Школьная программа постоянно модернизируется. Грядущий учебный год не стал исключением – с 1 сентября в расписании школьников вместо привычного ОБЖ появится новый предмет – «‎Основы безопасности и защита Родины», а внеурочные занятия старшеклассников разнообразятся изучением семейных ценностей. Какими бы ни были новшества в образовательной программе, пятью самыми полезными школьными предметами в представлениях россиян остаются основные. К ним относятся: математика (54%), русский язык (47%), история (30%), физика (27%) и литература (25%).

.

 

За последние 15 лет представления о том, какие предметы пригодятся детям в будущем, несколько изменились. Если в 2009 г. в пользе всех школьных предметов был убежден каждый восьмой (12%), то сегодня – вдвое меньше (6%); пять лет назад таких вовсе было 1%.  Одновременно с этим сократилась доля затруднившихся – 17% против каждого четвертого (25%) в 2009 г. (2019 г. – 13%). Другими словами, в ответах появилось чуть больше конкретики, а некоторые предметы россияне стали называть в разы чаще. Так, например, к таковым можно отнести два предмета естественнонаучного цикла — химию (16% vs. 9% в 2009 г.) и биологию (10% vs. 3%), а также обществознание (9% vs. 1%) и труд (5% vs. 1%). А вот иностранные языки, напротив, потеряли свои позиции в рейтинге – сегодня об их применимости в жизни говорят более чем вдвое реже в сравнении с 2009 и 2019 гг. (9% vs. 20-23%). Впервые за рассматриваемый период появилась в ответах военная подготовка, набравшая в текущем замере 3%. Впрочем, тройка лидеров за прошедшие годы остается прежней: и 15, и 10 лет назад почетное первое место также занимала алгебра/математика (50% и 72% соответственно), второе и третье — русский язык (47% и 64%) и история (24% и 38%).

Молодые люди 18-24 лет считают обществознание (42% vs. 9% среди всех опрошенных) не менее полезным предметом, чем историю (41%). Впрочем, как и в других возрастных группах больше всего «голосов» в этой группе отдается математике (70%).

Назвать бесполезные школьные предметы, которые скорее всего не найдут применение в жизни, для россиян оказалось заметно сложнее: как и в прошлые замеры, большая часть опрошенных затруднились с ответом (63%, 2019 г. – 62%, 2009 г. – 69%). Еще 8% по-прежнему убеждены в важности всех школьных дисциплин (2009, 2019 гг. – по 7%). Вдвое меньше набирают такие школьные предметы/учебные курсы как религия (4%), музыка (4%) и рисование (4%).

На днях в Госдуме предложили ввести курс логики в школьную программу. Попытки вернуть преподаваемую в дореволюционной России дисциплину уже предпринимались в советский период, однако тогда логика в советских школах, увы, не задержалась. Согласно полученным результатам, нынешняя инициатива нашла поддержку у шести из десяти наших сограждан (59%), чаще всего – у 18-34-летних (65-68%). В равной степени ее приветствуют мужчины и женщины (57% и 60% соответственно), россияне с высшим образованием и ниже (60-58%), жители обеих столиц и сельской местности (по 56%).

Не поддерживают возвращение логики в школьную программу 23%, а среди тех, кто окончил школу сравнительно недавно, молодежи 18-24 лет, таких только 13%. Каждый девятый относится к этой инициативе безразлично (11%).

 

 

Как и в прошлом году, россияне чаще всего хотели бы видеть своих детей и внуков работниками сферы здравоохранения (27%, 2023 г. — 30%) и IT-сферы (20%, 2023 г. — 19%). При этом женщины называют медицинских работников в 1,5 раза чаще мужчин (33% vs. 20%), тогда как IT-технологии одинаково часто фигурируют в ответах обеих групп (18% мужчин  и 22% женщин). Далее с заметным отрывом следуют профессии инженера и педагога (12% и 10% соответственно). Еще 8% желают видеть своих детей и внуков в рядах военнослужащих, работников силовых структур, по 5% — финансистами, строителями (в широком смысле) и юристами. Творчество, предпринимательство, наука и профессиональный спорт видятся россиянам менее привлекательными сферами (по 2%). Почти каждый шестой вовсе уверен, что подрастающее поколение должно определиться с будущей профессией самостоятельно (18%, 2023 г. – 18%), среди перешагнувших 60-летний рубеж такого мнения придерживаются 23%.

И только время покажет, какие школьные предметы будут вводить в современные школы и какие из них люди будут считать необходимыми через несколько лет.

Источник: wciom.ru

Другие материалы:

Когда отменят ЕГЭ?

Зачем России нужны «Школы будущего»

Международная книжная ярмарка