Кто из родителей, желающих дать своим детям музыкальное образование, не знает, как трудно бывает заставить ребенка с усердием заниматься на всех этих флейтах и скрипках, мужественно терпеть звуки стона фортепиано, на котором отпрыск пытается выдать шедевры классиков.
Но, оказывается, даже режущие ухо фальшивые ноты, могут приносить пользу.
Занятия музыкой не только развивают у детей моторику, но и способствуют эмоциональному развитию ребёнка и его взрослению.
К такому выводу пришли американские ученые, которые недавно провели одно из самых серьезных исследований, пытаясь понять, как игра на музыкальных инструментах влияет на развитие умственной деятельности.
Ученые медицинского института штата Вермонт, на основе данных институтов здравоохранения США, в рамках программы по изучению развития мозговой деятельности у здоровых детей, провели исследование.
Они проанализировали 232 томограммы здоровых детей в возрасте от шести до 18 лет, обращая особое внимание на развитие мозга у тех детей, которые играют на музыкальных инструментах. (Вид музыкального инструмента в материалах исследования указан не был).
Профессор Джеймс Худзяк, который преподает психиатрию в Вермонтском университете и руководит Центром детства, юношества и семьи, рассказывает: «Мы пришли к выводу, что чем больше ребенок играет на инструменте, тем активнее в коре головного мозга формируются такие функции, как концентрация внимания, способности преодолевать чувство страха, волнения и умение управлять эмоциями».
В процессе роста ребенка и по мере его развития кора головного мозга, то есть внешний слой, становится толще.
Ранее профессор Джеймс с коллегами обнаружили, что некоторые участки коры головного мозга могут утолщаться или истончаться под воздействием депрессии, агрессивного состояния или нарушения концентрации внимания.
«Я хотел изучить те положительные факторы, которые, по нашему мнению, способствуют развитию ребенка. Меня удивило наличие в коре головного мозга регуляторных участков, управляющих эмоциями.
Все мы знаем, что если поднимать гири, постепенно увеличивая нагрузку с 2,5 килограммов до 5 и затем до 7,5 килограммов, то бицепсы станут больше. Точно так же и с мозгом. Не стоит удивляться, что мозг тоже можно тренировать» — рассказывает профессор.
В проведенном исследовании изучалось состояние мозга только умственно здоровых детей. Но профессор считает, что занятия музыкой окажет весьма существенное положительное влияние и на детей с нарушениями умственного и психического развития. То сильное волнение, которое связано с игрой на инструменте может помочь даже детям с синдромом дефицита внимания.
В прошлом году, вдохновленный результатами своего исследования, 56-летний Худзяк, который до этого никогда не играл ни на каких инструментах, решил научиться играть на скрипке. «Я всегда считал, что такие эмоции помогают лечить детей, поэтому глупо не научиться играть самому».
И хотя музыка для него не единственное хобби для здоровья (а профессор регулярно занимается спортом и медитацией), он уверен, что игра на скрипке улучшает его общее самочувствие. А к своим исполнительским навыкам, этот психиатр-оптимист относится с юмором и оценивает одним словом – «Ужасно»!
Источник: inosmi.ru
От редакции.
Польза занятий музыкой давно известна российским специалистам, в том числе, и медикам. Например, постоянная игра на фортепиано положительно влияет на улучшение и даже восстановление слуха у тех, кто недослышит, в силу заболевания слухового аппарата. Ну и, конечно, классическая музыка ещё никому не приносила вреда!
Интересно то, что одни дети уроки музыки обожают, а другие, мягко говоря, недолюбливают. И бывает иногда так, что первые вырастают, становятся менеджерами и продолжают любить музыку. А вот вторые вырастают и становятся всемирно-известными музыкантами, и к музыке относятся с большой любовью.
Вот такой парадокс. Как не крути, занятия музыкой делают детей лучше.
Другие материалы: