Невиртуальная угроза!

Поддержат ли учителя запрет на гаджеты в школах?

По сведениям уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова, только за 5 месяцев прошлого года в сети интернет было выявлено 283 нарушения, представляющих угрозу для школьников.

Виртуальная информация побуждает детей к употреблению табака, алкоголя и других запрещенных веществ. Помимо этого школьники имеют доступ к порнографическим материалам, информации, отрицающей семейные ценности и содержащей нецензурную брань.

А по данным Фонда развития Интернета, каждый десятый школьник в России подвергается травле в Интернете.

В связи с этим, Павел Астахов предлагает запретить ученикам пользоваться в школе гаджетами с выходом в Интернет. 

Невиртуальная угроза!

«Необходимо ввести в договор об оказании услуг, пункт о запрете на пользование личными устройствами с выходом в Интернет».

Павел Астахов считает, что если родители будут не согласны с данным пунктом, то письменный договор снимет с учителей и директора ответственность за возможные последствия. Это, по мнению Астахова, должно уберечь сотрудников учебного заведения от упреков, что школьники, пользуясь Интернетом в школе, получили ту или иную вредную информацию.

Как стало известно, этот вопрос уже обсуждается в министерстве образования России.

Для этого предполагается внести соответствующие изменения в договор об оказании образовательных услуг. А на практике ребенок, придя в школу, сдает гаджет перед началом уроков, а после занятий забирает его обратно.

Правда, не совсем понятно, как это будет: кому дети станут сдавать гаджеты, и кто будет отвечать за их сохранность. Ведь стоимость некоторых устройств сопоставима со средней зарплатой учителя.

 

Сможет ли подобная мера обезопасить детей?

Анна Стельмахович, финалист конкурса «Учитель года -2014», преподаватель литературы школы 5, Магнитогорск:

Невиртуальная угроза!

– Я не запрещаю детям гаджеты. У меня некоторые из учеников приносят в школу вместо книг планшеты. Но учитель должен стараться делать так, чтобы ученика интересовал урок, а не интернет. Можно запретить гаджеты, поставить галочку, но вместо них будут какие-нибудь другие проблемы.

Гораздо труднее все время быть на связи с учениками, быть на телефоне с их родителями, поддерживать общение, знать их интересы.

Кстати, скажу вам как учитель и как мама: не так уж интернет в школе и нужен. Большая часть учеников пользуется им для общения, а не для подготовки к урокам. И для большинства учебных программ выход в Сеть не так уж необходим.

 

Александр Вечерин, кандидат психологических наук, преподаватель Высшей Школы Экономики:

– В школах Германии запрещено снимать видео и делать аудиозаписи. Но это сделано не для ограничения доступа к информации, а для защиты частной жизни.

Вместо того чтобы ограничивать доступ к интернету, надо научить школьников грамотно пользоваться ресурсами. И это касается не только нежелательного контента, но и, к примеру, псевдонаучных текстов.

Пока этой работой не занимаются ни родители, ни учителя. Правда, есть продвинутые школы, я бывал в них, где учителя уже в начальной школе рассказывают детям, как и что, искать в интернете. Можно дать, например, в рамках домашнего задания тему исследования «Тревожность у подростков» и попросить ученика найти в интернете всю информацию об этом. Затем вместе с учителем обсудить то, что он нашел, и попробовать отсеять недостоверную информацию.

Опыт показывает, что если ученики получают такой опыт, то к 7 классу они спокойно и свободно могут найти в Сети достоверную качественную информацию.

Что касается запретов, то есть программы, которые могут снимать блокировки со всех ресурсов, сайтов, установленные не только в России, но и в других странах. По некоторым данным, такие программы установлены на половине компьютеров россиян. Задача школы – не запретить доступ, а научить выбирать контент и правильно к нему относиться. 

 

8 часов «пытки». Эксперимент психолога.

 Невиртуальная угроза!

Петербургский детский психолог Екатерина Мурашова провела эксперимент: она попросила 68 подростков от 12 до 18 лет на 8 часов выключить телефоны, компьютеры, плееры, ТВ и ни с кем не общаться.

Таким образом, детям предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации.

При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор.

Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и тому подобное.

Автор эксперимента хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные дети чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром.

По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось фиксировать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли.

В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.

На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной. Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно.

Но настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто!

Из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ – одна девочка и два мальчика.

У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые «панические атаки». У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы: тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение «шевеления» волос на голове и так далее. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.

Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из тех, кто прервал эксперимент, почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества!

Героическая девочка, что довела эксперимент до конца, принесла дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. И тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этичных соображений, она не стала публиковать эти записи.

 

Что делали подростки во время эксперимента:

 

– готовили еду, ели;

– читали или пытались читать;

– делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие   схватились за учебники);

– смотрели в окно или шатались по квартире;

– вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши – не в счет);

– складывали головоломки или конструктор «Лего»;

– рисовали или пытались рисовать;

– мылись;

– убирались в комнате или квартире;

– играли с собакой или кошкой;

– занимались на тренажерах или делали гимнастику;

– записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;

– играли на гитаре, пианино (один – на флейте);

– трое писали стихи или прозу;

– один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;

– одна девочка вышивала по канве;

– один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;

– один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;

– одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик – в зоопарк;

– одна девочка молилась.

 

Практически все, в какой-то момент, пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.

Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.

Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.

 

63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.

Невиртуальная угроза!

Когда анализировали происходившее во время эксперимента, 51 ребенок делал для себя такие выводы:  «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы».

Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.

Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой, сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Оба при этом, не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.

Вдумайтесь, только два мальчика из 68 участников!

Получив такие результаты, семейный психолог испугалась. Гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается…

А ведь надо еще учесть, что в эксперименте принимали участие не все подряд, а лишь те, кто заинтересовался и согласился.

 

Попробуйте предложить своему ребенку, в качестве эксперимента, продержаться без компьютера, без планшета и телефона. Пусть не включает телевизор.

Всего на несколько часов! И что, в результате, будет?

 

Ольга Косолапова по материалам rg.ru; baby.ru

 

Другие материалы:

Исследование: компьютеры не способствуют улучшению уровня образования

Подросткам перекроют доступ в социальные сети?

Компьютерные игры: почему ребенку полезно играть?

Влияние на детей мании виртуальной реальности