Казалось бы, гимназия – учреждение, где учатся дети с гуманитарным складом ума. Таким ученикам легко даются русский язык, литература, иностранные языки, риторика, этикет, история.
Да, наша гимназия делает уклон на такие предметы, но мы не можем забывать и точные науки (математика, информатика). И вот что интересно: по последним наблюдениям математика дается нашим ребятам легче, чем гуманитарный цикл. Конечно, можно сказать, что русский язык – наитруднейший язык в мире (на каждое правило куча исключений). Чтение: современные дети не любят читать, им нравится смотреть, трогать, ощущать. Поэтому им не интересно заучивать стихотворения, басни, писать сочинения по произведениям, очерки, аннотации, составлять характеристику.
Еще английский язык? В нашем учебном плане в неделю отводится 4 часа на русский и 4 часа на английский языки. Дети и с русским-то не в ладах, а тут еще английский надо учить. И не учить, а зубрить! Потому что объем материала огромен.
Что же математика? Это-то как раз предмет, на котором мы и видим, и трогаем, и придумываем, и рассуждаем, и ищем пути решения задачи или интересного задания. Вот этого детям и не хватает на других предметах.
В начальной школе уроки проходят в виде игры,
путешествия, кампании по спасению какого-то героя, поиску разгадки. Такие сюжеты детям интересны. Но кроме сюжетных игр, обязательны и дидактические (обучающие игры), направленные на формирование определенного навыка действия или отработку алгоритма. Например, математическое домино. На доске помещается карточка, поделенная пополам. На каждой половине карточки написал пример. Ребенок должен найти ответ на второй пример и найди другую карточку, на которой изображен пример с таким же ответом. Карточки соединяются. На второй карточке есть второй пример. Алгоритм действия повторяется. Ребенок ищет ответ на 2-й пример, ищет карточку, на которой первый пример имеет такой же ответ и т.д. Таким образом, может проходить устный счет в начале урока. Это не просто решение примеров, но еще и поиск, выстраивание цепочки примеров. А если учитель скажет, что таким образом мы строим мостик через реку, по которому колобку надо убежать от лисы. Или лестницу, по которой серому волку нужно взобраться на верх темницы, дети вообще загорятся идеей помочь герою.
Привожу наглядный пример математического домино:
Следующий вариант – на развитие воображения. Когда мы в первом классе изучаем числа и цифры, ребятам довольно трудно дается написание цифр. Для этого мы играем в игру «На что похожа цифра». Мы разбиваем начертание цифры на элементы и представляем, на что они похожи. Таким образом, у детей при написании цифры возникает запомнившийся образ, и они пишут ее правильно. В это году такая работа вылилась в целый проект. Детям эта идея так понравилась, что на следующий же день они принесли мне свои работы. Конечно, не обошлось без помощи родителей. Но это и правильно. В совместной деятельности происходит и общение в кругу семьи. Вот примеры детских работ моего 1-го класса «На что похожа цифра 1 и 2».
Математику называют царицей всех наук. Она учит человека мыслить, выстраивать алгоритм действия, рационально подходить к решению любой жизненной задачи. Поэтому ее изучение даже в гуманитарной гимназии обязательно. Если обучение ребенку доставляет удовольствие и укрепляет уверенность в себе и своих силах – это двойная польза такой науки.
Вообще, любой предмет школьной программы должен не только давать знания, воспитывать, развивать, но и дарить наслаждение и ученику, и учителю, и родителям. Только в такой школе всем будет интересно и комфортно жить. Я не оговорилась – именно ЖИТЬ – ведь 11 лет – это большой отрезок жизни, проведенной в стенах образовательного учреждения. И если по окончании школы ребенок скажет учителю искреннее «Спасибо», значит, мы не напрасно посвящаем себя этой профессии.
Ирина Леонидовна Роженкова
Другие материалы автора: