В Сириусе прошел Всемирный фестиваль молодежи. О нем много писали, рассказывали и показывали. Однако наши корреспонденты смогли увидеть то, что почти не заметили коллеги-журналисты «взрослых» изданий. Наш рассказ об этих интересных наблюдениях.

Подъем!..
И-и-и… кто уже проснулся — на зарядку!

 

 

А потом… сразу за работу!

 

 

Именно так! Дело в том, что на нынешнем Всемирном фестивале молодежи впервые принимают участие ребята от 14 до 17 лет. Младшая группа. Но в отличие от старших участников (18-35 лет) они не только ходят на дискуссии, лекции, концерты и прочие мероприятия на площадках фестиваля, но еще готовят проекты в Образовательном центре «Сириус» по разным направлениям: «Гуманитарные науки и социальная сфера», «Культура, искусство, творчество», «Медиа», «Наука и образование», «Научно-технологическое творчество», «Спорт и здоровый образ жизни», «Экология и туризм».

 

 

 

500 ребят из России и столько же из других стран работали в лабораториях образовательного центра. Темы самые разные: от современной робототехники до анимации. От решения космических задач до дизайна. И эти проекты не просто абстрактная работа, а решение задач, которые ставили перед ними такие серьезные государственные корпорации как «Росатом», «Роскосмос», «РусГидро» и другие. Всего 100 проектов. Обо всех подробно рассказать в одном материале невозможно.

Познакомим Вам с теми, с кем могли поговорить, не слишком отрывая юных исследователей от работы. Это сложно. Потому что в лабораториях и мастерских мы увидели совсем не то, что ожидали.

 

 

Например, группа специалистов, которые разрабатывают роботов. Мы уже приготовились снимать удивительных «монстров», посмотреть на автоматические манипуляторы. В общем все то, что мы понимаем под понятием робота. Ан, нет. Сидят мальчишки и девчонки у мониторов компьютеров и что-то пишут, вычисляют, иногда переговариваясь друг с другом.

 

 

— Все очень просто. — Пытается объяснить нам девятиклассник из Челябинска Владимир Гайсин. — Мы создаем компьютерных роботов. Я готовлю помощника предпринимателям, которые должны делать выборки для закупок товаров. Вообще такие роботы могут серьезно сэкономить работу, например, бухгалтера, потому что программа  может за сотрудников выполнять однообразную рутинную работу. Дело интересное, и я только начинаю исследование в этом направлении.

— Начинаешь? — спрашиваем мы. — А что будешь делать дальше?

— Дальше подготовлюсь к экзаменам, закончу школу и продолжу заниматься программированием, искусственным интеллектом, чтобы результат был на порядок лучше.

— Володя, не боишься, что твой искусственный интеллект станет умнее нас?

— А я для того учиться и собираюсь, чтобы ИИ знал свое место и не лез в наши человеческие дела.

Вот такой программист-философ.

В соседней лаборатории действа хватило. В мастерской Юрия Гагарина собрались фанаты квадрокоптеров. Сами маленькие машинки, конечно, были еще далеки от окончательного дизайнерского вида. Зато у нас появилась возможность заглянуть в «душу» летающих машинок: загадочное переплетение микросхем, мигающие светодиоды и вызывающие ярко-оранжевые пропеллеры. Хотя ребята, которые окружили стол с изделием больше смотрели в монитор компьютера.

Оказывается, в тот момент, когда мы подошли, они, говоря языком неспециалиста, «вправляли мозги» квадрокоптеру, который ласково называли вентилятором. А что? Вентилятор с мозгами — это красиво.

 

 

— Наша задача — научить машину различать товары на складе для быстрой доставки, — объясняет нам Алина Марханова (из Иркутской области). — Как? — удивились мы. — Он такой умный, что сможет отличить к примеру яблоки «Белый налив» от «Антоновки»?

— «Мозг» у него, конечно, есть, — вздохнула Алина. — Но не до такой степени. Пока нужный товар он будет искать по QR-коду, примагничивать, видите здесь внизу, и приносить заказчику.

— Все равно интересно! — удивились мы. — Наверное, давно изучаешь этот вопрос.

— Давно! Дня четыре. Сначала было очень сложно, но постепенно разбираюсь.

— Вы не представляете, как интересно заниматься техникой, — поддерживает ее подруга по фестивалю Сланевская Анастасия из Санкт-Петербурга. Кто-то мечтает быть моделью или бьюти-блогером. А мне это намного интереснее, поэтому и учусь в физико-математическом классе…

 

 

— А почему это интересно только девчонкам? — возмущается шестнадцатилетний Юсиф Саверас из Египта. — У нас в стране вообще невозможно школьникам программировать коптеры. В лучшем случае – в вузе. А то, что я здесь не только увидел, но и попробовал своими руками сделать дрон — это фантастика. Мне мои друзья обзавидуются, когда покажу им фотографии.

Наши удивления на этом не закончились. В космическую лабораторию мы отправились, чтобы увидеть проект и послушать обсуждение путешествий в далекие звездные миры.

 

 

Шла бурная дискуссия, ее участники сравнивали цены запусков «Союза» и американского «Дрэгона». В голове пазл пока не складывался, поэтому интересуемся у ребят:

— Это вы про полеты в межзведные пространства или бухгалтерию?

 

 

— Смотрите: скоро заканчивается программа «Союз», — поясняет Максим Плужник, девятиклассник из Ставропольского края. — Но! Корабли остаются, и технологии есть. Зачем отказываться от того, что хорошо налажено, и еще долго может использоваться. Мы хотим предложить Роскосмосу после перехода на новую систему научного космоса адаптировать программу «Союз» под нужды космического туризма. Чтобы было и интересно, и увлекательно, и выгодно.

— Стоп! Так, в будущем вы конструкторы, коммерсанты или космонавты?

— В какой-то степени конструкторы — ведь придется кое-что менять в конфигурации запускаемого аппарата. — Разумеется, коммерсанты — современный космос должен окупаться и приносить прибыль стране. И космонавты тоже. Кто-то должен испытать все наши предложения. А кто, если не мы?

Ну, что, «Роскосмос», смотрите, какие многопрофильные специалисты подрастают! Пора приглашать в консультанты.

— Ваши ребята действительно уже готовые специалисты. — Подтверждает Андреа Буданович. Сербия не может запускать свои корабли. Мы маленькая страна. Но я очень хочу заниматься этой сферой. И мечтаю приехать в Россию после школы, чтобы продолжить образование в этой области. Спасибо фестивалю за то, что я открыла для себя настоящий космос.

И новые миры мы все-таки открыли. Только не у инженеров, техников или конструкторов, а у художников-аниматоров, которые сосредоточенно заканчивали свой проект. Ведь творческий человек легко может соединить несоединимое. Ребята в студии решили организовать «встречу» великого русского ученого Попова и не менее великого художника Кандинского.

 

 

Фантастика? Да! Но не для творца!

 

 

— До приезда сюда я даже не представляла, как это интересно, заниматься анимацией, — признается Алиса Захарова, которая приехала в Сириус из Казахстана, — благодаря творческой мастерской фестиваля я поняла, что создавать миры анимации не только интересно, но и познавательно. Например, до проекта я вообще не представляла, кто эти люди, о которых мы делаем мультфильм. И, скорее всего, это может стать делом моей жизни.

 

 

Все лаборатории и мастерские форума, о которых мы рассказали, проходит под эгидой крупных российских корпораций, как мы уже сказали. Но это не просто помощь молодым талантам. Специалисты отечественного производства и культуры ищут юные таланты для того, чтобы с юных лет они готовились стать ведущей силой нашей научной, конструкторской, культурной и интеллектуальной жизни.

 

 

Только не подумайте, что у ребят из младшей группы занимаются только работой и исследованиями. Нет, хватает времени сходить на интересные мероприятия, послушать известных людей, побывать на концертах и вволю оторваться на дискотеке. Но дело есть дело. И им совершенно точно можно позавидовать.

 

 

Алексей Комов,

Надежда Бердникова

 

Благодарим за помощь в подготовке материала сотрудников пресс-службы образовательного центра «Сириус»: Елену Никулину и Екатерину Алексину.

 

Другие материалы:

Здравствуй, новый фестиваль.

Кто такие самозанятые?