Поступление ребенка в детский сад, безусловно, вызывает у родителей переживания, волнения, опасения за его здоровье, самочувствие, взаимоотношения с воспитателем и детьми в группе. Эти волнения и тревоги закономерны, так как это своеобразный экзамен для малыша, его психики и здоровья. И поэтому так важна позиция, которую займет семья в период подготовки ребенка к детскому саду, в первые дни его пребывания там. На формирование этой позиции оказывают влияние заведующая детским садом, психолог, медицинский персонал и, конечно, воспитатели группы, в которую ребенку предстоит ходить.

Общими усилиями, но при индивидуальных контактах сотрудники выясняют, что волнует и тревожит родителей в отношении детского сада, есть ли у них предубеждения против дошкольного учреждения и в связи с чем они возникли. Дальнейшая тактика с родителями ребенка-новичка направляется на то, чтобы по возможности снять их тревоги и волнения, убедить, что их ребенок будет в хороших руках, о нем проявит заботу весь коллектив: от повара до заведующей. Но главными людьми для него станут воспитатели.

Многие тревоги родителей развеиваются, если их знакомят с обстановкой групповой комнаты, с режимом дня, с содержанием и организацией питания, рассказывают о занятиях, развлечениях, играх, которые проводятся с детьми. Педагоги расспрашивают родителей о ребенке, его привычках, особенностях сна. При первом знакомстве с семьей все вопросы важны: как ребенка зовут дома, какие книги ему читают, в какие игры с ним играют, есть ли у него любимые игрушки, стихотворения, даже блюда.
Первые советы и рекомендации педагогов семье касаются необходимости приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду.

Родителей знакомят с меню дошкольного учреждения, особенностями приготовления некоторых блюд. В домашних условиях целесообразно приготовить то или иное блюдо, чтобы приучить ребенка к его вкусу. Совместно с родителями вырабатывается щадящий режим для ребенка на первые недели его пребывания в дошкольном учреждении.

Родителям важно знать, что влияет на характер привыкания ребенка к условиям детского сада. Это прежде всего, возраст малыша: легче приспосабливаются к новым условиям дети 5-6 месяцев, а также — старшие дошкольники, сложнее это дается в возрасте от 10 месяцев до 1 года 6 месяцев — 1 года 7 месяцев и в кризисные периоды дошкольного детства.

Немаловажное значение для адаптации имеет уровень физического развития: сложнее и длительнее происходит этот процесс у ослабленных детей, страдающих аллергией, рахитами, частыми ОРЗ. И, наоборот, безболезненнее осваиваются в детском саду здоровые, физически крепкие дети. Они быстрее приобщаются к жизни в детском коллективе.

Нелегко приходится тем детям, у которых сложились отрицательные привычки поведения (криком и плачем добиваться желаемого, засыпать с укачиванием, соской, есть под чтение книги и другое).

Дело в том, что в период адаптации «замещение» этих привычек способами и формами положительного поведения лишь усиливает стрессовые явления. Поэтому в первые дни нахождения ребенка в детском саду педагог старается «не замечать» то отрицательное, что успел усвоить ребенок.
Определенные трудности испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательные отношения родителей к окружающим людям — причины, тормозящие образование у малыша умения контактировать с незнакомыми взрослыми.

Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье; лишают самостоятельности, которые не знают родительского «нельзя». Если у ребенка дома не тренируется способность тормозить свои желания, он с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучение к которым начинается с первого дня его пребывания в детском саду.

Очень важно, чтобы родители были откровенны в беседе с воспитателем. Ведь чем теснее знакомство воспитателя с семьей, тем легче найти поход к ребенку, правильно выбрать тактику взаимодействия. Без доверительных отношений между родителями и воспитателем невозможно целевое обсуждение (а не споры) проблем адаптации и воспитания ребенка.

Педагогу важно знать, что ждет родитель от общения с ним, что его тревожит.

Родители порой интуитивно чувствуют отношение педагога к ребенку: доброту, холодность, строгость и т.д. Поэтому воспитателю важно укрепить изначальное доверие как основу для дальнейшего сотрудничества в вопросах воспитания малыша.

О предстоящем поступлении ребенка в детский сад родителям следует рассказать малышу как о радостном событии, объяснить, что ему будет хорошо там, что его ждут добрые воспитатели, веселые дети, много игрушек. Очень важно и на будущее НИКОГДА не обсуждать воспитателя (или учителя) в присутствии ребенка, каким бы он ни был! Это не принесет пользы малышу, а создаст в его сознании отрицательный образ, который в будущем усложнит отношения с другими педагогами.

Расположенность и зародившаяся симпатия родителей к педагогам передадутся и ребенку, что облегчит его адаптацию к новым условиям воспитания. Чем скорее малыш почувствует доверие к воспитателям, установит с ними контакт, тем спокойнее он перенесет перемены в своей жизни, разлуку с домом. Вежливое, приветливое обращение к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними.

Что нужно воспитателю от родителей? Взаимопонимание, сотрудничество, активное участие в жизни группы и внимание родителей к ребенку. Ни родители, ни воспитатели не хотят плохого для малыша. Для тех и других важен положительный результат пребывания ребенка в детском саду (всестороннее развитие и необходимый багаж знаний).

Ведь для родителей — это цель пребывания ребенка в дошкольном учреждении, а для воспитателя — положительный результат его работы, оценка профессионализма, педагогического мастерства. Значит, цель у них одна, идти к ней нужно вместе – так любое дело легче делается. Тем более, что это дело во благо самых дорогих для нас людей — наших с вами детей.

 

Другие статьи автора

Как выбрать хороший детский сад?