Дети легко осваивают счет до десяти и в дошкольном возрасте, как правило, знают все арабские цифры. Кажется, что вот-вот и малыш самостоятельно сможет определять время. Но не тут то было, по окончании первого класса мало кто умеет пользоваться часами со стрелками.  Ведь в этом сложном приборе кроме часов, что написаны цифрами на циферблате, присутствуют еще и минуты, которые редко обозначаются, а что всего хуже, время не накапливается и не идет вдоль одной линии в даль, а ходит по кругу   Но между тем, обучать определению времени можно и нужно, просто делать это желательно постепенно.

 

1.

Для начала, следует купить или сделать самим часы со съемной минутной стрелкой. Пока для обучения она нам не нужна. Будет только запутывать. Либо можно взять такие часы, на которых стрелки заметно отличаются по размеру, форме и цвету. Если ваш ребенок знает все цифры и ему около 4 лет, часы с одной стрелкой он освоит легко.

Нужно показать в каком направлении двигается стрелка, и освоить такие понятия как:

Ровный час, чуть больше часа, половина второго или час с половиной, чуть меньше двух, два часа и т.д.

Не торопитесь с четвертями часа, нужно чтобы ребенок твердо запомнил целые часы. Расскажите, что за час стрелка проходит путь от одной цифры до другой.  Спросите его, сколько времени было час назад или будет через час, два, три и т.п. 

Периодически спрашивайте малыша, сколько часов на настоящих часах. Может уйти около года, прежде чем у него сформируется четкое понимание, но нам торопиться некуда. 

 

2.

На следующем этапе нужно ввести минутную стрелку, показать, что она отличается от часовой, показывает не часы, а минуты.  Рассказать, что за час эта стрелка проходит круг по циферблату. Показать, как располагаются стрелки в ровный час. Что минутная стрелка в ровный час поднята вверх к «12».

Дайте ребенку покрутить стрелки самому, попросите поставить ровно час, два, три и т.д. Спросите малыша, где будет минутная стрелка через час,  через пол часа и т.д. Главная задача научится показывать с помощью часовой и минутной стрелок ровные часы и половины часа.

Задания могут быть такими:

Сколько будет через полтора часа

Сколько времени было два с половиной часа назад

Сколько времени осталось до двух часов

Сколько времени прошло, если было час, а стало два с половиной и т.п.

 

3.

На следующем этапе обучения определению времени, на циферблате должны появиться минуты: 5, 10, 15, 20 и т.д. Они должны быть написаны меньшим шрифтом.

 

 Имеет смысл рассказать ребенку, что в одном часе 60 минут, между двумя соседними делениями проходит 5 минут, пол часа – это 30 минут, а четверть часа – это 15 минут.  И выполнить задания связанные с пятиминутными интервалами:

Показать сколько будет времени когда пройдет 5, 10, 15 и т.д минут

Сколько будет времени через час, полтора и т.д. от текущего времени,

Сколько времени будет через час и 5, 10 , 15 и т.д. минут

Сколько времени было 5, 10, 15  минут назад

Сколько времени было, час, полтора назад

Сколько времени было час и 5, 10, 15 и т.д. минут назад.

 

4.

На заключительном этапе нужно ребенку объяснить, что между пятиминутными интервалами есть еще минуты. Показать, как выглядят на часах 6 , 7 … 11, 12 минут. Рассказать, что если стрелка не дошла до половины часа, то принято говорить столько-то минут такого-то часа. Например, 22 минуты одиннадцатого, а так же это время можно назвать десять часов двадцать две минуты. Расскажите ребенку, как можно назвать время, если минутная стрелка пересекла получасовой интервал. Потренируйтесь называть время этими двумя способами.

 

Ну, вот и побеждено — это страшное круговое время со стрелками   Теперь главное не забыть разученное, а для этого хорошо бы приобрести малышу собственные часы, наручные или настольные.

Периодически интересоваться у него временем. Составить распорядок дня или расписание уроков, если время уже подошло. Ведь время может быть не только странным зверем, но и хорошим другом.

 

По материалам: https://www.baby.ru