О школьной мотивации

Сейчас, летом совсем не хочется думать о школе. Завершившие свой первый школьный год теперь уже второклассники наслаждаются заслуженным отдыхом. Будущие выпускники – одиннадцатиклассники – набираются сил перед решающим, подводящим итоги всей их школьной жизни рывком – выпускным классом. Среднее звено просто получает удовольствие от теплых дней и разнообразных возможностей, даруемых летом.

Но родителям будущих первоклассников не до отдыха. Совсем немного времени осталось до начала первого учебного года, к нему необходимо быть полностью готовыми, в первую очередь психологически. Поэтому зачастую последнее лето перед школой становится для ребенка не возможностью отдохнуть и набраться сил, а интенсивным тренингом. Пока еще малышу-дошкольнику нанимаются репетиторы по математике и английскому. За ним ходит бабушка с секундомером, замеряя технику чтения. Он учится переписывать каллиграфическим почерком целые страницы…

Безусловно, подготовка к школе необходима. Но важно помнить, что готовность к школе состоит не только из интеллектуальной, но и многих других составляющих: физической, эмоционально-волевой, коммуникативной, мотивационной. Еще одним важным моментом является то, что в идеале к началу школьного обучения у ребенка происходит смена ведущей деятельности – с игровой на учебную – в результате чего ребенку становится интересно учиться, получать новые знания. В среднем это происходит к семи годам.

Поэтому очень хорошо, если подготовка к школе проходит интересно, в игровой форме, особенно это касается рутинных для ребенка процессов, например, складывания букв в слоги или отрабатывания навыков каллиграфии. Замечательно, когда ребенок к началу школьного обучения умеет читать, писать и говорить на нескольких языках. Однако, если эти умения достигаются нудным натаскиванием, то при этом может серьезно пострадать школьная мотивация ребенка. Предположив, что в школе будет все то же самое только дольше и в большем объеме, ребенок теряет к школе интерес.

Чтобы разобраться в мотивации ребенка, можно рассказать ему вот такую историю о спорящих мальчишках и попросить их рассудить. Это известный тест мотивационной готовности к школе Венгера слегка модифицированный.

Встретились как-то мальчишки на площадке у школы и зашел у них разговор о школе, всем им предстояло скоро туда пойти.

Первый сказал: «Школа – это здорово! Там будет много новых друзей, перемены – можно бегать, играть, меняться игрушками! Я хочу в школу!»

«Глупый ты, — сказал другой очень серьезно. – В  школу надо пойти, чтобы получить хорошее образование, чтобы потом получить хорошую интересную работу. Вот».

«Ничего вы не понимаете, — заявил третий. —  В школе же пятерки ставят! За пятерки мама хвалит! Я пойду в школу за пятерками!»

«А мне кажется, — с сомнением сказал четвертый, — что пока ты не в школе, ты малыш, а первого сентября – раз, как будто взрослым стал. Взрослым хорошо быть».

«В школе просто интересно, — заметил пятый, — там много предметов разных и интересных, экскурсий, занятий. Мне любопытно».

«Эх, а я бы вообще в школу не пошел, если бы мама не заставляла, грустно вздохнул шестой».

Как ты думаешь, кто из них прав? Правы могут быть сразу несколько мальчишек.

Если ребенок считает правыми мальчишек, отстаивающими учебный (интересно учиться), позиционный (стать взрослым) и социальный (для будущей социализации в обществе), то можно говорить о полной мотивационной готовности ребенка. Игровой, оценочный и внешний мотивы указывают на слабую мотивационную готовность ребенка, на несформированный в достаточной мере познавательный интерес, необходимый для успешного обучения в школе. Познавательный интерес, зародившийся у дошкольника, поможет ему в будущем успешно и увлеченно обучаться всему, что он посчитает нужным.

 

 

Другие материалы автора:

Для чего нужны дразнилки

Наказание и чувства родителя

Золотой малыш или капризуля

Примерим роль

Спроси меня: «Как дела?»

Как подавить бунт в песочнице

Нужны ли ребенку страшные игрушки

Малыш садится на диету