Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?
Не-е-ет, не лягушка-квакушка, не мышка-норушка с зайкой-попрыгайкой. Сегодня тут живут лимерики!
Что же это за «зверушки» такие?
Оказывается, за этим странным словом скрываются шуточные короткие стишки вроде русских частушек.
На обед джентльмен с озера Чад
Всех созвал своих чад и внучат,
Но они так шумели
И так быстро все съели,
Что он сам оказался не рад.
Выходит, это необычный теремочек, раз тут живут стихи? Не без того! Это не просто теремочек, а целый театральный дом «Домашний театр»! И необычного здесь много.
Ну, во-первых, в театре играют исключительно дети! Ну, то есть совсем ни одного взрослого! Только актеры от 5 до 12 лет.
Во-вторых, каждый месяц у них премьера! И так 9 раз в году с перерывом на летние каникулы Такой производительностью может похвастаться не каждый крупный взрослый театр. Как же, как же им это удается?
— А мы не ставим своей задачей обучить актерскому мастерству, — с хитрой улыбкой отвечает преподаватель театрального дома и по совместительству актер театра «Практика» Даниил Ариков. — Мы знакомим с театром в принципе: какие бывают жанры и направления. Они проигрывают и переживают роли сами! Мы знакомим с произведением, рассказываем им сюжет: кто, что сделал, как все происходило.
Надежда: Как же вы находите общий язык с разными ребятами, разного возраста, разных интересов? Или у вас жесткие требования к актерам: наличие творческих способностей или, может, опыт обучения в театральных кружках?
Даниил: Ничего подобного! Мы никого не отсеиваем. На моей памяти за три года был только один случай, когда с мальчиком пришлось расстаться, отказаться от дальнейших занятий. И то не потому, что у него не было способностей, а потому что он был опасен для себя и окружающих.
Надежда: Даже так?
Даниил (улыбается): Когда готовим спектакль, то не просто разучиваем роли – дети готовят реквизит: рисуют отдельные элементы,
вырезают их.
И вот один мальчик не понимал, что размахивать ножницами нельзя, и не слышал, что ему говорят. Да, наши декорации укреплены. Если их «не насиловать», то они простоят 100 лет. Но они устойчивы до определенного момента, и это тоже надо понимать, а ребенок не понимал. Поэтому в целях безопасности мы предложили не посещать дальнейшие занятия.
Надежда: На спектакле ребята играли легко и непринужденно. Репетиции тоже проходят гладко?
Даниил: Конечно, нет! Некоторые дети поначалу не хотят делать то, о чем мы их просим.
Стесняются. Здесь «спасает» то, что мы, взрослые, не стараемся быть для них строгими учителями, а становимся старшими, более опытными, товарищами. Не заставляем что-то делать, а поясняем, к чему может привести их позиция. В итоге дети соглашаются с нами, и у них создается полная уверенность, что это они сами сделали этот выбор.
Но, дело еще и в том, что дети приходят сюда не только учиться.
Надежда: А зачем же еще?
Даниил: За общением. Ведь к нам приходят дети из обеспеченных семей. Кто-то с няней, кто-то с охранником. У многих из них не слишком много времени для общения по душам с родителями.
Надежда: При материальной обеспеченности дети чувствуют себя одинокими?
Даниил: Разумеется! Возможность ездить на роскошных авто, иметь дорогие игрушки, гаджеты, лучшую одежду не делает ребенка счастливым. Им хочется общаться, чтобы их услышали, иногда – банально поплакаться. Родители постоянно заняты, у них нет достаточно времени на общение с детьми. А здесь ребята могут поделиться своими переживаниями, и их выслушают, не в ущерб занятиям, конечно. Своей игрой в театре у них появляется возможность показать и доказать родителям, что они тоже способны на многое.
Но и это не все. У нас есть еще один повод для гордости – нам удается пробудить интерес к искусству!
Не просто к театру, а, например, к литературе. Ведь у нас нет времени в подробностях рассказывать произведения, которые мы ставим, и тем более – читать. Но после наших занятий дети начинают интересоваться постановочными произведениями. Например, девочка в 8 лет прочитала «Ромео и Джульетту».
Надежда: Не рано 8-летним ставить такие вещи?
Даниил: А мы ведь не литературные критики, не рассматриваем каждую деталь «под лупой». Нам нужно действо, а это ребенок поймет и в 8 и в 5 лет. Но, конечно, очень приятно, что наша работа имеет такой просветительский «побочный эффект».
Родители, не сговариваясь, подтверждали слова Даниила. Анжела,
мама пятилетней Бажены, рассказала, что дочка попросила найти книги и диски с «Лимериками» Эдварда Лира, когда они начали ставить этот спектакль. Это при том, что Бажена уже опытная актриса: она снималась в кино и занималась в других театральных студиях, и ее трудно удивить. Но после спектакля нам удалось ее застать, и она подтвердила, что в Домашнем театре ей очень нравится: хорошие ребята, интересные педагоги. Здесь у нее прошел уже второй спектакль. И она намерена продолжить занятия.
Детям нравится играть, родители довольны. Значит, хорошо работает центр! «Чего же боле?» Ан нет… не дает покоя резанувшая ухо фраза Даниила об обеспеченных детях. Неужели ребятам из семей со скромным доходом вход сюда заказан? Этот вопрос я уже решила выяснить у руководящего звена, заместителя директора «Домашнего театра» Халиковой Роксаны.
Роксана: Видимо, дело в цене. Четыре занятия в месяц по два часа стоит 8 тысяч рублей.
Надежда: Для кого-то это копейки, а, скажем, для семьи преподавателей это составляет большую часть их бюджета. Делаете ли вы для них какие-то скидки?
Роксана: Конечно, мы стараемся идти навстречу. Если видим у ребенка огромное желание и способности, то ему просто необходимо помочь. Но наши возможности тоже небезграничны: мы не государственная организация, которая получает налоговые льготы или дотации. По этому направлению максимум, что мы можем предложить, — это скидку по оплате. И такие вопросы решаются в индивидуальном порядке.
С театром так. Но у нас есть и социальные проекты, в частности по развитию культуры посещения театров. Мы проводим бесплатные лекции и экскурсии по закулисью ведущих московских театров.
Вот такой вот Теремок – «Домашний театр», который может дарить радость взрослым
и детям, давать новые знания, полезные навыки и самые разнообразные эмоции, порой противоречивые.
Надежда Бердникова
Другие материалы: