Скоро начнется новый учебный год. Сегодня, в Международный день светофора, самое время вспомнить о правилах дорожного движения, которые за каникулы ребята могли успешно позабыть.
Современная жизнь автострад не мыслима без этого трехглазого устройства. Даже дети знают, что красный свет означает «стоп», желтый – «внимание», зеленый – «путь свободен». И все это четко, без лишней суеты, уже на уровне автоматического сознания.
Международный день светофора облюбовал себе жаркий день 5 августа, и празднует свой индивидуальный праздник веселым трехцветным подмигиванием.
История рождения.
Прошло ровно сто лет, и светофор стал важным, жизненно необходимым атрибутом автотрасс.
А всё начиналось в Америке, в 1914 году. 5 августа в городе Кливленде появился первый прародитель современного аппарата.
Он был неуклюжим, имел всего два глаза – красный и зеленый. Когда свет переключался, устройство издавало звук, а руководил прибором полицейский в стеклянной будке.
Но именно этот день берут за точку отсчета в жизни светофора.
На самом деле корни этого необычного устройства намного глубже. Еще в 19 веке англичанин Джей Найт изобрел аппарат, который установили в 1868 году в Лондоне.
Управляли им вручную, а когда темнело, включали газовый фонарь для подсветки. Через год один «глаз» у аппарата взорвался, и полицейский, который управлял устройством, получил «боевые» ранения. После этого случая о светофоре забыли на целых полвека.
В 1910 году изобрели и запатентовали первый автоматический светофор.
Один из первых автоматических светофоров.
Привычный аппарат с тремя фонарями-сигналами появился лишь в 1920 году. Он был установлен в Детройте, а затем плавно распространился по городам Америки и Европы.
В России светофор появился через 10 лет. Первый аппарат установили в Ленинграде, чуть позже – в Москве. На Украине трехглазый друг пешеходов и водителей появился в 1936 году, в Харькове.
Интересные факты о светофоре.
Светофоры – устройства солидные и достаточно дорогие. В среднем эти электронные постовые стоят от 30 до 80 тысяч долларов. Всё зависит от навороченности и крутизны.
Больше всего светофоров, конечно, в больших городах. В среднем за свою жизнь, дожидаясь зеленого света, человечество мегаполисов простаивает на переходе около полугода!
Красный, желтый, зеленый?
Оказывается, цветовая гамма светофоров не везде одинакова. Так, в Японии долгое время вместо зеленого глаза светил синий. Но наука – вещь упрямая: учёные доказали, что зеленый свет воспринимается людьми лучше, и синий фонарь ушёл в небытие.
А в столице Германии – Берлине, есть светофор с тринадцатью световыми сигналами! Тут, как говорят в народе, без пол-литры не разберёшься.
Тринадцатиглазое чудо-юдо в Берлине.
Там же, долгое время, у светофоров светился не привычный для нас круглый глаз, а забавный человечек. Он настолько пришёлся жителям по душе, что ему даже дали имя – Ампельман. Когда же Ампельмана изъяли из обихода и заменили сигналы на стандартные, горожане настолько возмутились, что организовали комитет по спасению веселого человечка.
Справедливость восторжествовала! Ампельман вернулся на своё привычное место, стал брэндовым сувениром и обзавелся симпатичной подружкой в Дрездене. Народная любовь – она такая!
Фирменный немецкий человечек Ампельман
и его подружка.
Еще один любопытный факт. Стандартное расположение сигналов автоматического регулировщика – красный, желтый, зеленый. Но в квартале Типпэрери Хилл американского города Сиракьюс (штат Нью-Йорк) сигналы располагаются в обратном порядке.
Дело в том, что в этом квартале живут иммигранты из Ирландии, и им не нравилось, что национальный зеленый свет находится под красным британским (вот она, политика!).
Ирландцы разбивали красные стёкла до тех пор, пока власти не плюнули и не изменили порядок цветов в приборе. И в самом деле: почему бы не пойти на такой шаг, если это восстанавливает общественный порядок?
Гори, гори дольше!
В Сингапуре правительство позаботилось о пожилых людях и инвалидах: там зеленый свет может гореть на 3 или 13 секунд больше. Для этого достаточно приложить к считывающему устройству специальную карту.
Пешеходный светофор.
Узкая улочка Винарна Чертовка в Праге настолько мала (всего 70 сантиметров), что там с трудом проходит один человек. И чтобы избежать «пробок», в этом месте установили пешеходного регулировщика, предназначенного для людей. Пешеходы передвигаются в этом месте по очереди!
Памятники светофору.
Ровно сто лет исполнилось молчаливым стражам дорог и пешеходных переходов. Возраст почтенный, поэтому достоин увековечивания.
В Лондоне стоит целое светофорное дерево. Никто мимо точно не пройдет!
В Таиланде предприимчивый бронзовый таиландец в каждой руке держит по маленькому светофорчику.
В России памятники светофору находятся в Новосибирске,
Дядя Степа в Москве
и последний, настоящий раритет – в Перми. Этот светофор при желании может функционировать, как и в годы своей боевой молодости.
С Международным днем светофора! Будьте внимательны на дорогах!
Ольга Косолапова по материалам darislovo.ru
Другие материалы: