Педагоги насторожились и советуют не спешить.
Руководитель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг
Виктор Панин обратился в Министерство образования с необычным предложением: пригласить пенсионеров в школы в качестве волонтеров, помогать с уроками в продленках.
Работающие пенсионеры и родители из-за нехватки времени не всегда могут помогать своим детям в освоении непростой школьной программы, а многие активные бабушки и дедушки, вырастив своих внуков, хотят быть привлеченными к общественной жизни и общаться с детьми.
По мнению Виктора Панина волонтерство поможет решить эту проблему.
Например, в каждой школе можно создать группу из 7–10 добровольцев старше 50 лет, которые помогали бы детям во вне учебное время учиться читать, грамотно писать и делать домашние задания.
Панин считает, что пенсионеры также могли бы выступать в качестве школьных воспитателей, обучая детей из начальной школы развивающим играм, а подростков – решению конфликтов без применения насилия.
– Подобные программы существуют за рубежом и уже позитивно себя зарекомендовали в США и Японии. Например, в Штатах в 1996 году стартовала программа Experience Corps, и сейчас она действует в 17 городах.
Прикрепленная к школе группа пожилых волонтеров обязуется проводить в школе как минимум 15 часов в неделю, а взамен пенсионерам выплачивают компенсацию расходов на проезд до школы и питание. В результате пожилые волонтеры отметили, что стали лучше себя чувствовать не только физически, но и психологически.
Аналогичная программа в Японии Reprints подразумевает, что 6–8 добровольцев-пенсионеров читают книги воспитанникам в детских садах и начальной школе. Обе программы, наряду с решением прикладных задач, кроме всего прочего подчеркивают для граждан нацеленность правительства страны на формирование благоприятной социальной среды в обществе.
Однако руководитель обратил внимание на то, что к волонтерству в школах не могут быть допущены все желающие пенсионеры. Вначале должен пройти строгий отбор кандидатов с участием психологов.
– В каждой школе есть свой управляющий совет, который мог бы взять на себя такие функции. Также с каждым пожилым добровольцем должен пообщаться социальный педагог, школьный психолог и только после его заключения можно будет говорить о волонтерстве.
Министерство образования и науки может порекомендовать субъектам включить в план работ создание в школах волонтерских групп, а уже директора учебных заведений и управляющие советы будут обсуждать эти вопросы с родителями.
Панин считает, что пенсионеров-волонтеров можно будет искать так же с помощью центров занятости и соцзащиты.
Член Госдумы и лидер «Российской партии пенсионеров за справедливость» Игорь Зотов инициативу Панина полностью поддержал, подтвердив проблему недостатка общения у людей пожилого возраста.
– К сожалению, действительно много одиноких людей, для которых единственным собеседником является телевизор. Часть пенсионеров была бы рада помогать в школе бесплатно. Такое волонтерство также будет интересно бабушкам и дедушкам, желающим проводить со своими внуками больше времени, – они бы не отказались помогать детям в стенах школы, – уверен Зотов. – Пенсионеры должны передавать свой опыт молодежи – они ведь могут научить детей, если говорить не только о подготовке домашних заданий, вышивать, солить овощи, например.
Однако Зотов также обратил внимание на то, что программа была бы наиболее успешной, если бы труд пенсионеров как-то поощрялся.
– Нужно подумать, как пожилые люди будут добираться до школ, нужно либо оплачивать проезд, либо предусмотреть какой-то транспорт. Это можно было бы сделать силами родителей, которые заинтересованы в том, чтобы с группой продленного дня занимались нормальные бабушки и дедушки.
В свою очередь, глава всероссийского фонда «Образование» Сергей Комков относится к идее осторожно. Во-первых, он считает, что домашнее задание школьники должны выполнять самостоятельно. На продленке с серьезными вопросами учащиеся и без того могут подойти к педагогам.
– Может возникать, прежде всего, недопонимание между волонтерами и учителями школ: ребенок должен сам усваивать программу, тем более что педагогических навыков у пенсионеров может не быть вовсе. Гарантии того, что волонтеры будут наверняка знать правильные ответы на все детские вопросы, также нет.
Пенсионеры могут в качестве альтернативы заняться во внеурочное время просвещением детей в вопросах прикладного творчества – для девочек это вышивка или вязание, например. Такой опыт уже может быть позитивным, однако также многое зависит от того, кто будет сидеть с детьми. Пенсионеры такие же люди, только чуть старше. Плохой пример тоже могут показать.
Как рассказал Комков, идеи привлечения пенсионеров к работе в школах существовали еще в СССР, однако даже с учетом советского воспитания, организованности общественных процессов проблем у таких инициатив было немало.
– Сложный вопрос – психологическая совместимость воспитателя и ребенка. Дети могут спровоцировать агрессию пенсионера (он может разнервничаться и накричать на ребенка, или, не дай Бог, применить силу), что, в свою очередь, приведет к скандалу в школе между родителями и руководством учебного заведения. Раньше такие проблемы (если была аналогичная практика в школе) решал районный отдел народного образования (РОНО) или райкомы – а теперь кто этим займется? – задается вопросом Комков.
Директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина соглашается, что обучение школьников пенсионерами может позитивно сказаться как на пожилых людях, так и на детях, но это очень серьезное дело.
– Социальное общение и налаживание связи между поколениями чрезвычайно важно. Но приглашение пенсионеров волонтёрами — довольно серьёзная инициатива. Программа в школах очень сложная, поэтому пенсионер должен иметь педагогическое или психологическое образование. В противном случае, это может быть дополнительное давление на детей, так как пенсионеры современными программами обучения не владеют.
Зато эксперт поддержала идею прогулок и занятий с детьми пенсионеров-волонтёров. Однако перекладывать на пожилых людей подготовку домашней работы она считает недопустимым.
– Я бы выступила с некоторыми ограничениями, потому что это дело достаточно профессиональное. А вот с точки зрения социальной помощи – взаимодействие отличное. Ребята могут научить пенсионеров информационным технологиям. Как записаться через интернет в поликлинику, например. У нас есть команда психологов, которые разрабатывают методические материалы на тему общения детей и родителей. Всё это будет проводиться на добровольной основе.
Однако прежде чем вовлекать в такую деятельность, нужно обеспечить меры предосторожности. Все желающие пенсионеры должны проходить строгий отбор, и делать это нужно крайне тактично. Но в целом инициатива имеет право на рассмотрение – заключила Ирина Абанкина.
И все же, помощь пенсионеров в школьной продленке, если все организовать на должном уровне, могла бы приносить ощутимую пользу.
Ведь есть еще одна большая проблема групп продлённого дня – объединение учеников из нескольких классов в один. Одному учителю очень сложно каждому уделить внимание, каждому помочь, подсказать, объяснить непонятное. И тогда ребенок тратит время впустую. А уроки садится делать на ночь глядя…
А как бы Вы отнеслись к пенсионерам-помощникам в продленке?
Нам очень интересно Ваше мнение!
Ольга Косолапова по материалам: izvestia.ru; nsn.fm
Другие материалы: