В конце прошлой недели в Совете Федерации РФ прошла торжественная церемония награждения победителей президентского конкурса «Россия, устремленная в будущее».
Дети приехали в Совет Федерации в Москве, чтобы учить власть. По крайней мере, так считает Лилия Гумерова, первый заместитель председателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре. Она внимательно прочитала все сочинения победителей конкурса «России, устремленная в будущее», и во время презентации проектов у нее возникло несколько вопросов:
— Неужели роботы заменят учителей?
— Правда, что оценок в школах больше не будет?
Ведь руководству страны хотелось бы понимать, каким видят будущее нынешние школьники и к чему надо готовиться в будущем. Пройдет немного времени, и сегодняшние дети будут руководить этой страной. А пока подготовиться к такой перспективе им помогает участие в различных конкурсах.
В сентябре во время открытого урока в Ярославле Президент РФ Владимир Путин предложил детям написать сочинения, какой они видят Россию на рубеже 2040-2050-х годов. Результаты были опубликованы на портале «Одаренные дети».
Итак, каким же видят будущее победители конкурса?
Восьмилетняя Ярослава Белянкина из Костромы представила свой проект-сказку. В ней, она находит под подушкой дневник девочки, живущей в 2047 году. Из него она узнает, что в то время появятся новые предметы, такие как — изучение здорового образа жизни «Здоровьика». А «Талантика» — предмет, в котором каждую неделю развивается новый талант. Учителям помогает электронный проверяющий: он сам ставит оценку и указывает, что нужно подправить. Некоторым детям прописываются витамины для ума и таблетки от лени… По словам Ярославы, она собирается стать преподавателем, как и ее мама, и «увидеть школу будущего своими глазами».
К сожалению, на церемонию награждения не смогли приехать многие дети из отдаленных регионов страны. Но те, кто добрался, приняли активное участие в дискуссии. Виолетте Дзюбенко из Ростова-на-Дону помогали ее одноклассники, которые поддержали ее работу над проектом.
Во время презентации своего проекта Виолетта рассказала о своем видении профессии будущего:
— Думаю, будет востребована такая профессия, как тренер по разработке личных качеств. И наиболее важными качествами я считаю уверенность в себе, смелость в реализации своих проектов, коммуникативность. Сама я в будущем планирую стать таким специалистом и изучать социологию.
Юный ярославский вундеркинд Илья Раевский в 10 лет учится в 7 классе, а в 14 уже планирует поступать в Сколково, где его уже ждут. Свои идеи он считает реально осуществимыми.
— Первый мой проект – это искусственное дерево с датчиком воздуха, которое будет устанавливаться на детских площадках. Если воздух чистый, листья останутся зелеными. По мере загрязнения они будут менять цвет. Второй проект — мягкая дорога с безопасным покрытием. Повреждения дороги будут устраняться автоматически при помощи дрона — контролера.
Удивительно, но назначенную губернаторскую стипендию он использует для развития собственного Детского научного центра, где сам проводит уроки химии, собирает с ребятами дроны, изучает робототехнику. В научный центр он принес свой телескоп и 3D-принтер, на котором была изготовлена фигурка льва, подаренная лично президенту Путину. Илья не сидит без дела, а активно реализовывает свои проекты.
В других сочинениях ребята рассказывали, как в школе будущего учителям помогают роботы. А преподаватели становятся наставниками и вдохновителями. Вместо оценок появляются уровни владения предметом. Нет учебников, а есть электронный носитель. На химии 3D-принтер печатает таблицу Менделеева. Ученики летают в космос в очках дополненной реальности и виртуально знакомятся с произведениями художников из Третьяковской галереи. В целом, школа становится «лифтом, который помогает нам подняться вверх».
Среди профессий будущего школьники назвали сити-фермеров, молекулярных диетологов, модераторов снов, дизайнеров эмоций, специалистов по робоэтике. Человеком будущего станет активный, справедливый профессионал.
В конкурсе было представлено несколько номинаций:
школа будущего,
инновации в сфере образования,
идеальный человек будущего,
профессия будущего,
выпуск новостей в 2040 году,
урок истории в будущем,
один день из моей жизни в будущем.
Руководитель интернет-портала «Одаренные дети» Марина Волынкина рассказала о том объеме работы, которое было проведено жюри:
— Мы получили 2,5 тысячи работ. Сочинения были от 2 до 15 страниц, и на каждый проект была составлена рецензия. В конечном итоге было определено 115 победителей.
В жюри конкурса трудились студенты и преподаватели ИГУМО. Отбор был двухэтапным. Призовые места были распределены неравным, но максимально справедливым образом. Например, в номинации «Идеальный человек будущего» было 11 первых мест и лишь одно второе. Проделанную работу участникам засчитали, как производственную практику.
Член жюри Сухроб Шарипов, сам студент 2 курса, с удовольствием читал сочинения школьников.
— Удивило, что все проекты были добрые. Дети предлагали решение проблем без агрессии. Запомнились идеи о робоэтике, чувствующем роботе.
— Завидуете молодым участникам?
— Нет, конечно. Ведь получилась командная работа. Дети делятся своими идеями, а мы помогаем им.
Победители получили дипломы и подарки. Возможно, им будут назначены губернаторские стипендии.
В рамках портала «Одаренные дети» задуманы мастер-классы, открытые уроки и вебинары, где детей будут учить основам теллинга, презентаций, правилам построения текста. А в июле этого года будет проведена профессиональная школа Патриум.
Лилия Гумерова, сама в прошлом педагог, подчеркнула важность помощи детям родителями и учителями:
— У детей возможности безграничные. И уже задача взрослых — их поддержать.
Когда-то давно я посвятила свое первое родительское собрание в школе теме «Любите своих детей».
— От педагогов сейчас часто слышишь, что «дети уже не те». Что вы об этом думаете?
— Дети те же самые. Но они используют много современных выражений, стали более мобильными, быстрее воспринимают информацию. Мир стал технологичнее, много цифровой электроники. Теперь главное, чтобы технологии не захлестнули душевность. И тут опять важна роль взрослых.
Хотя победители конкурса должны были присутствовать на награждении без родителей, для самых молодых участников было сделано исключение. Восьмилетнюю Ярославу сопровождала мама, Ирина Леонидовна.
— Каково быть мамой одаренного ребенка?
— Интересно. Сейчас я вижу своей задачей дать ребенку попробовать разные направления, чтобы она потом сама определилась. С детства мы с ней много читали. Дочка сочиняет сказки и очень любит литературу, участвует в конкурсах чтецов, театральной школе. Помимо этого Ярослава занимается акробатикой, и даже уроки учит, в буквальном смысле, вверх ногами.
По мнению специалистов, такие конкурсы могут помочь привлечь школьников к государственным делам, к проектированию будущего страны. И крайне важной становится общекомандная работа властей, детей и их родителей. Ведь, в конечном счете, неважно, кто кого учит. Главное, что это очень интересно: создавать сегодня будущее своей страны, вне зависимости от возраста.
Редакция нашего журнала выражает благодарность Татьяне Ворожцовой, декану факультета журналистики ИГУМО, за помощь в подготовке материала.
Материал подготовила
Алиса Гаранина
Фото Надежды Бердниковой
Другие материалы
Детские конкурсы красоты в России
«Твой памятник Победы». Награждение.