Наших детей иногда называют детьми нового тысячелетия. И не потому, что они родились в 21 веке, а потому что они обладают необычными способностями. Или «дети света», «одаренные дети». Почему? Потому что, как утверждают, уровень развития у наших малышей выше среднего.

И такое мнение сложилось не только в нашей стране. Во Франции современное поколение детей  называют «тефлоновые дети», а все потому, что к ним не прилипают общепринятые стереотипы поведения.
А определение «дети индиго» не знает  только ленивый.

Но все это слова, а реальность конкретна… в разработках, методиках, учебниках. Так как суровая реальность относится ко всем романтическим утверждениям? Искать ответ долго не пришлось: перед началом учебного года в МВЦ «МосЭкспо», павильоне №75 на территории ВВЦ в Москве, проходят 7-я специализированная выставка-ярмарка «Школьная ярмарка от А до Я» и 2-я международная специализированная выставка «Современный ребенок».

Выставки представляют широкий спектр образовательных и развивающих проектов, большую деловую программу для родителей с участием ведущих специалистов по детской психологии,  педиатров и педагогов.

Экспозиция выставок объединяет 135 участников. Экспоненты представляют  товары для будущих мам, детскую одежду и школьную форм, книги и канцтовары, игры и игрушки для детей дошкольного и школьного возраста.

Вот где мы найдем детей с самыми разными интересами и разных возрастов. И в самом деле, не будут же особенные дети дружно игнорировать выставки. В такой сговор трудно поверить.

Дети нас и встретили. Под немыслимо веселую песню в немыслимых цветных костюмах ребята 7-8 лет отплясывали немыслимый озорной танец.

Но, оказалось, что ребята танцуют не просто так. Они представляют площадку Москомспорта. И тут сразу возник вопрос. Танец, конечно, хорош. И ребятишки замечательные. Только вот непонятно: танцуют малыши только для того, чтобы посетителей привлечь, или уважаемая спортивная организация предлагает включать такие новые методики в порой скучнейшие уроки физкультуры?

Если первое, то это банально. А если второе, то хотелось бы поподробнее узнать о том, как это может быть реализовано, кто этим будет заниматься? Ведь проблема привития любви наших детей к спорту очень серьезная и большая. Стоит вспомнить статистику заболеваний школьников, в том числе и хронических, чтобы понять – движений ребятам не хватает. А уж про большой спорт и говорить нечего. И мы уверены, что проблемы, которые обсуждались на недавней олимпиаде с нашими спортсменами, начинаются во многом с тем, что в школах уроки физкультуры на заднем плане. Ребятам просто не хватает веселых интересных игр.

Кстати, об играх. Сразу скажем, порадовало, что специалисты разных областей ищут новые приемы, которые, безусловно, понравятся ребятам и их родителям. Особенно нас удивил стенд Управление социальной защиты населения Северо-Восточного Административного Округа города Москвы. Казалось бы… какие могут быть развлечения в таком серьезном ведомстве? Ан нет! Посреди стенда… песочница. Правда, не совсем обычная, а световая.

Модный сейчас песочный экран, на котором можно писать, рисовать и строить необычные замки. Думали, что тоже «замануха». А, оказалось, ничего подобного. Здесь все по делу. Песок активно используют психологи Управления, чтобы через рисунки помогать деткам преодолевать свои страхи и даже комплексы. Здорово! Дешево и сердито. Это вам не дорогущие планшеты-компьютеры заставлять родителей покупать в некоторых школах. А наш главред Настена сразу сказала: «У нас тоже есть психолог в детском саду, но такой «песочницы» мы у нее не видели. Надо будет подсказать!»

Обе выставки большие, представлено много ярких изделий, смелого дизайна, современных рекламных технологий. Но вот что удивительно: дети вместе с родителями собирались в основном у тех стендов, где была возможность что-то сделать своими руками, придумать что-то новое, пусть, не столь совершенное, но свое.

Из простой глиняной заготовки сделать настоящего мага

или фею из своей подружки

Признаемся честно, у нашего главного редактора есть одна слабость – воздушные шарики, по-модному — аэродизайн. Настена просто застыла у стенда, где царило «сплошное надувательство».

И действительно, чего здесь только не было. Пожалуй, только воздушных замков. Но… опять же НО. Если это предложение бизнесменов для многочисленных коммерческих ларьков – это, конечно, хорошо, но непонятно, какое это имеет отношение к развитию и воспитанию. Выставка-то, по сути, образовательная. А вот если это предложение для новых современных методик уроков труда и эстетического воспитания, то где методические разработки и предложения? А идея сама по себе внести — воздушные шарики на уроки – нам кажется очень интересной.

В чем мы убедились еще раз на этих выставках: ничто так не стимулирует детей учиться, как интересная игра. Ну, например, автовелодром на площадке обычного школьного спортивного зала

поможет нашим ребятам запомнить правила дорожного движения лучше целого набора поучительных брошюр.
Хотя, как показала выставка, красиво изданные книжки и учебные пособия ребят

привлекают не меньше, чем навороченные компьютерные игры.

Особенность современных детей состоит в том, что они не боятся техники и пытаются сразу освоить все новое.
Например, пока мы разговаривали со специалистом по образовательным нанотехнологичным методикам, наша Настена, которой всего три с половиной года, в считанные секунды освоилась с современным микроскопом, безо всяких подсказок и наставлений.

Так что же… мы свидетели рождения поколения «индиго»? Да нет, все дело в том, что каждый ребенок одарен и талантлив по-своему. Как и 20 и 200 лет назад они все такие же любопытные, увлекающиеся, интересные. Просто сейчас у наших ребят намного больше возможностей удовлетворить свое любопытство. С одной стороны – это здорово: чем больше возможностей, тем больше шансов ускоренного развития. С другой – в этом же заключается и опасность. Нам рассказали историю про девочку-четвероклассницу, которой родители купили современнейший компьютер с новейшими программами. Так, она сидела с ним постоянно, каждую ночь практически до утра. А на уроках в прямом смысле спала. Будет ли на пользу такое приобщение к прогрессу?

На выставках, где мы побывали, действительно много любопытного и привлекательного. Но как ВСЕ новинки прогресса пустить на пользу нашим детям? Ответ на этот вопросмы получали не всегда. И мы не уверенны, что специалисты по воспитанию знают на него ответ.

А вы знаете?