Или зачем ребенку план?
В детстве у многих из нас была картинка с режимом дня: нарисованный школьник вставал, застилал постель, делал утреннюю гимнастику, завтракал, шёл в школу, помогал по хозяйству и так далее. Так что, идея научить ребёнка планировать свои действия не будет революционной, но зато весьма полезной.
Особенно если вы хотите привлечь ребенка к помощи по дому.
Поговорим об обязанностях.
Кажется, это все ненужный формализм и трата времени. Все дети любят повторять за мамами и приучаются к помощи подсознательно. Для кого-то, возможно.
А какую пользу планирование заданий на день принесло вам и вашим детям?
Приучайте их не тратить своё и чужое время. Время, как известно, одно из самых драгоценных ресурсов.
Почему нужна наша помощь?
Многие взрослые уверены, что детская прокрастинация, (откладывание дел на потом: «я сделаю это потом/позже/не сейчас», никогда, в общем) – явление непреодолимое, но с возрастом как-нибудь да пройдёт. Не совсем.
Во-первых, если у ребёнка нет конкретного приоритета в деле, то он так и будет хвататься то за одно, то за другое, за всё сразу, не делая по сути ничего толком. Ему нужен вектор (как, впрочем, и многим взрослым).
Во-вторых, родители нередко предъявляют абстрактные требования. «Убери в комнате!» А убрать в комнате – это только разложить игрушки по коробкам или ещё и книги по высоте расставить? Может, ещё пол подмести? А под диваном, оказывается, валяются детали давно забытого конструктора – можно поиграть.
В-третьих, большинство детей ждут от мамы чёткого алгоритма действий: собрать игрушки – переодеться – идти гулять.
Составляем план.
Перечислите вместе с ребёнком все дела, от игр и развлечений до несложных обязанностей по хозяйству. Лучше записать и танцевать уже от этого.
Пошаговая стратегия.
Разбивайте пункты на маленькие шаги. 1 дело – 1 задание.
Вернёмся к обязанностям. Вместо смутного утреннего «наведи порядок в комнате», это должно быть:
- застелить постель
- полить растения
- дать корм животным и проверить у них поилки
- протереть пыль
- подмести пол
Подружить со временем.
Чтобы подметание или расстановка книг на полке не затянулись на часы, используйте таймер. Или включите любимые песни ребёнка на диске: две-три, это как раз минут 10-15 – более чем достаточно. Песочные часы – очень хорошее визуальное решение. Время, в буквальном смысле, утекает.
Реализация.
Планер с картинками – визуальный контент, облегчает задачу, особенно для малышей, которые еще не умеют читать.
Слайдер – тот же планер, но по принципу вечного календаря, когда по полоске двигается окошко, выделяющее конкретный день, в нашем случае, действие. Демонстрирует прогресс в течение дня: встали, застелили постель, гимнастика, умывание, завтрак, занятия, прогулка…
Таймер – учим понимать по часам, чувствовать время, распределять его.
Лёгкие шаги – если с играми/творчеством всё понятно, то с заданиями от мамы всё должно быть предельно просто. Не превращайте помощь, (которая, по сути, пока является, актом доброй воли), в утомительную сложную обязаловку. К подростковому возрасту от ребенка тогда, уже точно ничего не добьетесь
Что-то новенькое – иногда стоит разбить рутину новым заданием. Доверить что-то большее или новое. Это придаст уверенности в себе, привнесет разнообразие действиям и больше смотивирует ребёнка.
Доверие. Не ругать за невыполненное. Мягко указать, напомнить. Наблюдать со стороны – это учит нести ответственность. Если необходимо, повторить о деле дважды и трижды. Иногда ребёнок просто не очень понял, чего от него хотят. Наказание же, отобьёт желание что-то делать.
Вознаграждение. Почему многие не одобряют систему материальных вознаграждений? Это быстро перестаёт работать. Ребёнок старается не для того, чтобы было чисто/уютно/удобно, а за награду. Уж лучше платить впечатлениями: всё сделаем – едем в большой парк.
Мама как пример.
Если у мамы в течение дня то одно, то другое, то зависание у монитора или телевизора, вряд ли будет справедливо ругать ребёнка за то, что он заигрался и не сделал чего-то из обязательной программы.
Терпение, терпение, терпение!
Ну, тут всё понятно.
Для малышей вчера, три дня назад, через неделю, немного позже, потом – это всё слишком абстрактные понятия, не за что зацепиться. Взглядом, действием, в общем, увидеть и пощупать. И тогда план на видном месте, и часы (песочные, таймер) дают уникальную возможность.
Многим взрослым кажется, что пока дети маленькие, они неорганизованные, а потом, с возрастом, нажмётся волшебная кнопка и отпрыск внезапно подчинится внутреннему ритму. Мягко говоря, не совсем так.
Во-первых, повторяющиеся действия – основа спокойного внутреннего мира малыша (сигнал «всё стабильно!»), а для детей с гипер динамическим синдромом ещё и опора.
Во-вторых, редко что происходит само по себе. Поэтому стоит приложить некоторые усилия – чем раньше, тем проще будет потом. К режиму дня рано или поздно приходит большинство.
По материалам fly-mama.ru
Другие материалы: