Стоять на голове так же интересно, как изучать новую игрушку или рассматривать звезды на небе. Но сможет ли ребенок «встать» на ноги — это уже зависит от родителей.
Нарушенный сон, килограммы съеденных конфет, капризы и, увеличившееся в разы, количество игрушек, в которые уже никто не хочет играть, — таков итог долгих новогодних каникул.
Отметив Новый год, навестив бабушек и дедушек, я постаралась побыстрее вернуть своих мальчишек в привычный ритм жизни.
Конечно, вставать в 8, жестко планировать прогулки, вовремя уложить детей спать — непросто. Но справляться с детской усталостью и капризами гораздо сложнее.
Режим для взрослых — это вовсе не пережиток советской системы и не ругательное слово, а возможность успевать все, что надо.
А нужен ли режим ребенку?
Споры на эту тему ведут и специалисты, и родители.
Одни считают, что режим годится только для «колоний строго режима», а детям нужны внимание родителей и свобода в познании мира и себя.
Свободолюбивое воспитание развивает самодостаточность личности и уверенность в себе.
И вообще, ребенку нужна не дисциплина, а самодисциплина. Правда, не совсем понятно, откуда она возьмется, если ребенок не знает слова «Нет».
Другие вспоминают слова Жан-Жака Руссо: «Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, — это приучить его не встречать ни в чем отказа».
Они призывают к строгости и контролю. Если ребенок знает, когда ему есть, спать, а когда заниматься и играть, он растет спокойным и уверенным в себе.
Они считают, что по режиму проще жить и маме, и ребенку. Без режима ребенок не управляем и невротичен.
Свободолюбивые родители заявляют, что в их окружении именно режимные детки невротичные. Их мамы помешаны на режиме. Не дай Бог отклонение вправо или влево.
Мои отношения с режимом складывались непросто. С первым ребенком я честно пыталась жить по строгому распорядку, но кормить и спать по часам не очень получалось.
Пробовала я и модный сегодня принцип «по требованию», но кормление по первому крику и сон «без правил» привели к полному запустению в хозяйстве и, плохо скрываемому, неудовольствию мужа.
Неожиданно я открыла, что наши дети гораздо умнее нас. Как только я доверилась инстинктам и своему ребенку, у нас выстроился вполне гармоничный распорядок дня. Мы успевали все: поспать, погулять, поиграть, и папа перестал чувствовать себя третьим лишним.
Появление второго малыша на время внесло сумбур в нашу жизнь: один ребенок спит, второй гуляет, а мама бегает между ними и с ужасом поглядывает на горы белья, которое надо гладить и неприготовленный обед.
Лишь когда младшему исполнилось полгода, мне удалось хоть как-то синхронизировать режимы детей. И чем старше они становились, тем было проще.
Но… Через год старший пойдет в школу. А значит, нам придется снова заняться семейным тайм-менеджментом.
Для меня режим — это не только расписанное время сна и приема пищи. Скорее, это стремление упорядочить жизнь ребенка и не уничтожить в нем творческое самостоятельное начало.
85%, по данным физиологов, относятся к ритмичным людям, которым проще просыпаться и укладываться в одно и то же время. И лишь 5-7% страдают от порядка и любят неразбериху.
Мифы о детях
Детей надо воспитывать!
Под воспитанием обычно понимают: «прививать правила и нормы», «научить подчиняться», «наказывать».
Но этого недостаточно!
Ребенку нужна любовь, участие в его жизни и достойный пример родителей.
Дети — это недоразвитая копия взрослого?
Ребенок действительно многого не умеет, поэтому, кажется «недоделанным взрослым», которого надо доделать. Он и правда не знает высшей математики, но его жизнь наполнена не менее важными, порой новыми и удивительными, вещами. Ребенок тревожится и злится, боится и любит так же сильно, как любой взрослый.
Детей надо постоянно контролировать.
Родители, как правило, не верят в способность ребенка управлять собой и окружающим миром.
Но ведь в детях — естественная программа самосохранения. Помогайте и направляйте эту программу, но оставляйте ребенку пространство для самоконтроля.
А вот мнение детского психолога Нины Хомерики.
Режимный момент — ритуал, повторяющийся изо дня в день. Он очень важен, потому что помогает ребенку саморегулироваться. А это, в свою очередь, позволяет ему правильно реагировать на разные жизненные ситуации, справляться с эмоциями и правильно себя вести. Это то, на что ребенок сможет в дальнейшем опираться. Когда есть определенность — это хорошо.
Режим — это вовсе не родительская воля. Режим может быть очень разным, и его можно подстроить под потребности каждого ребенка.
Многих мам волнует вопрос, как правильно кормить ребенка по требованию или по часам.
Если мы говорим о младенце, я за то, чтобы кормить ребенка, когда ему это нужно. Не нужно запихивать еду только потому, что по времени положено.
Другое дело — дошкольники. Пришло время обедать, а ребенок не хочет. «Хорошо, — говорит мама, — ты можешь не есть, но в следующий раз ты получишь еду только на ужин». Естественно, никаких перекусов до этого времени.
Когда вы устанавливаете режим, важно, чтобы это было четко, понятно и естественно. Тогда вам будет проще объяснить ребенку, почему нужно делать так, а не иначе. Если не хочешь спать — рано утром будет тяжело вставать. Потом весь день насмарку.
Быть родителем — большая работа, которая не всегда приятна. А мы хотим быть хорошими мамами и папами, которые любят своих детей и хорошо проводят с ними время. Дети улыбаются, мы улыбаемся им в ответ — идиллия, и все счастливы.
Но в воспитании есть моменты, когда родители должны быть строгими, когда они должны говорить «нет» и быть готовыми встретиться с агрессией ребенка в ответ на ограничения.
Ребенка укладывают вечером спать, и тут начинается… «Хочу пить…». Ему приносят. «Не хочу воду, хочу чай… Не хочу чай, хочу сок…» Понятно, что речь идет не о том, что ребенок хочет пить, а о том, что идет манипулятивная реакция, за которой стоит какая-то другая потребность.
Или еще пример: в магазине с игрушками ребенок начинает истерику, и родители, чтобы лишний раз не связываться с ним, покупают новую игрушку. Родители выбирают самый легкий путь, чтобы избежать истерик.
Но с другой стороны, удовлетворение таких ситуативных, манипуляционных потребностей приводит к тому, что из ребенка получается маленький тиран, который ощущает власть в своих руках и начинает всеми управлять.
Потребности с возрастом растут: сначала игрушка, шоколадка, потом телефон, машина…
Часто советую родителям почитать книгу «После трех уже поздно».
Все то, что вы заложите в раннем возрасте, даст свои плоды позже.
Если до 14 лет ребенку разрешали все, то в 14 лет ему будет трудно объяснить, почему теперь этого нельзя.
Когда ваша воспитательная система последовательна и логична, вы можете опираться на нее, с возрастом расширяя обязанности и сферу свобод ребенка.
Но если вдруг вы решили что-то сделать иначе, можете столкнуться с сопротивлением.
И не забывайте, что подростки должны протестовать и бунтовать по своей природе.
Источник: rg.ru
Другие материалы: