Представьте себе двух близняшек лет десяти. Их зовут, например, Настя и Вика, они недавно пришли после школы и находятся в детской, где выключен верхний свет.
Настя развалилась в кресле боком к телевизору, хрустит сухариками и смотрит фильм про историю Древней Греции, а ее сестра сидит ровно и прямо за ноутбуком, включив настольную лампу, и увлеченно переписывается во ВКонтакте. Проходит два часа. Как вы думаете, для кого из них проведенное время будет вредно, а для кого полезно?
Может быть, вообще запретить детям пользоваться телевизором и компьютером? Особенно много времени дети проводят именно за компьютерами: там есть интернет, кинотеатр, библиотека, фотошоп, социальные сети….
Даже Государственная Дума начала обсуждать вред компьютеров: 24 января депутаты внесли на рассмотрение законопроект о регистрации в социальных сетях только по паспорту.
Предлагается запретить детям младше 14 лет создавать аккаунты без согласия родителей. В Европе уже в этом году вводятся ограничения для детей до 16 лет. Основными причинами власти называют: неконтролируемые потоки информации и зависимость детей. Дети уже не умеют обходиться без электронных гаджетов.
Мы уже писали об известном опыте Екатерины Мурашовой, которая попросила 68 подростков от 12 до 18 лет на 8 часов выключить телефоны, компьютеры, телевизоры и ни с кем не общаться. Выдержали до конца только три ребенка. При описывании эксперимента практически все участники использовали слова: «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «мне все время нужно…».
Вот основной вред, который приносят компьютеры/телевизоры:
1. В интернете много негативной, а иногда смертельно опасной информации: порнография, сцены жестокости с животными, терроризм, суицидальные группы.
2. По данным Фонда развития Интернета, каждый десятый школьник в России подвергается травле в Интернете.
3. Современные мультфильмы делают из детей зомби из-за упрощенных текстов и ярких простых изображений, которые «захватывают ребенка в плен». На более сложные советские мультики у детей теперь не хватает внимания и усидчивости.
4. Дети становятся зависимыми от социальных сетей, игр и сидением перед телевизором.
5. Дети не вырабатывают красивый почерк, предпочитая печатать тексты. А переписки в чатах приводят к безграмотности, т.к. там многие пишут с ошибками и междометиями.
6. Телевизор и интернет могут подменить живое общение, прогулки на улице и природу, а также хобби, творчество и спорт.
7. Долгое сидение за компьютером вредно для осанки и зрения.
Италия, как и Россия, несколько лет назад озаботилась проблемой детей и компьютеров. Итальянское общество компульсивных заболеваний выявило тревожную статистику: 20% учащихся средней школы подвергаются риску проблем, связанных с интернетом, 30% являются злоумышленниками и 5% имеют симптомы зависимости.
Но не все согласны с негативным влиянием гаджетов на детей. В 2017 году во Флориде профессор психологии Кристофер Фергюсон наблюдал за американскими тинэйджерами и пришел к выводу, что у школьников, которые пользовались техникой менее 6-и часов, никаких физических и умственных отклонений не обнаружено.
На самом деле, если у ребенка близкие отношения с родителями, есть хобби и друзья, то опасность стать зависимым от компьютера невелика. Особенно если родители научили его ориентироваться в информации и выбирать интересные мультики и фильмы. Поэтому можно поговорить и о позитивных возможностях компьютера:
1. Ранний заработок для детей и подростков через интернет: расшифровывать аудио-записи, вести сайт, вести онлайн-трансляции игр… Вариантов достаточно много.
2. Самореализация детей: все чаще появляются дети-блогеры, которые ведут свою рубрику на сайте или проводят мастер-классы.
3. В интернете ребенку легко найти единомышленников.
4. Социальные сети помогают общаться детям из разных стран и городов.
5. Компьютерные игры развивают в ребенке много полезных качеств: многозадачность, целеустремленность, концентрацию, экспериментаторство…
6. Телевизор и интернет могут стать обучающими программами и источниками информации.
7. Интернет и компьютеры жизненно необходимы детям-инвалидам.
Надо быть справедливыми: даже взрослые уже не могут обойтись без компьютеров, телевизоров и смартфонов. Это символы нашей цифровой эпохи и значительная часть жизни всех, независимо от возраста.
— Я не понимаю, почему столько разговоров об опасностях компьютера, — говорит ученица 11 класса г. Подольск Марина Смольницкая. – Да, несколько мальчиков у нас в классе постоянно играют в компьютерные игры и даже не представляют, куда поступать после школы. Но таких немного. И я, и подруги общаемся в вКонтакте, и сериалы смотрим по телевизору. Но это не заменяет нам жизнь!
Электронные гаджеты облегчают жизнь и делают ее более интересной, но могут вызывать серьезные проблемы и зависимость. Но то же самое можно сказать почти о любых вещах. Именно вам выбирать: отгородить детей от компьютера или нет. Может быть, просто оптимизировать время детей за компьютером и больше общаться с ними в реальности? А как вы считаете?
Автор: Алиса Гаранина
Другие материалы:
Что делать, если ребенка обижают в школе?
Как не позволить детям «дрессировать» родителей.