Материалы художника Александра Михайловича Макарова вызвали живейший интерес у наших читателей. Поэтому мы решили продолжить серию консультаций кандидата искусствоведения и попросили его дать несколько новых советов родителям маленьких деток.
Александр Михайлович, Вам слово.
Что мне хочется сказать или посоветовать о развитии способностей ребёнка.
1) Прежде всего о качестве материалов для рисования. Некоторые взрослые считают, что пока ребёнок учится, годится любой клочок бумаги, вплоть до того, что нередко используют даже обратную сторону обоев и другие подобные вещи.
Большего заблуждения трудно представить. Все материалы должны быть ТОЛЬКО самые качественные. От этого во многом зависят результаты, а, значит, и заинтересованность ребёнка. Если у него хоть чуть-чуть что-то получилось, он вдохновляется и с ещё большей охотой продолжает рисовать.
Кроме того, неизвестно, в какой момент получится удачный рисунок. Некачественная основа для него — проблема с сохранностью.
2) Разнообразие техник. Обычно всё начинается с графики. Кроме обычного карандаша полезно использовать и другие средства: перо (тушь), уголь, пастель, сангина, соус, цветные мелки, цветные карандаши. В отношении фломастеров на первоначальном этапе обучения у меня стойкое предубеждение.
3) Из красок, пожалуй, самые подходящие — гуашь, которая позволяет легче исправить неудавшиеся места. Если акварель, то "Санкт-Петербург", завод художественных красок "Чёрная Речка".
Но акварель — сложная техника. Для начала достаточно гуаши.
4) Лепка. Самое простое — обычный пластилин. Сейчас в продаже множество различных материалов для детского творчества, в том числе и для лепки — массы, затвердевающие на воздухе и так далее.
Бюджет семьи не всегда позволяет использовать на все 100% существующие возможности. Но лучше сократить какие-то другие статьи, чем экономить на детях. Самые выгодные инвестиции — это вкладывать средства в воспитание и обучение собственного ребёнка.
5) Процесс обучения. Разумеется, стоять над ребёнком и обращать внимание на каждое его движение — это значит сковывать его инициативу. Родители для маленького ребёнка — самый большой авторитет. Во всяком случае, мне так представляется, хотя в жизни бывает по-разному.
Иногда сложно бывает понять особенности мышления маленького ребёнка. А они могут оказаться далеко не простыми. По словам Эйнштейна, теория относительности — это игра по сравнению с игрой ребёнка. Конечно, преувеличение, но не лишено смысла.
Мне вспоминается случай с мальчиком, который нарисовал телёнка и закрасил его зелёным карандашом, скорее всего, случайно оказавшимся у него под рукой. Взрослые спрашивают, почему телёнок зелёный. Мальчик не был готов к ответу, надулся, покраснел. По всему чувствовалось, что он пытается сообразить. И вдруг выпалил — травы наелся!
Занятые повседневными делами, взрослые в большинстве своём уже забывают о своём детстве. Им нелегко бывает проникнуть во внутренний мир детей. Важное для ребёнка может быть расценено ими как не стоящее внимания. Поэтому взрослым нужно крайне осторожно высказывать своё мнение о рисунках детей. При разборе рисунка сначала, конечно, необходимо подчеркнуть удавшиеся моменты. Потом очень тактично важно отметить недостатки, если они несомненны. И в конце — обязательно похвалить, чтобы осталось приятное впечатление от разговора.
6) Хранить и накапливать лучшие рисунки. Здесь и наглядность о росте умения, об изменении мышления с возрастом. Потом можно прямо в доме устроить выставку к совершеннолетию или ко дню свадьбы. И сколько искренней радости, веселья может доставить подобная выставка!
7) Участие в конкурсах и Международных выставках детского творчества. Скажем, по линии ЮНЕСКО устраиваются подобные выставки. Уже простое участие в них, без претензий на какие-то призы и награды, будет мощным стимулом для дальнейшей работы.
Вряд ли мне удалось сказать здесь что-то новое.
Пока Александр Михайлович скромничает, несколько его советов я «утащила» себе в копилку Уверена, что рекомендации художника пригодятся не только мне.
Надежда Бердникова
Другие статьи художника: