В первый день февраля, уполномоченный по правам ребенка при президенте России Анна Кузнецова, в ходе конференции в Российской государственной детской библиотеке представила подборку неприличных, по ее мнению, произведений современной детской литературы. В нее, в частности, вошли стихотворение Игоря Иртеньева «Сказ про глаз» и сказка Светланы Лавровой — «Куда скачет петушиная лошадь». По мнению Кузнецовой такие книги, «даже взрослым показывать страшно».

Откуда  взяла  омбудсмен такую подборку? Ведь она заклеймила 16 «современных авторов» произведений, которые посчитала детской литературой. Хотя далеко не все они современные, да и к детской литературе были отнесены, то ли, с легкой руки Кузнецовой, то ли тех референтов, кто «помог» омбудсмену в составлении этого списка. Причем в качестве доказательств были приведены высказывания и  подборки картинок, которые, раньше ходили в интернете в социальной сети «ВКонтакте» с припиской «Что курил автор?». Делаем выводы…

Уполномоченного по правам ребенка подставили?  

Причем,  уполномоченный по правам ребенка  искренне верила в то, что говорила и показывала:   «Честно сказать, некоторое я даже озвучить не могу, потому что стыдно говорить, что пишут иногда в детских книгах. Посмеяться есть над чем, но и задуматься тоже»,  пояснила она.

Однако, судя по тому, что Анна Кузнецова назвала «Павлом Бажановым» автора уральских сказов Павла Бажова, можно сделать вывод, что омбудсмен не очень сильна в детской литературе, а жаль. Хотя вместе с мужем священником Анна воспитывает  шестерых детей: двух дочерей, Марию и Дарью, и четырех сыновей: Ивана, Николая, Тимофея и Льва. Интересно, какие книжки читала и читает своим детям государственный и общественный деятель, правозащитник Анна Кузнецова? Но оставим в покое личную жизнь омбудсмена и вернемся к ее выступлению. Что за книги вошли в листинг Кузнецовой?

Уполномоченного по правам ребенка подставили?

«Кот Антошка прыг с окошка

На кровать одним прыжком.

— Хочешь, я тебе, Антошка,

Нос засыплю порошком?»

А это, между прочим, это стихотворение «Грипп» Сергея Михалкова. Если бы остроумные пользователи Интернета не дергали цитаты, а публиковали бы тексты целиком и с упоминанием имени автора, стало бы понятно, о каком порошке идет речь. И вряд ли бы этот отрывок так шокировал детского омбудсмена.

Затем в списке идет стихотворение Бориса Шварца «Веселая трава». В 1975 году, когда оно было опубликовано впервые, слово «трава» не употреблялось в значении «наркотическая трава». Кстати, ни Шварца, ни Михалкова современными детскими писателями назвать нельзя.

Попал под прицел и Савелий  Низовский. Хотя и его сложно отнести к авторам «современной детской литературы». Низовский  был легендой Петербурга, членом «Клуба-81» — сообщества литературного андеграунда. Печатался в конце 90-х.  Конечно, книжки Савелия Низовского с первого взгляда могут шокировать: они написаны в непривычном для некоторых взрослых абсурдно-юмористическом стиле. У людей без чувства юмора образ царя, мечтающего о нарядном банте, вызовет шок. Кстати, именно за фирменный дурашливый стиль Низовский получил премию «Золотой желудь», учрежденную Фондом русской поэзии «за верность пушкинским традициям в литературе». Всего же Низовский написал около 250 сказок.

Уполномоченного по правам ребенка подставили?

И еще один автор, оказавшийся в списке «современной», да еще «детской» литературы – Игорь Иртеньев. То, что он современный автор, не поспоришь, но к литературе детской Иртеньев имеет мало отношения. Он поэт «взрослый», один из наиболее видных представителей иронического направления в современной российской поэзии.

Не позавидуешь и сказке «Бычок-дристунок». Из-за обложки, которую издатели взяли из филологического сборника фольклора, она тоже попала в «черный список».

Уполномоченного по правам ребенка подставили?

Та же участь постигла и книгу «Куда скачет петушиная лошадь» Светланы Лавровой. Страшная «лошадь» на обложке, ужаснувшая Анну Кузнецову —  всего лишь персонаж фольклора народа коми. Название у книжки и правда кажется не совсем адекватным. Но после первой же страницы все сомнения пропадают: речь в ней идет о маленькой девочке Даше, которая мечтает стать писательницей и сочиняет свои собственные сказки.

По мнению специалистов — из шестнадцати книг из списка лишь две действительно можно отнести к современной детской литературе. Это книга Светланы Лавровой «Куда скачет петушиная лошадь» и «Ыыы! Смешно» Кати Матюшкиной и Кати Оковитой.

Уполномоченного по правам ребенка подставили?

Отклик на выступление омбудсмена привлек внимание не только журналистов и пользователь интернета. Так группа писателей, педагогов и литературоведов, среди которых книжный обозреватель Галина Юзефович, писатели Маша Трауб, Мария Ботева, литературный обозреватель Наталья Ломыкина и киновед Наталья Нусинова, обратилась к уполномоченному при президенте по правам ребенка Анне Кузнецовой в связи с озвученным ей списком неприличных детских произведений литературы. В частности, в письме отмечается, что отдельные материалы фольклорной или диалектологической экспедиции предназначены не для детского чтения, а для филологического и этнографического анализа. По мнению подписантов, в своем выступлении Кузнецова оценила детскую литературу «по-взрослому прямолинейно», добавила ей «смыслов, детству не свойственных, маргинальных». В заключение авторы письма пригласили детского омбудсмена к диалогу и выразили готовность рассказать о проблемах современной детской литературы. Возможно, обращение литературоведов поможет не только разъяснить позицию омбудсмена, но и всерьез заняться проблемами, имеющими место в издательском деле детской литературы.

По материалам: spb.kp.ru, interfax.ru

Фото: kp.ru, kuban24.tv

 

Другие материалы

Идиотские детские книги

Чем опасны книги по воспитанию?