Говорить о неграмотности современных школьников преждевременно, считают эксперты, принявшие участие в пресс-конференции, приуроченной к Международному дню грамотности, которая прошла в МИА «Россия сегодня».
Директор Института русского языка и культуры МГУ Вера Степаненко отметила:
«Мне кажется, говорить о какой-то тотальной безграмотности в школе и у детей преждевременно. Если ребенок употребляет вульгаризмы, молодежный сленг, это еще не значит, что он пишет безграмотно. Многие школьники неплохо сдают ЕГЭ, где достаточно строгие требования».
В то же время, она говорит о том, что школьники, которые много общаются на сленге в повседневной жизни, испытывают трудности, когда им необходимо выступить публично, выполнить творческое задание, изложить свои мыли в сочинении.
«Я присутствовала на одной олимпиаде, куда приехали победители, прошедшие уже много этапов. У них было такое задание: им показывали какую-то картину, и они должны были пересказать, что увидели. И все начинали так: «На меня большое впечатление произвела картина, которую я увидел…». Эти штампы – обратная сторона того, что они пользуются сленгом, потому что они не находят слов, им трудно выразиться обычным русским языком, если этим с ними не занимаются дома».
Вера Степаненко добавила, что существует и другая негативная тенденция. «Грамотность всегда была связана с чтением. Чем больше человек читает, тем он более грамотен. Сейчас дети читают меньше».
Своим мнением поделился и проректор по науке Государственного института русского языка им. Пушкина Михаил Осадчий. Он отметил, что сейчас возник своеобразный язык, названный специалистами устно-письменным языком, – язык Интернета. «
Креативность и подвижность этой среды достаточно часто стимулирует пренебрежение орфографией и пунктуацией со стороны пользователей интернет-ресурсов, но, нужно понимать, что подобная неграмотность является целевым элементом языковой игры. Это нужно понимать. Если человек отвечает в смске «щас», это не означает, что он не знает, как правильно пишется «сейчас». Так просто короче».
Как же улучшить грамотность школьников?
Сегодня многие пользователи компьютера говорят:»Зачем учить правила правописания? Ведь текстовый редактор Word исправляет все ошибки!» Если речь идет о взрослом человеке – возможно, они правы.
Но если речь идет о школьниках, такой аргумент уже не работает!
Во-первых, школьники пока еще много пишут ручкой. И орфографические ошибки часто мешают получать отличные отметки по разным предметам.
Во-вторых, на уроках русского языка ошибки правописания — главная причина низких отметок. Часто школьник получает за устные ответы хорошие и отличные отметки. А потом, при написании диктанта, (изложения, сочинения) делает столько ошибок, что учитель ставит за четверть посредственную оценку и считает, что еще ее и завысил.
Одна из основных причин низкой грамотности нынешних школьников – скудная практика общения с языковым материалом. Дети мало читают. А интенсивного тренинга по работе с теми правилами правописания, которые усвоены плохо, тоже нет.
Как же решать проблему?
Один из вариантов – создание соревновательной среды для улучшения знаний русского языка. Например, проведение онлайн турнира «Пиши, страна!»
Главная цель турнира — улучшить грамотность учащихся 3-11 классов, способствовать формированию устойчивых навыков правописания правил русской орфографии и словарных слов. В рамках турнира создается открытая соревновательная платформа для всех желающих. Система специальных онлайн-тренингов призвана помочь школьникам всех возрастов в полной мере освоить навыки грамотного письма.
Принять участие в турнире любой школьник может уже сейчас без всякой оплаты.
Интересные факты.
Что означает выражение «филькина грамота».
Издревле на Руси именем Филя или Филька называли людей не знатных, из народа.
В нарицательном смысле оно применялось к людям простодушным, доверчивым, наивным. Назвать этим именем человека знатного считалось оскорблением. Само же выражение филькина грамота появилось во времена правления царя Ивана IV Грозного в XVI веке.
Из истории происхождения фразеологизма «филькина грамота»
В те времена Иван Грозный вел борьбу за выход к Балтийскому морю. Этим он стремился укрепить военное могущество Руси и облегчить торговые отношения с соседними странами. Замыслы царя осложнялись тем, что приходилось вести бесконечные войны. Кроме того, Ивану Грозному активно противодействовали бояре, которые были против продолжения войны. Нередки были откровенное предательство и переход бояр на сторону врага.
Столкнувшись с противодействием бояр, царь уехал в Александровскую слободу (нынешний город Александров, Владимирская область) и отказался от царской власти, мотивируя это массовым предательством бояр. Уговаривать Грозного вернуться на престол приезжала целая делегация. С третьего раза ей это удалось.
Царь вернулся на престол, но выдвинул некоторые условия. Одним из них было выделение ему опричнины – особых владений. Что и было выполнено.
Осмелившихся выступить против царя не было.
Исключение составлял Митрополит Московский Филипп. До принятия сана – Федор Колычев. Митрополит писал грамоты царю, в которых резко осуждал опричнину и чинимые опричниками безобразия. Ивана Грозного, привыкшего, что ему не перечат, грамоты непокорного митрополита, конечно же, выводили из себя.
Он называл их «филькины грамоты», одновременно показывая свое пренебрежительное отношение к их содержанию и митрополиту, давая ему такое имя. Позже Филиппа оклеветали и казнили по приказу Ивана Грозного.
Такова история возникновения выражения филькина грамота. В настоящее время так называют документ, не имеющий значения или составленный безграмотно.
А как вы считаете, уважаемые читатели? Пора бить тревогу?
По материалам сети Интернет
Другие материалы: