Мы живем в век высоких технологий. Наши дети – поколение, перед которым открываются потрясающие возможности, о которых мы только читали в научно-фантастических романах.
«Бабуля, ты не умеешь программировать?!»
Мы кажемся себе такими продвинутыми: ежедневно работаем на компьютере и общаемся в Сети, выбираем между марками телефонов, планшетов и «читалок», онлайн покупаем авиабилеты, пользуемся CRM, CMS, «облаками», агрегаторами и краудфандингами. Но через пару десятков лет для наших детей и внуков будет дикостью то, что мама и бабушка не умеют хотя бы просто программировать. Кстати, это не шутка. Известно, что дети обожают технологии и понимают их лучше родителей.
Мир изменился намного сильнее, чем мы думаем. Существует мнение: веб в классической форме умирает, об этом свидетельствуют падающие продажи персональных компьютеров. Настоящее и ближайшее будущее − за мобильными устройствами. На инфраструктуру мобильного рынка уже работает колоссальное количество стартапов: создают игры, развлекательные и рабочие приложения, платформы для журналов и т. п.
Популярнейшую игру Cut the Rope придумали российские разработчики, 29-летние братья Ефим и Семен Войновы. Милый «монстр» Ам Ням уверенно конкурирует со злыми птичками и зелеными хрюшками. Компания Войновых получила не одно щедрое предложение о продаже, ведь ее доходы эксперты оценивают в десятки миллионов долларов, а продукты бренда скачали 350 млн раз по всему миру. Тем не менее компания братьев решила не продаваться, а становиться крупным игроком мирового рынка. И все это началось с того, что парни оказались способны самостоятельно воплотить идею в жизнь: Ефим программировал, а Семен разрабатывал дизайн. Идеальный рецепт успеха в эру технологий – способность создать готовый продукт, не завися ни от кого.
Основное или сопутствующее, техническое образование дает ребенку колоссальные преимущества. «Не всем же быть инженерами и программистами», − скажут многие. Но выбор между «физиками» и «лириками» уже не стоит. Настоящее и будущее за «физиками-лириками». Функции большинства профессий меняются, а в будущем изменятся до неузнаваемости: это касается и художников, и учителей, и врачей. Программирование многие источники называют второй грамотностью и определяют как область искусства и науки. К слову, музыка в Средние века считалась областью математики. Обучение детей языкам программирования и технологической грамотности – не футуристическая фантазия, а реальность рынка труда. Знание html или систем управления сайтом − такие требования уже присутствуют в описаниях многих «гуманитарных» вакансий. И обучение детей программированию может происходить с самого наивного возраста через компьютерные игры. Это обычное дело в США, и понятно, почему Марк Цукерберг достиг таких результатов задолго до своего 30-летия. В школьные годы он увлекся программированием, разработал сетевую игру и даже получил предложение о работе от AOL и Microsoft. Марк отказался, чтобы поступить в Гарвард, а через пару лет – создать глобальную социальную сеть Facebook.
Обучение детей программированию через игры – очень перспективный подход. Игры мотивируют и снимают рутинность, помогают осознать логику действий и в дальнейшем перейти на профессиональное программирование. Обучающую стратегическую игру Colobot компания Epsitec разработала еще в 2001 году для детей от 10 лет и старше. Роботы готовят планеты для человеческой колонизации – увлекательнее сюжета для учебы и не придумаешь. В процессе игры ребенок может задавать роботам алгоритмы, пользуясь справками и шпаргалками. Язык программирования в игре похож на «взрослые» C++ или Java. На основе Colobot создали школьную серию игр (для детей 10−15 лет; для подростков 15−19 лет) с тренировочными миссиями. Существует также версия, позволяющая программировать настоящего робота. А это уже не только программирование, но и изучение робототехники.
Дети программисты – это нормально!
Известно, что многие IT-компании ищут талантливых программистов среди людей с синдромом аутизма. Недавно крупный производитель программного обеспечения SAP (Германия) объявил о намерении нанять 650 нейроотличных профессионалов. Многим детям-аутистам технологический прогресс уже в наши дни дарит отличные жизненные перспективы: работу, карьеру, достаток, положение в обществе и самореализацию. Если бы не программирование, в котором аутисты зачастую талантливее «нейрообычных» людей и чувствуют себя комфортно, какими грустными могли стать судьбы этих людей!
Новые дети, технологии и профессии
3D-печать перестала быть фантастикой: по предварительным оценкам уже в 2016−2018 гг. среднестатистическая семья сможет приобрести домашний 3D-принтер за 60 000 рублей. Когда вместо одежды и предметов быта мы начнем покупать программы для домашней печати вещей, профессия 3D-программиста станет чрезвычайно востребованной. Сейчас такие специалисты − большая редкость.
Помимо проектировщика 3D-моделей появляется огромное число новых профессий: инженер транспортного планирования, роботостроитель, инженер климата, продюсер социальных игр, редактор интерактивных книг, технологический евангелист, супервайзер визуальных эффектов, саунд-дизайнер, фандрайзер, инженер солнечных электростанций, моушн-дизайнер, эколог-проектировщик, биоинформатик и даже цифровой криминалист. Все эти профессии связаны с технологиями и перестанут быть редкими уже в близком будущем. И все они основываются на программировании, умении создавать технологии и программы − и пользоваться ими.
Согласно теории мирового экономического заговора нескончаемый кризис нужен корпорациям для того, чтобы экономить, «сбрасывая рабочий балласт»: предприятиям зачастую не нужно столько работников. Но рассуждать в духе «давайте дубинами разобьем компьютеры и пойдем мотыжить огороды» нельзя, да и не получится. Как сказал Альберт Эйнштейн, «разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние». Самым здоровым подходом для наших детей и внуков будет как можно раньше осваивать востребованные компетенции и новые профессиональные навыки, чтобы найти свое место в обществе, а в дальнейшем − устроить мировой порядок разумнее.
Дети-бизнесмены и подростки-ученые
В мире немало детей и подростков, которые, осознав это первыми, начали изучать технологии и стали успешными предпринимателями и учеными. Их родители уже не переживают за будущее своих чад. Краудфандинги позволили создавать бизнес и новые продукты даже школьникам, а IT-гиганты серьезно относятся к юным дарованиям.
Известная на весь мир fashion-блогер Тави Гевинсон начала вести блог о моде и стиле в 12 лет и в свои 17 является признанным fashion-экспертом.
Американка Эшли Коуллс в 14 лет заняла у мамы $8 на хостинг для своего сайта, куда заливала тысячи сентиментальных девичьих картинок для блогов и аккаунтов в соцсетях. Картинки понравились тысячам девочек-подростков, а трафик сайта – рекламодателям. Прошло всего несколько лет, и Эшли − миллионер.
9-летняя Маккензи Уилсон привлекла на краудфандинге более $20 000 долларов на разработку собственной RPG-игры, хотя изначально хотела собрать всего $829 и доказать братьям, что может. Аккаунт на «Кикстартере» Маккензи помогла создать мама, но только из-за возрастных ограничений. Девочка решила сделать игру, подходящую для детей: без насилия и убийства персонажей, но с возможностью командной игры. Маккензи скоро поступает в детский лагерь компьютерной тематики RPG STEM Camp на базе университета Таусон. Ее цель – доказать, что не только мужчины способны создавать классные игры. Прекрасную игровую идею деятельная девочка придумала во время общения с мамой Сьюзан, которая занимается темой игрофикации образования.
14-летние британские школьники Шон Спунер и Луис Портер стали самыми молодыми издателями мира. Подросткам не нравилось, что в их городке Корби нет своего журнала – и они его сделали. Сами научились брать интервью, обрабатывать фото, верстать страницы и общаться с рекламодателями.
В 18 лет американка индийского происхождения Иша Харе стала победителем премии Intel Foundation Young Scientist Award и получила награду $50 000. В детстве она начала заниматься наукой и еще до окончания школы изобрела устройство, над которым бились тысячи взрослых специалистов. Ее изобретение позволяет за 20−30 секунд зарядить мобильные устройства на несколько часов. Оказалось, что этот прибор позволит заряжать и электромобили. А тут уже может начаться великая история про возобновляемые источники энергии и конец нефтяных войн.
Детей, увлеченных инженерией и наукой, чрезвычайно много. А сколько потенциала не раскрывается никогда! Ведь способности есть у каждого ребенка, и иногда их обнаруживает подаренный на день рождения робот, курс программирования, цифровой микроскоп или телескоп.
По материалам: parents.ru
Другие материалы: