Обычно родители очень переживают за развитие своих детей. Покупают различные пособия, так называемые развивающие игрушки. А как влияют на развитие страшные игрушки? Нужны ли они детям? Наш психолог Анна Бердникова предложила рассмотреть ситуацию на конкретном примере:
Около года назад мы с мужем развелись. Муж не оставляет ребенка, регулярно берет его к себе в гости, здесь у меня нет к нему претензий. Но в последнее время ребенок привозит от папы охапки всяких монстров. Я уже счет потеряла человекам-паукам, трансформерам, ниндзям, роботам и прочим уродцам. Мне кажется, что такие игрушки вредны для ребенка. Разговоры с папой на эту тему не помогают. Он считает, что воспитывает в сыне смелость, а я кудахчу, как наседка, беспокоюсь понапрасну. Может быть, монстры и в самом деле не так страшны, и я себя просто накручиваю?
"Страшные" игрушки очень разные. Ответ на вопрос, могут ли они быть полезны для вашего ребенка, во многом зависит от его возраста и того, как эти игрушки включаются взрослыми в контекст игры ребенка.
Для малыша, еще не достигшего трех лет, «страшные» игрушки могут представлять опасность, способствуя появлению у ребенка страхов, фобий и навязчивых состояний.
В раннем возрасте дети только начинают познавать мир, учатся разделять по-настоящему опасное и опасное "понарошку", различать хорошее и плохое, доброе и злое. Малышей в этом возрасте легко напугать, и они еще не могут "обыграть" свой страх и таким образом справиться с ним. Ребенок этого возраста не понимает переносных смыслов и метафор, все, что с ним происходит, воспринимается, как настоящее и истинное. Следует ограждать малыша и от страшных игрушек. Если вы заметили, что какая-то, даже самая безобидная на вид игрушка пугает ребенка, лучше сразу уберите ее. Это могут быть любые предметы, вплоть до погремушек, однако, чаще всего, такое случается с заводными и электронными игрушками, слишком большими или слишком яркими и издающими резкие и громкие звуки.
В дошкольном возрасте, от трех до шести лет, дети уже научаются "отыгрывать" полученные впечатления, в том числе содержание сказок и мультфильмов, примеривают на себя положительные и отрицательные роли. Именно в этот период дети наиболее восприимчивы к всевозможным сказочным и волшебным мотивам. Воображение позволяет малышу "оживлять" любимых героев, как положительных, так и отрицательных. Дошкольник переживает бурный рост фантазии, но еще плохо умеет ею управлять, и с этим связана опасность бесконтрольного взаимодействия со страшной игрушкой в этом возрасте. Поэтому игра с ними должна осуществляться под контролем взрослых. Не стоит дарить страшные игрушки ребенку или оставлять их "жить" в детской. Пусть они хранятся в недоступном ребенку месте и по мере необходимости вместе с вами "приходят" к малышу в игру. Ребенок дошкольного возраста легко "застревает" на образе игрушки, она навязывает ему свое настроение и соответственно характер игры.
Избежать подобных проблем поможет ответственное отношение к выбору и покупке страшных игрушек для ребенка. В классических сказочных образах отрицательных героев есть все, необходимое ребенку: простота и целостность, глубина и психологизм, внешняя выразительность.
Под психологизмом понимаем внутренний мир, характер, мир эмоций и чувств существа, прочитываемые через внешность. Например, Баба-Яга — с маленькими, подозрительно прищуренными глазками — существо недоброе, настороженное.
Произвольность памяти, внимания и воображения формируется к шести-семи годам. Ребенок в большей степени начинает управлять игровым процессом сам. 4-5- летнего ребенка как бы ведет игрушка, а нормальный 6-7 летний ребенок сам командует игрушкой, в том числе и страшной. Так происходит, когда процесс развития не нарушается активными действиями родителей Например, ловящих ребенка на слабо: зайти в темную комнату или обнять монстра.
Игра начинает носить все более формальный характер, ее содержанием в большей степени становятся правила и взаимодействие с партнером, а не сам сюжет. Меняется и отношение к игрушкам, в том числе и страшным. Если в раннем и дошкольном возрасте игрушка как бы обладает "собственной" активностью, побуждающей малыша к порой пугающим его самого действиям, то в старшем дошкольном возрасте ребенок уже в состоянии сам выбирать и удерживать сюжет.
Все это позволяет рекомендовать активное использование страшных игрушек именно в этом возрасте. Хотя для детей этой возрастной группы современные монстры и чудовища уже не представляют такой опасности, но предпочтение стоит все же отдавать традиционным страшным игрушкам.
Увы, современных детей, особенно мальчиков, как магнитом притягивает именно к страшным игрушкам — киборгам, трансформерам и пр. Но родителям не следует "идти на поводу" у ребенка. Постарайтесь сами найти нужную игрушку и сделать ее привлекательной для ребенка.
Не стоит исключать страшные игрушки совсем, ведь они учат взаимоотношениям добра и зла. Страшные герои, как правило, обладают объемным потенциалом и могут быть разноплановыми, могут меняться и трансформироваться в процессе сказки или игры, этого лишены положительные и добрые персонажи. Например, страшилки и уродливые игрушки могут выступать в положении больных или несчастных героев, которые требуют ухода, заботы, лечения.
Отсутствие отрицательных героев делает развитие ребенка плоским, однобоким. Смертельного в этом ничего нет, но это ограничение возможностей ребенка. А чего он мог достичь и каким стать, если бы получил импульс и в этом направлении, родители никогда не узнают.
Но все же важно, чтобы игра ребенка не превратилась в сплошную борьбу, сражение, убийство и чтобы злым и страшным персонажам противостояли хорошие и добрые герои.
Другие материалы автора: