В течение полугода в Москве, Московской области и Суздале проходили уникальные открытые мастер-классы в рамках проекта «Стихия таланта. Первые шаги». Это встречи с признанными российскими музыкантами и педагогами ведущих музыкальных вузов страны, во время которых они делятся секретами мастерства и помогают в освоении исполнительского искусства талантливой молодёжи. Участники встреч, под руководством опытных мастеров осваивающие те или иные произведения, — приглашённые педагогами или организаторами юные музыканты. Однако пользу от таких уроков могут получить все присутствующие. Тем более что их герои умеют увлекательно говорить и о музыке, и о жизни. И, конечно, здесь звучат лучшие произведения отечественной и зарубежной классики.

Встречи проходили в концертных залах Российской академии музыки имени Гнесиных, в гостиной Дома Шуваловых, в здании Москонцерта на Пушечной, в Консерваторских классах и на других площадках. Съемочная группа проекта посетила Летнюю творческую школу Фонда «Новые имена» в Суздале. Заключительный концерт состоялся в Детской музыкальной хоровой школе «Алые паруса».

 

 

Проект реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». Среди целей проекта «Стихия таланта. Первые шаги» — популяризация классической музыки в детской и молодёжной среде, воспитание нового поколения зрителей и слушателей классической музыки.

Важной особенностью мастер-классов является то, что юные музыканты в них – не пассивные ученики без права голоса, а активные участники диалога, в том числе рассказывающие о своём выборе пути, о восприятии мира, о том, как в их жизнь вошла музыка, знакомящие своих сверстников со своим выбором и взглядом на жизнь.

 

Рассказывает автор идеи проекта, режиссёр Анна Яновская:

 

 

«Эта идея сидела во мне, где-то на седьмом круге подсознания, всегда. Поскольку и я сама занималась музыкой, и моя дочь училась в гнесинской десятилетке (прим. ред. — Музыкальная школа им. Гнесиных), у меня были насущные вопросы к музыкантам, к музыке, к педагогам. Первый педагог очень влияет на судьбу ученика, между ними устанавливается связь, почти такая же, как у матери и ребёнка, вырабатывается какая-то пуповина на всю жизнь. И чем дольше я жила, тем больше погружалась в эту проблему, меня интересовало, как привить любовь к музыке, как не отвратить ребёнка от музыки. Мне встречались педагоги, которые могли очень обидеть ребёнка и отбить желание заниматься музыкой. Кто-то из детей начинал бороться и доказывать, а кто-то – уходил в другую школу или вообще прекращал занятия. И ведь ещё бывает так, что человек заканчивает училище и меняет сферу деятельности, оставляя музыку «для души», но не занимаясь ею профессионально.

И у меня всё время было желание узнать, как воспитать любовь к музыке. Например, у нас был замечательный мастер-класс с пианистом Михаилом Трушечкиным, и я его спросила, каким было его первое столкновение с музыкой. И он рассказал, что в детстве у него дома стоял огромный рояль, и, когда его мама играла, он любил сидеть под роялем, пребывая в окружении каких-то мощных звуков, находясь под куполом звуков, будто под куполом звёздного неба, и это влекло его в неизведанный мир музыки. И я всегда задавалась вопросом: если человека вовлекло в мир музыки, как его оттуда не отвлечь?

Цели этого проекта не только какие-то профессиональные, не только воспитание в новом поколении любви к музыке, но также подготовка грамотного восприимчивого слушателя, чтобы человек мог слушать музыку и наслаждаться.

 

 

У нас бывают разные мастер-классы и разные люди. Бывают дети, родители которых хотят, чтобы их чада занимались музыкой. Мастер-классы рассчитаны и на профессиональную публику, которая может узнать какие-то секреты мастерства, и на просто интересующихся музыкой людей. Каждый вынесет отсюда что-то своё. При столкновении с чем-то талантливым чуть-чуть меняется угол зрения, и человек выходит обновлённым. Поэтому проект рассчитан на разных людей. И те, кто не интересовался музыкой, увидев оживлённые обсуждения, может быть, поймут, что есть какой-то другой мир, и тоже подтянутся. Так что это проект многофункциональный. И мне очень нравится название «Стихия таланта. Первые шаги». Потому что талант – это, действительно, стихия.

 

 

 

Идея была реализована благодаря Российскому фонду культуры, который поддержал проект, мы выиграли в конкурсе, получили грант. У нас есть организационная группа, есть замечательные операторы и звукорежиссёры, и, конечно, наши герои – выдающиеся российские исполнители и выдающиеся педагоги. Каждый мастер-класс имеет своё лицо. Для меня открылись многие люди, я получила максимум удовольствия от знакомства с нашими героями, каждый из которых самобытен. Вообще, конечно, многое зависит от личности исполнителя. И ещё у музыкантов есть какой-то свой мир, отличный от нашего, какая-то параллельная планета, и они всегда видят друг друга, а также слышат и замечают то, что не слышат и не замечают другие люди.

 

 

У нас достаточно сжатые сроки: в ноябре мы должны закончить. Всего нами запланировано десять мероприятий — творческих встреч, мастер-классов, концертов.  По результатам мероприятий будут  сделаны десять документальных фильмов – о каждой встрече, о каждом педагоге и исполнителе».

 

 

Подробнее о проекте можно узнать на следующих ресурсах –

 —  https://vk.com/public220966196

—  https://s-talanta.ru/

—  https://dzen.ru/ano_sojuz

Другие материалы:

Есть только миг…

В журналисты б я пошел, пусть меня научат!

«Россия» сегодня