Социальные сети бурлят. Специалисты возмущаются. Участники популярных телевизионных ток-шоу разве что не рыдают: современные дети перестали читать, увлекшись коварными гаджетами, смартфонами и компьютерами. Они нырнули в интернет и в реальность возвращаться не хотят. В общем, куда мы идем?

А действительно куда? Так ли все безнадежно?

 

Виртуальная реальность друг или враг? 

 

Чтобы разобраться в этом вопросе, мы ходили в книжные магазины (в том числе беседовали с продавцами электронных книг), а также библиотеки, чтобы спросить у их руководителей: правду ли говорят о снижающемся уровне чтения среди детей.

Обрадовали. По их словам, дети продолжают читать не меньше. В некотором сегменте наблюдается даже существенный рост: более 20% спроса по сравнению с прошлым годом.

И мы поверили! А потом снова со всех сторон: дети с телефонами, гаджетами, интернетом. Так читают или нет?

Виртуальная реальность друг или враг?

 

Может, тогда – весной – мы не у тех спрашивали. И теперь решили зайти с другой стороны. Спросить у издателей напрямую. Для этого мы пришли на юбилейную – тридцатую – Московскую международную книжную выставку-ярмарку, которая завершилась в прошедшие выходные на ВДНХ. Каждому издателю у нас было всего два вопроса.

Виртуальная реальность друг или враг?

Первый: ИНТЕРНЕТ С ГАДЖЕТАМИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА ДРУЗЬЯ ИЛИ ВРАГИ?

Второй: ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ДЕТИ НЕ ЧИТАЮТ? КАК ВЫ «ИЗВЛЕКАЕТЕ» ДЕТЕЙ ИЗ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И ПРИВЯЗЫВАЕТЕ К СВОИМ КНИГАМ?

 

 Анна Гришина, редактор детской познавательной редакции Издательского дома «Питер».

Виртуальная реальность друг или враг?

 

Вопрос 1. Интернет, скорее, помощник нам. Ведь внимание ребенка не может быть приковано только к компьютеру. Реалии жизни все равно его «выдергивают». А книги – это часть обучающего пространства. Если компьютер замыкает на себе, ограждая ребенка от внешнего мира, то книга, наоборот, делает его открытым к жизни.

Вопрос 2. У нас есть несколько способов «извлечения». Например, предложить альтернативу – некоторая настольная игра, т.е. такая около книжная продукция. Она гораздо более интерактивная, чем книга, но также содержит в себе книжный элемент.

 Еще вариант: сделать такую книгу, чтобы ребенок не оторвался. Книги-головоломки для семейного чтения. Не просто игра – передвижение фишек, как в первом случае, а игра ума. Ребенок ищет несуразности в тексте и на картинках, а потом обсуждает их со взрослыми. Такие книги очень хорошо «выдергивают» детей из виртуального мира, потому что заставляют концентрироваться на себе, думать, анализировать и тем самым развивают его интеллект.  

Виртуальная реальность друг или враг?

 
 

 

Курчакова Ирина Владиславовна, генеральный директор издательства «Облака».

Виртуальная реальность друг или враг?

 Вопрос 1. Конечно, интернет — это враг! И действительно дети стали мало читать.

А врагом сеть стала, потому что ее часто используют только для развлечения. Это объективная реальность. У нас тоже есть дети. Мы смотрим на них, на друзей, на знакомых, на общую ситуацию в школах, в садиках. Дети стали немножко другими. Возможно, те книги, которые мы им предлагаем, уже не соответствуют их интересам.

Вопрос 2. Мы не замечаем его вредного влияния в своей  работе. Не хотим замечать. Наша задача – возродить лучшие традиции детских изданий с добрыми иллюстрациями, умными текстами. Такие книжки читают на ночь умные родители умным детям. Так что нашему издательству Всемирная сеть не страшна.

 

 Сергей Аносов, менеджер по продажам издательства «Белая ворона».

Виртуальная реальность друг или враг?

 

Вопрос 1. Отвечу по Высоцкому: «Интернет для нас «и не друг, и не враг, а…»  просто это параллельная действительность. С каждым годом детей, которые покупают наши книжки, не становится меньше. Это объективная статистика. Издательств много, но мы не чувствуем никакого кризиса. Скажу свое мнение: читают дети или нет, зависит от родителей. Интернет и дальше будет проникать в нашу жизнь. Если с детства ребёнку давать планшет и не давать книги, то чему потом удивляться, что он не читает.

 

 Виртуальная реальность друг или враг?

Вопрос 2. Мы не боремся с интернет-пространством, а используем его в своих интересах. Так, совсем недавно мы сомневались, какое название дать новой книге, и обратились в социальных сетях за помощью к нашим читателям. Они помогли нам сделать выбор. И нужно, конечно, осваивать новые формы, например, приложения. У нас пока его нет, но будем делать.

 

Виртуальная реальность друг или враг?

   

Елена Сапелкина, представитель издательства «Аквилегия-М».

Виртуальная реальность друг или враг?

 

Вопрос 1. Нет, интернет ни в коем случае не противник. Детей, пользующихся гаджетами много, но и читающих достаточно. И меньше их с годами не становится. Печатная книга не устарела, а мы также востребованы, хотя практически не имеем электронных изданий.

Вопрос 2. Мы делаем в интернете рекламу. У нас есть свои группы в социальных сетях. Они пользуются популярностью.

 

Дарья Кузнецова, руководитель группы лицензионной подростковой литературы Книжного издательского дома «Эксмо».

 Виртуальная реальность друг или враг?

Вопрос 1. Нельзя сказать, что интернет является нашим конкурентом, потому что дети продолжают читать. Книги живы. Продажи не снижаются. Популярна классика и востребованы современные авторы.

Вопрос 2. Мы используем социальные сети для информирования детей, родителей о том, какие книги у нас выходят. В группах читатели общаются между собой, редакторы отвечают на их вопросы. Мы устраиваем опросы. Например, когда готовим серию классики, то спрашиваем, какие произведения люди хотят увидеть в этой серии. Таким образом, мы знаем, что интересует читателя. Своего рода быстрая обратная связь. Это позволяет нам выпускать именно то, чего ждут от нас читатели. На сайте издательства мы выкладываем дайджесты со всеми нашими новинками. Работа ведется нон-стоп.

  

Надежда Крученицкая, выпускающий редактор издательства «Розовый жираф».

Виртуальная реальность друг или враг?

 

Вопрос 1. Мне очень легко ответить на этот вопрос. Я не вижу никакой трагедии в том, что они активно используют гаджеты, что они дрейфуют по волнам интернета. Они настолько знают больше нас в этой области, что глупо было бы их поучать. Это первое. Второе. Конечно, гаджеты и интернет – наши конкуренты, но никак не враги. И бумажные книги должны вступать в отношения с этим миром. Наша позиция очень проста. Мы делаем такие книги, которые дети читают, не отрываясь.

 Вопрос 2. Мы делаем проекты непосредственно на нашем сайте. Книга, рассказывающая о каком-то событии или герое, всегда может быть дополнена материалами из сети (видео, аудио). И чтобы у ребёнка не было ощущения, что он «откусил» от компьютерной игры или интернета свое время, сев читать книгу, мы связываем воедино эти два способа познания. И, надо сказать, наши читатели нам благодарны. То есть наш метод работает. Таким образом, мы не боремся с конкурентами, мы превращаем их в союзников.

 

Виртуальная реальность друг или враг?

  

Конечно, дети меняются. Меняется и наша жизнь. Сейчас корпорация «Российский учебник» проводит эксперимент по переводу всех учебных пособий, в том числе — рабочих тетрадей, в электронный вид, чтобы ученики в школах пользовались планшетами, а не бумажными носителями. Но об этом мы обещаем Вам рассказать в отдельном материале…

 Виртуальная реальность друг или враг?

 

Конечно, наш опрос не претендует на всеобъемлющее обобщение, хотя в нем участвовали и начинающие издательства, и те, чьи названия у всех на слуху. Те, кто занимает очень скромное место на рынке и такие, чьи книги практически в каждом магазине. Люди, создающие книги для детей, не видят в современных технологиях всемирного зла для подрастающего поколения. Книги ребята продолжают любить. Главное, чтобы взрослые помогли найти им путь к большой литературе.

 Виртуальная реальность друг или враг?

 

Юбилейная книжная ярмарка тому свидетельство. Достаточно было посмотреть, сколько новинок для детей предложили нам российские и иностранные издательства.

 

Виртуальная реальность друг или враг?

 

Надежда Бердникова

Алексей Комов

Другие материалы:

Дети науки. Они существуют?

Студенты молодеют?