Когда у детей пробуждается интерес к теме смерти или умирает кто-то из близких, они спешат задать волнующие их вопросы родителям: уж взрослые-то знают все!
Однако многих эти вопросы застают врасплох. Кто-то отвечает невпопад, кто-то молчит.
О психологически правильных ответах рассказала медицинский психолог Марина Ларченко.
Первые вопросы о смерти: когда и почему
Вопросы о смерти дети начинают активно задавать в 3-5 лет. К этому возрасту ребенок знает о существовании смерти (как минимум видел мертвых насекомых, птиц, слышал о смерти в сказках, видел на телеэкране, присутствовал при разговорах взрослых), но ее причин не понимает. У маленького человека появляется потребность «исследовать» интересующее его явление, и он засыпает взрослых вопросами. Игнорировать их или отвечать с целью «лишь бы оставил в покое» — значит тормозить психическое развитие малыша, а если умер кто-то из близких — то и вовсе отказывать ребенку в психологической помощи.
Большинству людей непросто говорить о смерти, потому что при этом подвергаются испытанию их чувства и убеждения. Для многих эта тема полузапретна. Однако взрослому, у которого есть собственная концепция смерти, ответить на вопросы ребенка проще. Кроме того, беседы о смерти будут уместны и принесут пользу только в тех случаях, если:
- ребенок сам изъявил желание пообщаться, сам задал вопрос;
- взрослый принимает детские страхи и переживания;
- взрослый готов серьезно отнестись к вопросу, ответить на самый странный, нелепый, неуместный или «неудобный» вопрос и при этом быть честным с ребенком. Если родитель не знает ответа на заданный вопрос, об этом лучше прямо сказать малышу. Родительскому авторитету такая откровенность не только не повредит — укрепит его. Дети очень ценят, когда с ними разговаривают на равных. Также не следует скрывать собственные эмоции — с 3-летнего возраста ребенок способен с пониманием отнестись к признанию взрослого: «Я очень расстроен», «Я огорчен».
- взрослый учитывает возраст малыша. Чем «несмышленее» ребенок, тем меньше информации он способен воспринять. Поэтому важно, чтобы ответы не только соответствовали возрасту ребенка, но и были краткими и простыми с точки зрения лексики и синтаксиса.
- взрослый не раздражается, если ребенок помногу раз задает один и тот же вопрос;
- взрослый морально готов отвечать на вопросы ребенка, ему не приходится преступать свои внутренние запреты.
Дети открыто общаются с взрослыми тогда, когда чувствуют: те «дали добро» на обсуждение той или иной темы. Если родитель при разговоре с ребенком испытывает внутренний дискомфорт, это не останется незамеченным для малыша. Скорее всего, он прекратит попытки получить ответы на актуальные для него вопросы, а значит, останется один на один со своими тревогами и страхами.
Предугадать вопросы невозможно
Предугадать, какие вопросы о смерти задаст ребенок, невозможно. Тем не менее ответы на некоторые из них взрослым желательно знать заранее.
«Он просто заснул?», «Смерть — это как сон?»
Ответ: НЕТ. Утвердительные ответы могут вызвать у ребенка страх перед засыпанием и сном как таковым. Поэтому обязательно следует указать на отличия между сном и смертью и подчеркнуть, что умерший человек только внешне походит на спящего. Ребенка, скорее всего, удовлетворит такое объяснение: «Когда ты спишь, твой организм продолжает работать: ты дышишь, твое сердце бьется, ты видишь сны. А если человек умер, то его тело не работает».
«Почему он умер?»
Если причина смерти была естественной (болезнь, старость), приемлем такой ответ: тело человека перестало работать — износилось, не смогло одолеть болезнь. При этом важно обратить внимание малыша на то, что не всякое заболевание приводит к смерти: большинство людей не умирают, когда болеют, а благополучно выздоравливают. Можно напомнить ребенку, как его организм без труда победил простуду, грипп или быстро восстановился после операции по удалению аппендицита.
Если смерть наступила в результате несчастного случая, объяснение может быть таким: тело человека было очень сильно повреждено и остановило свою работу. Желательно, чтобы взрослый дополнил свой ответ замечанием о том, что большинство людей, получающих телесные повреждения, поправляются и живут долго.
«Все-все умрут?»
«Ему холодно под землей?», «А если ему будет темно, что он сделает?», «Что он будет есть и пить в гробу?»
Эти «прямолинейно-конкретные» вопросы часто ставят взрослых в тупик, а между тем отвечать на них не сложно, главное — делать это терпеливо (дети редко ограничиваются одним вопросом данного типа). Важно объяснить ребенку, что тело умершего не работает, поэтому покойник не может дышать, говорить, ходить, чувствовать боль и страх, испытывать голод и жажду и прочее.
«Он умер, потому что я его не слушался?», «Если я буду хорошо себя вести, то не умру?»
Такие вопросы обычно возникают, если у ребенка был какой-то конфликт (внешний или внутренний) с умершим. Например, малыш злился на дедушку, который недостаточно часто играл с ним, и после смерти деда переживает чувство вины. Поэтому задача взрослых — убедить ребенка, что его поступки (непослушание), слова и мысли не могут стать причиной смерти другого человека.
«Ты умрешь?», «И я умру?» «Все-все умрут?»
Подобные вопросы в разных вариантах дети задают очень часто. Им важно понять, что умирают все люди, что для каждого человека рано или поздно пробьет его смертный час. Ребенок, которого идея всеобщей смертности потрясла, поразила до слез, нуждается в поддержке и понимании. Их проще всего выразить с помощью тактильного контакта — малыша нужно обнять, приласкать.
От взрослых дети ждут не только «правды», но и слов успокоения, подбадривания. Поэтому родители, которые ограничиваются односложным ответом, совершают ошибку. Ребенка следует утешить и успокоить. Например, можно рассказать о том, что большинство современных людей живут долго и умирают в преклонном возрасте, что медицина шагнула далеко вперед и успешно борется с заболеваниями, которые раньше были смертельными.
По материалам medpulse.ru