«Ученые — те же фантазеры и художники; они не вольны над своими идеями; они могут хорошо и долго работать только над тем, к чему лежит их мысль, к чему влечет их чувство», — эти слова написаны будто специально для Всероссийского конкурса юношеских работ.

Дети науки. Они существуют?

Правда,  великий ученый Владимир Иванович Вернадский произнес их более полувека назад. Ну и что? Если мы восхищаемся провидцами, то почему академик не может стать таким же трактователем нашего настоящего и своего прошлого. 

Любопытно, что конкурсу уже 23 года! А год от года количество талантливых ребят, которые принимают участие в этом научном марафоне постоянно растет. Например, в этом году во втором туре конкурса, который проводился ни много ни мало в Президиуме Российской академии наук в Москве, участвовало целых полторы тысячи юных исследователей. И заметьте: это были не только те, кто живет в центральной части страны, но и юные исследователи из отдаленных уголков России.

Дети науки. Они существуют?

И вот здесь можно найти ответ на постоянные претензии некоторых взрослых, что, дескать, не та нынче молодежь, плохая сейчас школа, и дети ничем не интересуются. Интересуются. И ещё как! Многие участники конкурса уже в девятом классе берутся за исследования тех проблем, которые их взрослые коллеги рассматривают в качестве тем для кандидатских, а то и докторских диссертаций. Ребята сами их находят и формулируют. Так и хочется обратиться к скептикам: «А вам слабо?»

Дети науки. Они существуют?

Кстати, оценки представленных исследований делаются без скидок на возраст, место проживания или иных факторов. Как в народе говорится: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж!». Поэтому самая обычная картина на встрече во втором туре — разговор на равных седовласого орденоносного ученого мужа и юной исследовательницы с легкомысленными косичками. Но разговор-то идет на равных. И требования ого-го какие!

Дети науки. Они существуют?

И еще раз вспомним Вернадского. Он постоянно подчеркивал, что все процессы в мире взаимосвязаны. И наука не может быть узко специализированной. Поэтому традиционно в конкурсе много номинаций, направлений и тем. Только их перечисление займет добрую половину материала. Некоторые могут непосвященного человека поставить в тупик и даже напугать.

Дети науки. Они существуют?

— Мне за темой никуда ехать не надо было. — признался Евгений Глюкин, ученик одиннадцатого класса города Москвы. —  Я исследовал глистов. Не вообще, а конкретно, у себя в микрорайоне, в почве.

 — Неужели и такие есть? — мы не смогли сдержать удивление. — Даже в столице? 

 — Еще как! Но не волнуйтесь, — успокоил он нас, — мы знаем, как с этим бороться. 

Конечно, знает. Ведь Евгений, ветеран конкурса — пятый раз участвует, не констатировал, а искал методы борьбы с этими паразитами. Искал и нашел. Причем работал он не один. Вместе с юным исследователем тему разрабатывали его одноклассники. По всему микрорайону собирали землю:

— Что мне нравится, — улыбнулся Евгений. — Во-первых, здесь можно смело рассказать о своих гипотезах и быть уверенным, что тебя услышат. А, во-вторых, найти единомышленников. Похожими проблемами занимаются мои коллеги в разных регионах. С одной стороны это достойная конкуренция, а с другой —  я вижу, кому предложить объединить наши исследования в будущем.

В прошлом о таких ребятах говорили: «Речь не мальчика, но мужа».

Дети науки. Они существуют?

Но вернемся к оценке работ на очном туре конкурса. Проходит он достаточно просто и наглядно. Конкурсанты  у своих стендов докладывают и защищают идеи и исследования. Причем каждого участника выслушивают по три эксперта. А всего на полторы тысячи участников около ста экспертов, в основном из Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь». Они внимательно слушают презентацию претендента, а затем, посовещавшись, выставляют заслуженное количество баллов. 

Но дети  всегда остаются детьми и используют  самые разные методы привлечение внимания экспертов к своим работам: кто-то красочно оформил свой стенд, другие оригинально освещают свою тему, а некоторые стараются привлечь внимание гостей национальной одеждой. 

Дети науки. Они существуют?

Правда, некоторым и не надо было что-то придумывать, чтобы украсить свой стенд. 

Дети науки. Они существуют?

Кристина Ионова из Якутии говорит, что в её школе было достаточно желающих попасть на этот конкурс, однако не все смогли пройти первый тур и попасть на очную встречу во втором. Сама она является членом малой Академии наук в Республике Саха, а в этом году решила осветить тему развития и изменения Якутского орнамента на территории  Республики:

— Я сравнивала изделия 18-19-го веков с современными. Могу сказать, что сейчас орнамент утратил своё сакральное значение. Чаще всего его «лепят», как хотят, а это, я считаю, неприемлемо. В будущем мне бы хотелось основать специальный музей, чтобы памятники старины были доступны любому желающему.

Надо сказать ещё об одной особенности этого конкурса. Дело в том, что в успехе многих ребят заслуга не только их, но и всей семьи.

Дети науки. Они существуют?

Азамат Колумбаев приехал вместе с отцом из Иркутской области. По его словам, если бы не семья, то полноценной работы по изучению березы, как предмета народного промысла на Руси, сделать бы не удалось. Отец Азамата тут же поясняет, что перед изучением березы сын исследовал полезные свойства кипрея, или по-простому иван-чая. В одной из своих «экспедиций» школьник задался вопросом, почему же все-таки на Руси иван-чай хранили в берестяных корзинках (туесках). Ответ оказался удивительным! Оказывается, что из-за своей многослойности береста  не только не пропускает лучи солнца через себя, но  в жаркую погоду спасает ствол березы от перегревания.  Кстати, на небольшом стенде Азамат выставил  продукты переработки березы. Тут и зола, которой на Руси стирали белье и мылись,  и деготь, который является не только отличным смазывающим материалом, но и лекарством.  Узнав о многих полезных свойствах березы, юный ученый решил не только изучить практическое значение березы у древних славян, но и найти применение полученным материалам  в современности.  

Дети науки. Они существуют?

И отец, конечно, не отказал ему в помощи: 

— На этом конкурсе дети в большей степени должны обмениваться опытом со своими сверстниками, а не состязаться между собой. Ведь наука – это высшая форма человеческой деятельности. Здесь не должно быть недомолвок.

Надо заметить, что взрослые, которые сопровождают своих детей, разбираются в проектах своего ребенка не хуже него и в курсе общего научного направления, к которому может быть отнесена работа. А как иначе? Темы-то актуальные для нашей жизни. И потом. Вы не представляете, как научная работа позволяет понять отцам и детей и наоборот. 

Единственное, огорчает, что родителей немного. И, может быть, стоит организаторам следующего конкурса особо отмечать семейные проекты. 

Наука по большому счету — это оформление парадоксов и внедрение их в повседневную жизнь. Научный конкурс не исключение. С одной стороны это бескомпромиссное состязание идей, с другой — организаторы сделали все, чтобы конкурсанты постоянно общались друг с другом и находили единомышленников.

— Участие в конкурсе, – говорит юный исследователь из Новосибирска Полина Вернер, —  это опыт взаимодействия и общения между школьниками. Порой довольно сложно найти понимание сверстников, но проектная деятельность очень сплачивает: интересно рассказать ребятам о своем проекте, выслушать работы других учеников.

Полина участвует в конкурсе уже второй раз. В этом году она представляет тему, связанную с психологией. В своей работе она постаралась объяснить способность человека понимать и развивать эмоции через расширение активного словаря чувств, его понятий по определенной теме, которыми он может пользоваться в обычной жизни. Оказывается, это  можно развивать! Существует даже словарь «Чувств» А.В. Смирнова. С помощью этого словаря  есть возможность проверить себя и свой спектр эмоций.

Дети науки. Они существуют?

 Также Полина рассказала, что за день до чтения с ними проводили межпредментый тренинг, когда участники объединяются в небольшие группы, знакомятся и начинают придумывать совершенно новые проекты. Важно, чтобы они были из разных регионов и научных направлений. 

Самым сложным оказалось найти руководителей групп. По той простой причине, что они меньше всех сидели на местах. Кто-то в последний момент помогает закончить оформление стендов своих подопечных, кто-то заинтересованно изучает и обобщает работы соседей. А кто-то (куда без этого) эмоционально дискутирует с организаторами и экспертами, защищая своих «эйнштейнов» и «дарвиных».

Ольга Зорина, преподаватель новосибирской гимназии «Горностай», которую нам все-таки удалось поймать, рассказала: 

Дети науки. Они существуют?

— Занятие проектной деятельностью помогает четко формулировать жизненные цели, разрабатывать планы их решения и дисциплинировать себя, причем, совершенно в любой сфере. Наша новосибирская гимназия практикует «зонтичную» систему обучения, когда старшеклассники курируют проекты среднего звена, а те, в свою очередь, проекты начальной школы. Так дети привыкают к самостоятельной деятельности и организовывают себя  и тех, с кем они работают.  Так что на такие конкурсы наши учащиеся  приходят уже  «закаленными». 

Конкурс имени Вернадского, это особо важно, проходит не только в Москве.

Дети науки. Они существуют?

— Проектная деятельность очень востребована даже в глубинке. — говорит Нина Мазыкина, координатор региональных туров. — Сейчас конкурс проходит в 35-ти регионах страны. Но не все могут позволить себе путешествие в столицу. Как раз для них созданы региональные этапы, на которых дети  участвуют в чтениях своего проекта, не потратив при этом лишних денег. 

И, наконец, самое главное. Смысл конкурса имени Вернадского не в том, чтобы определить, кто самый лучший, а в поощрении процесса созидания с «младых ногтей» и возможности реализации собственных исследований и проектов. И, пусть, не все работы можно назвать строго научными и не важно, что не все участники станут маститыми академиками, главное, что подобные фестивали учат самостоятельно искать, объяснять и четко формулировать разнообразные сложные проблемы, доказывать обоснованность своей точки зрения. 

Дети науки. Они существуют?

Впрочем, есть здесь и свои награды. Победители уже летом поедут в образовательный центр «Сириус» (г.Сочи), а также детские центры «Артек» и «Океан», где найдут таких же «ботаников», а также физиков, химиков, историков и прочих чудаков, которые в конечном счете будут создавать наш новый мир.

 

Корреспондент Ирина Азарова

Фотокорреспондент Анастасия Андреева

 

Другие материалы:

Читают или врут?

В гостях у сказки