Неграмотность школьников. Пора бить тревогу?

Говорить о неграмотности современных школьников преждевременно, считают эксперты, принявшие участие в пресс-конференции, приуроченной к Международному дню грамотности, которая прошла в МИА «Россия сегодня».

Директор Института русского языка и культуры МГУ Вера Степаненко отметила:

«Мне кажется, говорить о какой-то тотальной безграмотности в школе и у детей преждевременно. Если ребенок употребляет вульгаризмы, молодежный сленг, это еще не значит, что он пишет безграмотно. Многие школьники неплохо сдают ЕГЭ, где достаточно строгие требования».

В то же время, она говорит о том, что школьники, которые много общаются на сленге в повседневной жизни, испытывают трудности, когда им необходимо выступить публично, выполнить творческое задание, изложить свои мыли в сочинении.

«Я присутствовала на одной олимпиаде, куда приехали победители, прошедшие уже много этапов. У них было такое задание: им показывали какую-то картину, и они должны были пересказать, что увидели. И все начинали так: «На меня большое впечатление произвела картина, которую я увидел…». Эти штампы – обратная сторона того, что они пользуются сленгом, потому что они не находят слов, им трудно выразиться обычным русским языком, если этим с ними не занимаются дома».

Вера Степаненко добавила, что существует и другая негативная тенденция. «Грамотность всегда была связана с чтением. Чем больше человек читает, тем он более грамотен. Сейчас дети читают меньше».

Своим мнением поделился и проректор по науке Государственного института русского языка им. Пушкина Михаил Осадчий. Он отметил, что сейчас возник своеобразный язык, названный специалистами устно-письменным языком, –  язык Интернета. «

Креативность и подвижность этой среды достаточно часто стимулирует пренебрежение орфографией и пунктуацией со стороны пользователей интернет-ресурсов, но, нужно понимать, что подобная неграмотность является целевым элементом языковой игры. Это нужно понимать. Если человек отвечает в смске «щас», это не означает, что он не знает, как правильно пишется «сейчас». Так просто короче».

Как же улучшить грамотность школьников?

Сегодня многие пользователи компьютера говорят:»Зачем учить правила правописания? Ведь текстовый редактор Word исправляет все ошибки!» Если речь идет о взрослом человеке – возможно, они правы.

Но если речь идет о школьниках, такой аргумент уже не работает!

Во-первых, школьники пока еще много пишут ручкой. И орфографические ошибки часто мешают получать отличные отметки по разным предметам.

Во-вторых, на уроках русского языка ошибки правописания — главная причина низких отметок. Часто школьник получает за устные ответы хорошие и отличные отметки. А потом, при написании диктанта, (изложения, сочинения) делает столько ошибок, что учитель ставит за четверть посредственную оценку и считает, что еще ее и завысил.

Одна из основных причин низкой грамотности нынешних школьников – скудная практика общения с языковым материалом. Дети мало читают. А интенсивного тренинга по работе с теми правилами правописания, которые усвоены плохо, тоже нет.

Как же решать проблему?

Один из вариантов – создание соревновательной среды для улучшения знаний русского языка. Например, проведение онлайн турнира «Пиши, страна!»

Главная цель турнира  — улучшить грамотность учащихся 3-11 классов, способствовать формированию устойчивых навыков правописания правил русской орфографии и словарных слов. В рамках турнира создается открытая соревновательная платформа для всех желающих. Система специальных онлайн-тренингов призвана помочь школьникам всех возрастов в полной мере освоить навыки грамотного письма.

Принять участие в турнире любой школьник может уже сейчас без всякой оплаты.

 

Интересные факты.

 Неграмотность школьников. Пора бить тревогу?

Что означает выражение «филькина грамота».

Издревле на Руси именем Филя или Филька называли людей не знатных, из народа.
В нарицательном смысле оно применялось к людям простодушным, доверчивым, наивным. Назвать этим именем человека знатного считалось оскорблением. Само же выражение филькина грамота появилось во времена правления царя Ивана IV Грозного в XVI веке.

Из истории происхождения фразеологизма «филькина грамота»

В те времена Иван Грозный вел борьбу за выход к Балтийскому морю. Этим он стремился укрепить военное могущество Руси и облегчить торговые отношения с соседними странами. Замыслы царя осложнялись тем, что приходилось вести бесконечные войны. Кроме того, Ивану Грозному активно противодействовали бояре, которые были против продолжения войны. Нередки были откровенное предательство и переход бояр на сторону врага.

Столкнувшись с противодействием бояр, царь уехал в Александровскую слободу (нынешний город Александров, Владимирская область) и отказался от царской власти, мотивируя это массовым предательством бояр. Уговаривать Грозного вернуться на престол приезжала целая делегация. С третьего раза ей это удалось.

Царь вернулся на престол, но выдвинул некоторые условия. Одним из них было выделение ему опричнины – особых владений. Что и было выполнено.

Осмелившихся выступить против царя не было.

Исключение составлял Митрополит Московский Филипп. До принятия сана – Федор Колычев. Митрополит писал грамоты царю, в которых резко осуждал опричнину и чинимые опричниками безобразия. Ивана Грозного, привыкшего, что ему не перечат, грамоты непокорного митрополита, конечно же, выводили из себя.

Он называл их «филькины грамоты», одновременно показывая свое пренебрежительное отношение к их содержанию и митрополиту, давая ему такое имя. Позже Филиппа оклеветали и казнили по приказу Ивана Грозного.

Такова история возникновения выражения филькина грамота. В настоящее время так называют документ, не имеющий значения или составленный безграмотно.

 А как вы считаете, уважаемые читатели? Пора бить тревогу?

 

По материалам сети Интернет

Другие материалы:

Зачем учить ругаться матом?

Сказочная история

Памятный День русского языка

Кому нужна грамотность