Поддержат ли учителя запрет на гаджеты в школах?
По сведениям уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова, только за 5 месяцев прошлого года в сети интернет было выявлено 283 нарушения, представляющих угрозу для школьников.
Виртуальная информация побуждает детей к употреблению табака, алкоголя и других запрещенных веществ. Помимо этого школьники имеют доступ к порнографическим материалам, информации, отрицающей семейные ценности и содержащей нецензурную брань.
А по данным Фонда развития Интернета, каждый десятый школьник в России подвергается травле в Интернете.
В связи с этим, Павел Астахов предлагает запретить ученикам пользоваться в школе гаджетами с выходом в Интернет.
«Необходимо ввести в договор об оказании услуг, пункт о запрете на пользование личными устройствами с выходом в Интернет».
Павел Астахов считает, что если родители будут не согласны с данным пунктом, то письменный договор снимет с учителей и директора ответственность за возможные последствия. Это, по мнению Астахова, должно уберечь сотрудников учебного заведения от упреков, что школьники, пользуясь Интернетом в школе, получили ту или иную вредную информацию.
Как стало известно, этот вопрос уже обсуждается в министерстве образования России.
Для этого предполагается внести соответствующие изменения в договор об оказании образовательных услуг. А на практике ребенок, придя в школу, сдает гаджет перед началом уроков, а после занятий забирает его обратно.
Правда, не совсем понятно, как это будет: кому дети станут сдавать гаджеты, и кто будет отвечать за их сохранность. Ведь стоимость некоторых устройств сопоставима со средней зарплатой учителя.
Сможет ли подобная мера обезопасить детей?
Анна Стельмахович, финалист конкурса «Учитель года -2014», преподаватель литературы школы 5, Магнитогорск:
– Я не запрещаю детям гаджеты. У меня некоторые из учеников приносят в школу вместо книг планшеты. Но учитель должен стараться делать так, чтобы ученика интересовал урок, а не интернет. Можно запретить гаджеты, поставить галочку, но вместо них будут какие-нибудь другие проблемы.
Гораздо труднее все время быть на связи с учениками, быть на телефоне с их родителями, поддерживать общение, знать их интересы.
Кстати, скажу вам как учитель и как мама: не так уж интернет в школе и нужен. Большая часть учеников пользуется им для общения, а не для подготовки к урокам. И для большинства учебных программ выход в Сеть не так уж необходим.
Александр Вечерин, кандидат психологических наук, преподаватель Высшей Школы Экономики:
– В школах Германии запрещено снимать видео и делать аудиозаписи. Но это сделано не для ограничения доступа к информации, а для защиты частной жизни.
Вместо того чтобы ограничивать доступ к интернету, надо научить школьников грамотно пользоваться ресурсами. И это касается не только нежелательного контента, но и, к примеру, псевдонаучных текстов.
Пока этой работой не занимаются ни родители, ни учителя. Правда, есть продвинутые школы, я бывал в них, где учителя уже в начальной школе рассказывают детям, как и что, искать в интернете. Можно дать, например, в рамках домашнего задания тему исследования «Тревожность у подростков» и попросить ученика найти в интернете всю информацию об этом. Затем вместе с учителем обсудить то, что он нашел, и попробовать отсеять недостоверную информацию.
Опыт показывает, что если ученики получают такой опыт, то к 7 классу они спокойно и свободно могут найти в Сети достоверную качественную информацию.
Что касается запретов, то есть программы, которые могут снимать блокировки со всех ресурсов, сайтов, установленные не только в России, но и в других странах. По некоторым данным, такие программы установлены на половине компьютеров россиян. Задача школы – не запретить доступ, а научить выбирать контент и правильно к нему относиться.
8 часов «пытки». Эксперимент психолога.
Петербургский детский психолог Екатерина Мурашова провела эксперимент: она попросила 68 подростков от 12 до 18 лет на 8 часов выключить телефоны, компьютеры, плееры, ТВ и ни с кем не общаться.
Таким образом, детям предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации.
При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор.
Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и тому подобное.
Автор эксперимента хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные дети чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром.
По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось фиксировать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли.
В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.
На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной. Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно.
Но настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто!
Из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ – одна девочка и два мальчика.
У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые «панические атаки». У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы: тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение «шевеления» волос на голове и так далее. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.
Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из тех, кто прервал эксперимент, почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества!
Героическая девочка, что довела эксперимент до конца, принесла дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. И тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этичных соображений, она не стала публиковать эти записи.
Что делали подростки во время эксперимента:
– готовили еду, ели;
– читали или пытались читать;
– делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);
– смотрели в окно или шатались по квартире;
– вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши – не в счет);
– складывали головоломки или конструктор «Лего»;
– рисовали или пытались рисовать;
– мылись;
– убирались в комнате или квартире;
– играли с собакой или кошкой;
– занимались на тренажерах или делали гимнастику;
– записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;
– играли на гитаре, пианино (один – на флейте);
– трое писали стихи или прозу;
– один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;
– одна девочка вышивала по канве;
– один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;
– один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;
– одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик – в зоопарк;
– одна девочка молилась.
Практически все, в какой-то момент, пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.
Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.
Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.
63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.
Когда анализировали происходившее во время эксперимента, 51 ребенок делал для себя такие выводы: «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы».
Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.
Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой, сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Оба при этом, не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.
Вдумайтесь, только два мальчика из 68 участников!
Получив такие результаты, семейный психолог испугалась. Гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается…
А ведь надо еще учесть, что в эксперименте принимали участие не все подряд, а лишь те, кто заинтересовался и согласился.
Попробуйте предложить своему ребенку, в качестве эксперимента, продержаться без компьютера, без планшета и телефона. Пусть не включает телевизор.
Всего на несколько часов! И что, в результате, будет?
Ольга Косолапова по материалам rg.ru; baby.ru
Другие материалы:
Исследование: компьютеры не способствуют улучшению уровня образования
Подросткам перекроют доступ в социальные сети?