Школа – в наше время  стала достаточно проблемным этапом в жизни, как детей, так и родителей. Детям – потому  это может быть скучно, тяжело, совсем не весело. Для родителей –  это лишняя трата нервов своих и ребенка,  иногда ругань, наказания и долгие часы помощи чаду в подготовке домашних заданий. А еще, для обеих сторон это война. Война за то, кто прав и, что правильно. Самое страшное то, что школа может кардинально поменять отношения между ребенком и родителями: все эти ссоры и стрессы, домашие скандалы из-за оценок, общей успеваемости, поведения или невыполненых уроков, баллов ЕГЭ и прочего. Это может расколоть семью на два фронта, сделав родителей и детей врагами. А ведь, казалось, только вчера все вместе они гуляли в парке и веселились…

 

 Как школа портит ребенка?

 

Конечно, не для всех школа это что-то неприятное. Но мы рассматриваем именно такой момент, когда школа – явление неприятное. Причем не потому, что это здание, где сидят строгие тети и дяди, которые постоянно что-то требуют, а потому, что как раз эти тети и дяди – учителя – строгие и постоянно что-то требуют.

 

 Как школа портит ребенка?

 

Дмитрий Зицер, доктор педагогических наук, директор Института неформального образования INO имеет на этот счет свое мнение (которое, конечно может  и не совпадать с мнением читателей). Он дает советы родителям и отвечает на главный вопрос: когда и в каких случаях родителям стоит остановиться и подумать, посмотреть на себя со стороны и задаться вопросом правильно ли они все делают.

  • Позиция родителей. Ребенку нужна строгая учительница с высокими результатами.

Конечно, многие родители думают, что чем строже и требовательнее учительница, тем лучше у нее будет учиться ребенок и тем выше станут его показатели. Однако, это в корне не так. Сами подумайте: что делается с ребенком, мировоззрение которого еще полностью не сформировано, но на которого уже давят тем, что «он должен», «обязан делать» и все лишь «потому, что так ему сказали». Он учится отключать свою волю перед тем, кто авторитетнее и сильнее его, учится подчиняться таким, и в итоге становится идеальным человеком для диктатора, послушным и молчаливо выполняющим указания. В такой ситуации ребенок никогда не научится принимать решения сам, совсем разучится задавать вопросы и даже анализировать что-либо самостоятельно! Или, если ущемление воли ребенка происходит особенно жестко, то он и сам может вырасти подобным агрессором и диктатором, чтобы в будущем подавлять других, даже не по своему желанию, а просто потому что так получится.

 

Как школа портит ребенка?

 

Мнение эксперта таково: не следует выбирать учителя по критериям добрый-злой, строгий-нестрогий. Здесь следует учитывать и мнение ребенка. Тем более если репетитора или учителя вы подыскиваете ему первый раз и в первом классе: в 6-7 лет ребенок уже вполне может высказать свое мнение. Главная черта, которая должна быть обязательно в учителе для вашего ребенка – это умение заинтересовать своего ученика, развить его любопытство, предоставлять ему право задавать вопросы, которые являются основой построения обучения.

  •  Позиция родителей: ребенка лучше отдавать в «сильную» школу, гимназию или лицей, где много требуют.

Вопрос: какой должна быть школа? Не поверите, насколько же легок ответ! Школа должна быть интересной, должна иметь такое напряжение, при котором ребенок мог бы развиваться. Выбирать школу по критерию «моды и престижа», а также по ее требовательности от своих учеников – совсем неправильно. Целью родителей должно быть сохранение тех человеческих качеств, о которых мы говорили в ситуации выше, а не о воспитании послушного рабочего. Школа с сильным давлением может совсем не оставить ребенку времени на себя, и тогда он станет делить свою жизнь только на плохое и хорошее. Даже не сомневайтесь, что в категории «плохого» окажется школа, вся школьная жизнь и вообще все, что связано со школой. Разве вам это нужно? Сами же потом будете удивляться тому, что ребенок станет ленив и перестанет вообще интересоваться чем-либо. Запомните! Человек должен учиться с удовольствием!

 

 Как школа портит ребенка?

 

  • Позиция родителей: ребенка надо нагрузить по полной секциями и дополнительными заданиями. Если он никуда не ходит – то это плохо.

Дмитрий на этот счет лишь усмехается:

— Знаете, если бы так поступали все родители, в том числе и ваши, тогда бы мы жили в мире великих поэтов, актеров, художников, спортсменов, танцоров… Но что-то я этого вокруг не вижу.

 

Как школа портит ребенка?

 

А все потому, что мы умеем не повторять чужие ошибки. Конечно, бесспорно, здорово, если человек занимается тем, что ему нравится, и, конечно, идеально, если его увлечение совпадает с секцией или кружком, на который вы его записали. Однако, ужасно, если ребенку не нравится музыкальная школа, а вы все равно его туда тащите. Он высказывает внутреннее, но не внешнее сопротивление. В 6-7 лет он и не умеет особо сопротивляться подобным вещам, поскольку не хочет расстроить родителей своим отказом. Иногда даже просто не может его сформулировать. Он не понимает, зачем ему этим заниматься, обучается тому, что ему не нравится и в итоге получается, что он заключен в клетку своими же родителями.

 

Как школа портит ребенка?

 

Совершенно нормально для ребенка пробовать что-то и бросать. Ведь именно так и проходит поиск любимого занятия, именно так формируется его мнение и отношение к различным сферам деятельности человека. Не забывайте, что и вы тоже совершаете такой же поиск, выбирая себе книги, кино, театры или даже партнеров.

  • Позиция родителей: Ребенку надо активно помогать делать уроки или хотя бы контролировать их выполнение.

Все это – рассуждения Дмитрия. Они, конечно, могут не совпасть с мнением читателя.

Давайте сразу оговоримся, что уроки – важнейший предмет для школы. Но не для дома и уж тем более не для ребенка. Будем честны: никому не нравится делать уроки. Нигде в мире вы не найдете ребенка, который после тяжелого школьного дня придет домой и скажет: «Я так устал, ну-ка, сяду-ка я делать свои любимые уроки вместо того, чтобы поиграть или отдохнуть».

 

Как школа портит ребенка?

 

— Мне непонятна логика учителей: дома повторить то, что сделали в классе или не успели сделать. Завтра повторите! Успевайте на уроке, если вы профессионалы. Вам за это зарплату платят. Можно ведь построить урок так, что ребенку захочется дома глубже исследовать пройденную на уроке тему (замечу: в первом классе такого не бывает), узнать больше и проектная деятельность на этом основана. Но увы, не все учителя способны так преподавать. Родители, спросите себя, что важнее: удовлетворить учительницу и сделать заданное в школе задание любой ценой, прибегая к манипуляциям ребенком, принуждая его этим заниматься, обосновывая тем, что это его работа и что он обязан это делать, или же приятно провести время вместе – почитать, погулять, поболтать?

В 7 лет ребенок еще очень сильно верит своим родителям, старается не расстраивать их, пытается изо всех сил завоевать их любовь и внимание. Но родители умудряются потушить эту веру к 8 годам. Представляете, сколько раз нужно обмануть ребенка чтобы это произошло?

 

Как школа портит ребенка?

 

— Уроки – это не ответственность 7-летнего человека. Это ответственность учителя, который поступил так странно и задал домашнее задание. Родители должны поддерживать детей. Не учителей. Ели ребенку требуется помощь и он ее просит – помогите ему. Не устраивайте из деланья уроков трагедию, чреватую руганью и сильными стрессами.

  • Позиция родителей: если ребенок стал плохо учиться, то нужно отобрать у него гаджеты, тем самым наказав его.

Не считаете ли странным отбирать у ребенка то, что сами же ему и дали? Разве это правильно – превращать любимые предметы ребенка в предметы манипуляции им же? Отбирая гаджет вы снова показываете ребенку, что, кто сильнее – тот и прав. И здесь опять родительская клетка, тюрьма! Поэтому стоит понимать, что отъем гаджетов не может стать инструментом воспитания. Логичнее будет научить ребенка планировать свое время и разумно использовать современные технические устройства.

 

Как школа портит ребенка?

 

Знаете, что в этом самое интересное? Что сначала мы внушаем ребенку, что учеба – скучный и нудный процесс, а потом удивляемся тому, что дети больше предпочитают ей гаджеты и игры.

  • Позиция родителей: за хорошую учебу надо поощрять подарками, а иногда и деньгами.

Многие родители сравнивают понятие хорошей учебы и ее поощрения со своей работой и заработной платы. И еще весьма сильно удивляются, когда им говорят, что такое нельзя сравнивать.

Давайте разберемся по порядку: ваша работа – это то, на что вы пошли по своей доброй воле, подписав контракт. И выполняете на ней вы определенные функции, хорошо или не очень. И в зависимости от них уже получаете зарплату.

 

Как школа портит ребенка?

 

Ребенок пошел в школу не по своей воле, а по воле родителей. И учиться чему-то характерно для любого человека. Поощрение учит детей тому, что свои успехи в учебе можно продавать за подарки и деньги. Если вы поощряете его подобным образом, то приготовьтесь к тому, что он просто может перестать учиться, аргументируя это тем, что ему больше не хочется это продавать.

  • Позиция родителей: Ребенок не имеет права получать «тройки» и «двойки». Если он их получает – то он обязан их исправить.

Разберемся в первую очередь в том, что же такое оценка. Оценка – это субъективный взгляд учителя на старания вашего ребенка постичь новое. Если проще говорить. То картина складывается следующая: какая-то тетя или дядя сказали ребенку посредством отметки, что, если бы они были начальниками этого мира, то, как им кажется, этот ученик был бы абсолютно никчемен в данном предмете, который даже скорее всего ему никогда и не пригодится в жизни.

 

Как школа портит ребенка?

 

Однако, что с этого родителям? Почему они считают, что какая-то оценка, поставленная чужим человеком их ребенку вообще как-то влияет на собственную значимость его личности в социуме? Поддержите ребенка, если он расстраивается из-за оценки, если нет – ну и Бог с этой оценкой, не разводите трагедию из того, что ваш ребенок «скатился на тройки».

— Любые оценки – вещь суперсубъективная! А 5-балльная система – вообще дикая! В ней выходят два балла отрицательных и два положительных, одним баллом мы никогда не пользуемся. Если ребенок получил «тройку», то это не его проблема. Это даже не значит, что он плох или чего-то не знает.

 

Как школа портит ребенка?

 

Возможно, конечно, и другая сторона вопроса, когда ребенок просто немного забрасывает учебу. Тогда следует прислушаться к нему и выяснить, по какой причине он не хочет продолжать учиться и по какой причине это вообще происходит. Стойте на стороне ребенка, а не учителя! У него, кроме родителей, никого нет, он одинок. И родители не должны делать его жизнь еще тяжелее!

 Из всего вышесказанного следует вывод о том, что хорошая школа –  это та, которая не грузит своих учеников всеми возможными способами, а старается прислушаться к ним и направляет в то русло, в которое нужно. Конечно, мнение редакции и эксперта может не совпадать с мнением читателей. Ведь сколько людей, столько же и мнений. Однако,  ведь есть над чем задуматься, а?

Желаем вам хороших взаимоотношений со своими детьми. И пусть школа не встанет между вами, и не превратит вас во врагов!

                                       Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

 

 Другие материалы

Научите детей отстаивать свои интересы!

Какие продукты повысят успеваемость?

Подготовила Анастасия Андреева

По материалам сайта: aif.ru

Фото probelarus.ru, podrobnosti.ua, ok.ru,

badmintonist.info, 5psy.ru, matrony.ru, lifemodeworld.ru,

cityforkids.ru, timeua.com, partnerearning.ru, materinstvo.ru