О занятиях с самыми маленькими.
Вода – родная для каждого человека стихия. При рождении мы все из нее выходим. Вода расслабляет, она лечит. Но со временем многие об этом забывают и в лучшем случае – ежедневно принимают душ.
Мы попросили замечательную медсестру по физиотерапии московской детской поликлиники Колесову Светлану Владимировну рассказать о пользе водных занятий для малышей и нескольких упражнениях.
Плавать можно начинать, как только мама вернулась из роддома. Обрабатываем пупок, моем ванную (а не маленькую ванночку-корытце).
От маленькой ванночки польза минимальная. Ребенок в ней не плавает, а только мокнет.
Пока пупок не зажил для обеззараживания, добавляйте в ванную несколько кристалликов марганцовки, чтобы вода окрашивалась в чуть розовый оттенок.
Если дома нет никаких инфицированных больных, то чистки и смыва горячей водой ванны достаточно. Вода наливается 36-37 градусов. Не надо напаривать (греть) ванную: все парит, влажность увеличивается до 100%, возрастает нагрузка на сердце, оно не успевает прокачивать кровь по сосудам – страдает головной мозг. Если дома тепло (20-25 градусов), то лучше вообще дверь в ванную комнату не закрывать, чтобы была циркуляция воздуха.
Ребенка к купанию надо подготовить: разогреть, если он до этого спал, то разбудить (особенно, если занятия проходят вне дома, когда вы приходите на плавание в детскую поликлинику или спортивный комплекс с бассейном). И обязательно поднять настроение!
Плавание должно доставлять ребенку радость. Наш бассейн находится в поликлинике, а с этим местом у ребенка связаны не всегда приятные впечатления. Здесь берут кровь из пальца, ставят уколы, прививки и т.д. А ребенок настолько должен хотеть плавать, чтобы он просто выпрыгивал из одежды
И, пожалуйста, плавайте. Восьмерки,
плавание на спине,
опора на ножки,
отталкивания,
поливчики.
Закаливайте малыша с первых дней жизни. К концу купания откройте кран с холодной водой – это будет наше «пятно закаливания» — и на секунду подведите малыша в него ножками, потом – спинкой.
Если поначалу вы боитесь «свернуть ребенку шею» по неопытности, то подойдите в детскую поликлинику, проконсультируйтесь с медсестрой, а еще лучше – пригласить специалиста домой, т.к. в домашних условиях особенно первое время и ребенку, и родителям заниматься будет намного комфортнее.
Дети, которые с первых дней занимаются плаванием, они на порядок опережают своих сверстников по развитию. В воде все движения происходят легко. Плюс ко всему идет гидромассаж. Вода благотворно действует на нервную, мышечную системы, кости. К плаванию практически нет противопоказаний. Исключение – инфекционные, психические заболевания, эпилепсия, то что может представлять опасность в первую очередь для самого плавающего.
Это и закаливание. Если вы начинаете купание с 37 градусов, то каждые три недели опускаете температуру воды на 0,5 градуса. Для ребенка до 3-4 месяцев достаточно провести в воде до 10 минут или до первых мимических недовольств. Потому что бывает у ребенка плохое настроение, ребенок не выспался, кушать хочет раньше времени, соответственно кряками, писками он нам показывает, что «пора бы меня вытащить». То есть до слез ребенка не доводить в воде. А коль уж это произошло, то его надо успокоить в воде. И как только он в воде замолчал, прошло полминуты-минута, вот тогда вытаскиваем из воды – в спокойном расположении духа. И всегда нужно выходить из воды с настроением «чуть-чуть еще бы поплавать». Тогда гарантировано в следующий раз ребенок с желанием будет плавать.
Некоторые малыши боятся воды. Это ненормально, потому что при рождении мы выходим из воды. Это наша стихия. И если у ребенка появляется страх перед водой, значит, был какой-то отрицательный опыт. И в этих страхах виноваты только взрослые. Может быть, его искупали в горячей или холодной воде, или резко опустили в воду. Опускайте малыша постепенно.
Возможно, пробовали нырять, и ребенок хлебнул воды и испугался. Или испугался не ребенок, а родители. Мама начала охать и ахать, а ребенок, видя такую реакцию понимает, что этого нужно бояться. И в следующий раз он уже подсознательно будет этого бояться.
А как от этого избавиться? Опять же все начинать с нуля. Теплая водичка, спокойный тон. Забыть слова «не бойся», «нестрашно», потому что малыши не знают значения этих слов. Когда в воде происходит что-то «нештатное», и мама говорит: «Чего ты испугался?», — ребенок связывает это действие именно с этим словом. И когда в будущем мама говорит: «Не бойся!», — ребенок считает, что ему грозит какая-то опасность. Поэтому ребенок может начать сопротивляться этим действиям, плакать и т.д.
Только положительные слова, только положительные эмоции: «Ты молодец! Ты умница! Ты все хорошо делаешь!»
Редакция журнала «Вундеркинд» благодарит маленького Степку и его маму Олесю Федотовых за возможность наглядно показать всем нашим читателям водные упражнения для малышей.
Другие материалы: