Что изменилось в российской школе за 20 лет?
Школа — консервативное место, и всё же кое-что меняется и в ней. Все, конечно, знают, что вместо обычных экзаменов и итоговых контрольных после 9 и 11 классов теперь сдают тесты — ОГЭ и ЕГЭ. Или то, что современные школьники больше не перескакивают через четвёртый класс и учатся все 11 лет. Но есть и принципиально новые вещи, которые теперь применяют почти в каждой школе. Ксения Букша составила список главных перемен в российской школе за последние 20 лет. Этот список будет особенно интересен для молодых родителей будущих первоклашек: он наглядно покажет, к чему стоит готовиться.
1. Разные программы начальных школ, которые можно сравнивать
Было: в большинстве школ существовала единственная программа обучения — та, которая сейчас (в переработанном виде) существует под названием «Школа России». В 90-е, впрочем, уже начали появляться авторские программы, например, программы Занкова и Эльконина-Давыдова.
Стало: с 2014 года существует перечень из нескольких учебно-методических комплексов, каждый из которых за четыре года даёт ребёнку все базовые знания, но последовательность и интенсивность в них несколько разная. Итоговые контрольные работы все дети пишут одинаковые. «Авторские» системы не были признаны «достаточно систематическими», и через пять лет такие учебники, как «Математика» Петерсон должны быть выведены из оборота.
2. Иностранный язык со второго класса
Было: только в специальных языковых школах.
Стало: во всех школах.
3. Новые предметы
Было: в начальной школе — труд, природоведение, две физкультуры в неделю.
Стало: труд стал называться технологией. Вместо природоведения появился окружающий мир. Изучать теперь приходится не только природу, но и такие вещи, как историю велосипеда, типы жилых построек в городе и селе, герб своего региона, противопожарную безопасность, а также почему-то патриотический подвиг Минина и Пожарского. Кроме того, появился такой предмет, как основы светской этики (либо какой-нибудь из религий: в «еврейской» школе это будет, очевидно, иудаизм).
4. Готовые тетради по предметам
Было: чистые тетрадки в клетку и в линейку.
Стало: в дополнение к ним — готовые печатные тетради, которые надо покупать. Форматом они похожи на учебники, но внутри можно и нужно писать прямо ручкой, заполняя готовые формы заданий. Делать задания в таких тетрадках проще и удобнее (во многих заданиях не нужно писать длинные фразы, а только вставить буквы, слова или цифры).
5. Деньги
Было: условно бесплатное школьное образование, включая группы продлённого дня в начальной школе, учебники в библиотеке.
Стало: многое в школе теперь оплачивают родители. Вот самые частые статьи расходов: платная продлёнка, закупка учебников, тетрадей, материалов для ИЗО и уроков технологии, сборы на охрану, пошив школьной формы, организация праздников, экскурсий, дополнительных лекций, покупка подарков для детей на дни рождения, украшение класса.
6. Платные завтраки и обеды
Было: бесплатные школьные завтраки и обеды.
Стало: вынесем в отдельный пункт, потому что это важно. Завтраки стали платными наполовину, а обеды существенно подорожали. Форма оплаты в разных школах разная — от специальных карточек, на которые родители кладут деньги, до квитанций и наличных.
7. Школьная форма
Было: школьную форму фактически отменили в начале 90-х, и долгое время дети ходили «в чём хочется».
Стало: сейчас почти во всех школах существует установленный образец одежды. Например, девочки должны приходить в тёмных юбках и светлых рубашках, мальчики — в светлых рубашках и тёмных брюках. Во многих школах существует и настоящая школьная форма, которую нужно заказывать и покупать централизованно. Комплект такой формы влетает родителю в изрядную копеечку: к примеру, в нашей вполне средней (не пафосной) школе за брючки, жилетку и галстук для первоклассника нужно выложить 6 000 рублей.
8. Электронные дневники
Было: бумажный дневник, куда учитель выставлял оценки, одновременно вписывая их в школьный журнал. Впрочем, часто учителя, особенно в средней школе, не заполняли дневники сразу, а в конце четверти вклеивали бумажки с перечнем оценок по каждому предмету. Домашние задания в дневник ученик записывал сам.
Стало: электронный дневник, который можно посмотреть с компьютера или телефона. Инструмент родительского контроля над несамостоятельными отпрысками, позволяющий увидеть и отметки, и что задано на дом.
9. Задания, рассчитанные на помощь родителей
Было: домашние задания давались с расчётом на то, что ученик может выполнить их сам. Конечно, некоторым в начальной школе всё равно помогали родители, но эта помощь была скорее дополнительным подспорьем при каких-то затруднениях.
Стало: многие задания прямо подразумевают родительское участие. Например, первокласснику нужно что-то сфотографировать, распечатать, сделать презентацию или «узнать» (очевидно, в этом возрасте гуглить или искать в энциклопедиях умеет меньшинство детей).
10. Более многонациональный состав учеников
Было: русский язык был основным языком в семьях подавляющего большинства учеников.
Стало: в среднем 25% учеников школ в крупных городах (и не только) — дети мигрантов. В некоторых школах этот процент гораздо выше. Для многих русский язык не является языком семьи, а некоторые вообще не очень хорошо его знают. К сожалению, многих детей мигрантов в школу вообще отказываются принимать, хотя это и незаконно. Те же, кого берут, нередко вынуждены выплывать по большому счёту своими силами, потому что сил организовывать всеохватные программы по их адаптации почти ни нет.
11. На второй год — только с двумя двойками
Было: схватил «пару» и не исправил в августе — остаёшься на второй год.
Стало: теперь, чтобы остаться на второй год, недостаточно одной двойки по какому-либо предмету — надо схватить две. Причём и в этом случае есть возможность избежать второгодничества: достаточно перевестись в коррекционный класс или, пока всё не исправишь, посидеть на «другой форме обучения» (например, домашней). Оставлять на второй год в старшей школе запрещено вообще — десяти- и одиннадцатиклассникам, имеющим хвосты по двум или более предметам, придётся переходить в вечернюю школу.
Фрагмент картины Федора Решетникова «Опять двойка», 1952 год
12. Гаджеты
Было: в начале 90-х — игра «Тетрис», в конце — тамагочи. Только на переменах и контрабандой.
Стало: у многих учеников с первого класса есть планшеты и неплохие телефоны со множеством функций. На них можно играть в разные игры и общаться в соцсетях. Своя культура общения в соцсетях сложилась у подростков, гармонично (или не очень) дополняя офлайн-тусовку на переменах и после уроков. Присутствие интернета в телефоне позволяет в нужный момент посмотреть или посчитать ответ на учебный вопрос. Во многих школах пользование гаджетами в учебное время запрещено, а на экзамены их нельзя даже приносить. Но будьте готовы к тому, что если ваш ребёнок пошёл в первый класс без смартфона в кармане, насмотревшись на одноклассников, дома он закатит вам истерику.
13. Самостоятельность
Было: с первого класса в школу сам, из школы сам, ключ в рюкзаке, погрел обед, съел — и на кружки.
Стало: современные дети в большом городе начинают ходить в школу и из школы сами чаще всего только в третьем классе. Конечно, всё зависит и от ребёнка, и от расстояния до школы, и от тревожности родителей. Шестиклассницы, которых встречает бабушка, — в наше время не редкость и не экзотика, над ними никто не смеётся. В то же время попадаются и смышлёные второклашки, осваивающие автобус и даже метро. Всё же общая тенденция — водить и возить детей дольше, чем раньше, а если они ходят сами, плотно контролировать их по телефону.
14. «Оказание образовательных услуг»
Было: школа считалась дополнением семьи в части воспитания, прививания различных навыков и ценностей, таких как умение сотрудничать и так далее. Школа также имела миссию «ликвидации безграмотности»: педагог считался неофициально ответственным за то, чтобы все его ученики получили как можно больше знаний.
Стало: современная школа занимается конкретно оказанием образовательных услуг. За результат этих услуг она не несёт никакой ответственности — ни формальной, ни «репутационной». Эта ответственность полностью возложена на ученика и его родителей. А потому ничего нельзя пускать на самотёк.
И в этом основное отличие школы-2016 от школы-1996: здесь ничего не происходит само. Нельзя рассчитывать, что если ребёнок отличник, то он взаправду чему-то научится. Или, если он троечник, сможет «хоть как-то закончить школу». Процесс придётся так или иначе контролировать. А для многих школ верно ещё более жёсткое утверждение: без дополнительных затрат времени, энергии, денег, без внешкольных занятий ребёнок получит весьма скудный минимум знаний. Детей в современной школе почти никогда не учат учиться, а значит, от семьи зависит намного больше, чем 20 лет назад. Нередко — почти всё.
Источник: mel.fm
Другие материалы:
Зачем ребенку школа?
Почему оценки в школе не влияют на успех в жизни?