Время от времени детям приходится путешествовать одним, без родителей. Например, они едут учиться, к кому-то в гости или отдыхать. И это совсем не страшно. Ведь почти у всех авиакомпаний есть стандартная и хорошо отлаженная услуга — перевозка детей без сопровождения взрослых. Честно говоря, вся эта процедура волнует лишь родителей. Дети обычно не боятся летать одни. Наоборот, им очень интересно попробовать это, тем более в статусе очень важной персоны.
Так, транспортные компании КНР в преддверии китайского Нового года (праздник Весны) запустили временную услугу по «пересылке» детей.
Во время праздника Весны, который в этом году отмечается с 30 на 31 января, детей можно будет отправить к месту назначения без сопровождения родителей или родственников. Данная услуга предоставляется рядом местных авиакомпаний, а также железнодорожными и автомобильными службами.
Первым клиентом нового сервиса стал девятилетний мальчик. В среду, 15 января, ребенка отправили с автовокзала Циндао в городской округ Жичжао, который расположен в той же провинции Шаньдун. По заявлению представителя транспортной компании, мальчик прибыл в целости и сохранности, при этом стоимость его поездки была в два раза ниже цены взрослого автобусного билета.
Чтобы воспользоваться услугой, родителям или опекунам ребенка необходимо заполнить специальный бланк, указав паспортные и контактные данные отправляющей и принимающей стороны. Отправленный подобным образом ребенок будет находиться под постоянным присмотром стюардесс или проводников. В случае, если он поедет автобусом, то рядом с ним также будет сидеть работник службы.
По прибытии ребенок будет передан получателю. Для прохождения контроля, представитель принимающей стороны должен будет представить свои документы, а также назвать шестизначный код, который ему ранее передал отправитель.
Все четко, удобно и, что немало важно, с большой скидкой! Жаль только, что период этой скидки столь непродолжителен.
А как обстоят дела по детским перевозкам в России?
Билет для «инфанта».
Все авиакомпании делят несовершеннолетних пассажиров на две категории: «инфантов» и «чайлдов». Первые — совсем малыши, от 0 до 2 лет .В билете они обозначаются кодом INF и имеют право на 90-процентную скидку от стоимости. Вторые — уже сознательные люди в возрасте от 2 до 12 лет. В билете их обозначают как CHD и дают им скидку до 50%. Но только если они летят со взрослыми.
Для «одиноких» детей процент скидки каждая авиакомпания устанавливает сама. Часто действует такой принцип. Детям до 9 лет места в самолете продают за полную стоимость (как наиболее проблемным клиентам), а на билете просто ставится пометка: «За ребенком требуется уход». А вот дети 9-12 лет (то есть люди уже вполне дисциплинированные) летят за 50% от стоимости полного билета.
На вопрос о том, с какого возраста ребенок может летать без сопровождения взрослых, большинство авиакомпаний на международных рейсах отвечает: с 5 лет. Исключение составляют British Airways, Air France и Finnair, у которых на этот счет вообще нет четких правил.
Что касается Аэрофлота, то оформление услуги по сопровождению при оформлении билета для самостоятельного полета ребенка является обязательным для детей от 5 до 12 лет. По просьбе родителей, усыновителей, опекунов или попечителей сопровождение может быть предоставлено детям до 16 лет.
Дети младше 5 лет могут лететь только в сопровождении взрослых совершеннолетних пассажиров.
Услуга по сопровождению детей является платной: сопровождение на одном маршрутном сегменте составляет 40 Евро.
Если Вашему ребенку от 5 до 12 лет, то его перевозка оплачивается в размере 100% от применяемого взрослого тарифа на данном направлении без предоставления детских скидок. При оформлении услуги сопровождения необходимо заполнить бланки типового заявления и заявки на перевозку несопровождаемого ребенка.
Почетный эскорт.
В момент, когда провожающий, вооруженный всеми необходимыми документами, регистрирует маленького пассажира на рейс, он в прямом и переносном смысле передает ребенка с рук на руки представителю авиакомпании. По правилам новый «опекун» ни на секунду не доложен оставлять подопечного вне поля своего зрения. Для большей надежности на шею ребенку обычно вешают специальный кармашек, где сложены все документы.
Представитель авиакомпании без очереди проводит малыша через паспортный контроль. В самолет особого пассажира сажают одним из первых. На протяжении всего полета к нему проявляют повышенное внимание — как правило, дарят небольшие сувениры, которые могут занять его во время полета: блокноты и карандаши для рисования, пазлы. Иногда маленькому пассажиру могут даже устроить экскурсию в кабину пилотов. Если в полете ребенок раскапризничается, в обязанность стюардессы входит успокоить его.
После приземления стюардесса выводит ребенка к представителю авиакомпании, и тот следует с ним через паспортный контроль к выходу. Ребенка передают встречающему — но только после предъявления удостоверения личности. Имя в документе должно совпадать с указанным в анкете.
Если встречающий опаздывает, представитель авиакомпании будет ждать, сколько потребуется. Но если случится самое неприятное: встречающий не появится, и дозвониться до него не удастся, — авиакомпания свяжется с отправляющими. Дальше, в зависимости от обстоятельств, ребенка либо отвезут по указанному адресу в стране прибытия, либо отправят обратно ближайшим рейсом.
Кстати.
По такой же «программе» могут обслуживаться и подростки до 18 лет. Но в этом случае родителям надо заплатить за услугу (около 50 евро за полет в одну сторону).
На заметку.
Существуют некоторые ограничения в случае, если ребенку предстоит пересадка в пути. Например, в афинском, стамбульском и римском международных аэропортах дети без сопровождения не смогут лететь дальше внутри страны. Услуга по «перевозке без сопровождения» не оказывается, если на пересадку ребенку нужно ехать в другой аэропорт. Ребенку также откажут в полете, когда при пересадке меняется авиакомпания.
Типовым для российских авиакомпаний считается порядок, при котором детей в возрасте от 5 до 12 лет принимают к перевозке без сопровождения взрослых. Для этого обязательно необходимо заключение соглашения с авиакомпанией и оплата 100% полного тарифа на авиабилет. Стоимость услуги сопровождения устанавливается перевозчиком и зависит от многих факторов (например, от длительности полета).
Ряд авиакомпаний, таких как Трансаэро и S7 Airlines, предоставляют эту услугу бесплатно, но никаких «опекунов», постоянно следящих за ребенком, компания не предоставляет. После прохождения регистрации ребенок оказывается без присмотра. А в воздухе данную функцию в качестве факультативной выполняют бортпроводники лайнера.
Несопровождаемые дети принимаются к перевозке только на прямые рейсы. Они не принимаются к перевозке трансфером, а также на рейсах с транзитной посадкой.
На чартерных рейсах услуга сопровождения сотрудниками компании несопровождаемого ребенка не производится.
Что касается перемещения на поезде, то согласно «Правилам пассажирских перевозок» проезд детей в поездах дальнего следования в возрасте до 10 лет без сопровождения взрослых не допускается.
Подготовила Мерзлякова Елена.