здесь не обойтись без психолога, иначе можно начать обвинять себя или своих родителей, а это как минимум нецелесообразно.

Например, о травме говорит чувство бунта, когда важное дело воспринимается как глупое давление. Оно обычно появляется в авторитарной семье, когда родители принуждали ребенка выполнять дела, не объясняя их важность. Другая травматичная эмоция — страх быть наказанным, который мешает человеку начинать что-то новое; он появляется у детей, которым не помогали и не поддерживали.

Гедонизм, т.е. желание получать удовольствие и не нести ни малейшей ответственности, появляется при попустительском стиле воспитания и эмоциональной холодности родителей. Пофигизм становится яркой чертой у тех, за кого в детстве все делали другие, ради своего удобства или любви. Перфекционизм часто возникает при явном недовольстве родителей при их неоправданных ожиданиях.

Любить – это поддерживать интересы.

Как это ни банально звучит, любите себя и своего ребенка! Любить – это означает поддерживать интересы. Задайте себе и своему ребенку вопрос: а зачем мне это? Если задавать этот вопрос снова и снова, рано или поздно остается два ответа. Первый — чтобы быть счастливым, а второй — мне это не нужно.

Мы можем сильно помочь себе и своим детям, если станем чуткими родителям. А технические приемы типа планирования или тайм-менеджмента могут стать дополнительными помощниками.

Немного практики.

Для тех, кто готов не только читать теорию, но и немного изменить свою жизнь на практике, мы подготовили упражнение «Хочу, могу и надо».

1. Сформулируйте, что вы должны делать и чего избегаете.  Например, «я должна мыть посуду каждый день».

2. Скажите себе: «Я хочу мыть посуду каждый день» или «Я не хочу мыть посуду каждый день», если это так.

3. Признайтесь: «Я могу мыть посуду каждый день». Я могу делать, а могу не делать. Почувствуйте наличие выбора, обычно оно дает ощущение уверенности и спокойствия.

4. Почувствуйте, что стоит за вашим долгом. Возможно, вы хотите казаться мужу хорошей хозяйкой? Тогда у вас есть различные варианты: перестать делать вид, что вы хорошая хозяйка, нанять помощницу, третий вариант…

5. Выполните выбранный вариант действий. Удачи!

 

Материал подготовила: Алиса Гаранина

 

Другие материалы:

Примерим роль…

Для чего нужны дразнилки?