Малыш заболел. То и дело кашляет, чихает, сморкается, а кроме того ноет, хнычет и капризничает.
Так, или иначе, но сидеть дома с малышом придётся.
Но не лучше ли сидеть с малышом, который не думает о своем недуге, а заинтересованно готовит бумажный обед, запускает в море корабли или ищет в клад в пучине морской?
Думаем, что выбор очевиден. Малыш уж точно его поддержит.
Играем?
Постельный режим.
Если педиатр настаивает на постельном режиме, можно организовывать игры прямо на кровати.
Сделайте для малыша «игровую площадку». Это может быть картонная крышка от большой коробки или нетяжелая разделочная доска.
Игрушек не должно быть слишком много. Лишние будут теряться в постели, падать, создавать ненужные сейчас хлопоты. И ещё игрушки, которые получит малыш, не должны быть большими, яркими и громкими. Ведь если человеку нездоровится, он инстинктивно пытается оградить себя от лишнего света и шума.
Сюда же отнесем и игрушки, вызывающие умственное раздражение.
И, конечно, телевизор и компьютер. В общем, всё напрягающее — прочь!
А телевизор и компьютер можно заменить таинственным просмотром диафильмов. Если же нет проектора, можно устроить теневой театр: вырезать различные фигурки из плотной бумаги или картона и разыграть настоящий спектакль.
Предлагаем несколько спокойных игр на легкой разделочной доске.
«Плакунчик»
Возьмите две небольшие игрушки. Это могут быть пупсики или любые зверюшки. Вы будете играть за плачущего и ноющего героя, а малыш — за положительного, во всех отношениях, персонажа.
Разыграйте на доске сценки, где Плакунчик рыдает по каждому поводу и жалуется герою малыша: «Мне подарили зеленую машинку с синими колесами, а я хотел синюю с зелеными»; «Я потерял одно печенье. Теперь в кармане осталось только пять! Что теперь делать?»; «Я не хочу ночью спать, хочу на барабанах играть!» и т.п.
Дайте ребенку носовой платочек. Пусть его герой успокаивает Плакунчика и вытирает его слезки.
«Пальчики»
Не пытайтесь во время болезни малыша научить его чему-то или развить какие-то способности. Ограничьтесь сюжетными и творческими играми.
Для этой творческой игры потребуется лист бумаги и карандаш. Обведите ручки ребенка и предложите крохе нарисовать личико каждому пальчику. Пусть малыш «раздаст» пальчикам шляпы, кепки, шарфики или бусы. Придумайте имена всем получившимся человечкам.
«Контурные картинки»
Приготовьте ребенку листы бумаги с изображенными на них контурами различных картинок. Пусть малыш дополнит рисунки и, по желанию, раскрасит их. Если вы считаете, что не умеете рисовать, переведите картинки с любых книжек или журналов.
Главное выбирайте простые изображение, контуры которых легко угадываются. Лучше всего подойдут рисунки из азбук для самых маленьких. Вырезанные картинки будут очень кстати, когда появиться желание организовать теневой театр.
«Жмурки»
Чтобы у малыша не болела голова, отдыхали глаза и охлаждался лобик, родители обычно кладут ему влажный холодный платок.
В это время, если малыш расположен к игре, попросите его отгадать на ощупь, какие предметы, вы даете ему в ручки. Предлагайте ребенку отгадать, не глядя, кубик и ложечку, мягкую игрушку, карандаш и тому подобное. И помните, цель игр во время болезни — отвлечь малыша от недуга и скуки. Не давайте сложных заданий.
Где гуляет аппетит?
Во время болезни у человека, как правило, снижается аппетит. Все силы организма направлены на борьбу с вирусом. Не заставляйте малыша есть, когда он отказывается. Пусть больше пьет тёплой жидкости. Если же малыш и до болезни не особо усердствовал с едой, и вас очень тревожит это обстоятельство, помогите малышу «нагулять» аппетит.
Поговорка «аппетит приходит во время еды» обоснована научно. Когда человек видит пищу и ощущает ее запах, появляется аппетит.
«Не играй с едой!» Эту фразу в одном из мультфильмов произносила мама динозаврика, который играл с мальчиком. Мы же предлагаем именно игры с едой.
«Бусы к чаю»
Дайте ребенку пакет с баранками и веревочку. Пусть он нанизывает «бусы». Если ребенку больше трех лет, можно предложить ему и сухой завтрак — колечки. Они заменят маленькие бусинки.
Когда малыш выполнит задание, предложите ему чай с вареньем, или молоко с медом. Самое время съесть и получившиеся бусы.
«Бумажный обед»
Понадобятся одноразовые бумажные тарелки, вырезки из рекламных буклетов, или старых журналов с изображением продуктов питания и клей-карандаш.
Намазывайте дно тарелки клеем, а малыш пусть выкладывает, понравившуюся ему, бумажную еду.
Сделайте вид, что вы едите импровизированный обед. Похвалите вкус всех приготовленных малышом блюд. Предложите выбрать еду для рыцаря и принцессы, для великана и Мальчика-с-пальчика.
Увлажнение и прогревание.
Воздух в комнате ребёнка должен быть довольно влажный, около 70 процентов.
Еще опаснее сухой и теплый воздух. Когда слишком сухо, кашель и насморк могут затянуться, и многократно увеличивается риск осложнений и время борьбы с вирусами и бактериями.
Если нет специального прибора для увлажнения воздуха, поставьте на стол тазик с водой, на батарею повесьте мокрое полотенце или одеяло, обрызгайте водой комнатные цветы.
Тазик с водой нужен будет и для прогревания ручек и ножек, если у ребёнка нет температуры. Превратите эти процедуры в увлекательные игры.
«Большая стирка»
Устроим с малышом «большую стирку».
Положите в тазик с теплой водой ткани разной фактуры и покажите, как нужно стирать белье руками. В воду можно добавить масло чайного дерева или эвкалипт.
Когда все тряпочки будут постираны, повесьте их сушиться на батарею в комнату, где спит малыш, или на бельевую веревку, закрепив прищепками.
«Запускаем кораблики»
Бумажные кораблики в тазике можно запускать, имитируя руками волны. Можно топить в зависимости от возраста ребенка — поливая водой из брызгалки или загружая на кораблик все больше и больше маленьких предметов, пуговиц или деталей конструктора, например.
«Ищем клад»
В тазик добавьте пену для купания и опустите на дно несколько небольших игрушек. Пусть малыш ручками ищет и отгадывает, что именно он нашел, на ощупь.
Следите, чтобы вода не остывала — доливайте теплую воду. Смотрите, чтобы одежда ребенка была сухой.
Игры, в которых у малыша заняты ручки, хороши при болезнях, вызывающих зуд — ветрянке или дерматите. Но при таких заболеваниях нужно исключить игры с водой и песком. Предложите малышу поиграть в пальчиковые игры или сделать из бумаги две-три лягушки — оригами, а потом посоревноваться, какая из них дальше прыгнет.
Дышите, дышите.
С помощью игр на дыхание можно не только интересно провести время, но и поправить здоровье малыша. Чтобы помочь ребенку быстрее справиться с кашлем, можно поиграть в игры типа «Каша», «Паровоз» или «Щечки».
«Каша»
Это упражнение выполняется сидя. Одну руку пусть кроха положит на живот, а другую на грудь. При втягивании живота нужно сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторять 3–4 раза.
«Паровоз»
В этой игре ребенок будет изображать паровозик. Нужно ходить по комнате, делать попеременные махи согнутыми в локтях руками, приговаривая «чух-чух-чух». Повторять такое упражнение необходимо в течение 20–30 секунд.
«Щечки»
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Достаточно сделать это упражнение 2 или 3 раза.
Что касается носика ребенка, то учиться сморкаться лучше, когда малыш здоров. Это относится и к дыхательным играм, которые направлены на носовое дыхание — задувание свечей, сдувание бумажек или перышек.
Однако, если насморк у малыша уже появился, очень важно правильно сморкаться. Надо закрывать по очереди то одну, то другую ноздрю с чуть-чуть приоткрытым ртом.
Если у больного ребёнка сохраняется хорошее настроение, он не унывает и не скучает. А болезнь отступает быстрее.
Играйте, на здоровье и не болейте вовсе!
Источник: parents.ru
Другие материалы: