«Вундеркинд» в гостях у «Галилео»

 

— Стоп! Ну, ребят… какая трамвайная пара? У вас что – два трамвая едут рядом? Колесная пара! — режиссер Елена Калиберда поправляет ведущих. — Саша, концовку на Сережу, — дает она команду Александру Пушному, чтобы он закончил фразу на определенную камеру (их целых пять используется для съемок этой части программы). И, наконец, звучит:

— Тишина! Приготовились! Камера!

И мы, боясь произвести хоть какой-то звук, осторожно осматриваемся вокруг. Большое, мало освещенное помещение. Высокий потолок. Узкий коридор между внешней стороной декорации и стеной. Старые разного вида стулья: от табурета до кресел редко стоят вдоль стен коридора. Тишина… и только если прислушаться, в невидимой глубине съемочного павильона слышен мерный гул человеческих голосов.

Мы, это Надежда Бердникова, и главред нашего «Вундеркинда» Настена. А все это происходит в павильоне, где снимается удивительная и очень полезная программа. Полезная для детей – чего там только не узнаешь, и для взрослых – на сколько ребячьих ПОЧЕМУ удалось ответить — да и самим эрудицию подтянуть.

Вы уже, наверное, поняли: мы находимся на съемках самой «эрудированной» программы нашего телевидения «Галилео», которая ежедневно по будням выходит на канале «СТС».

«Снято!» – такая короткая команда, но мы увидели, сколько надо сделать, чтобы режиссер произнес это простое слово.

Во-первых, нас удивило, как много людей участвует в съемке программы. Зрители их не видят, в кадре ведущий и его помощники. Зато за кадром… мы сначала испугались, как они не мешают друг другу, но потом стало ясно, что каждый из этих спешащих, суетящихся, а иногда и бегающих участников съемочной группы четко знают свое место и задачу. 

Кто-то следит, чтобы работали все осветительные приборы. Кто-то заботится о том, чтобы микрофоны четко ловили звуки. А Настена очень удивилась «железной дороге», по которой каталась специальная «тележка» с камерой. И всей этой съемочной армии, как полководец, руководит строгий командир – режиссер. Елена Калиберда следит за всей программой в целом и одновременно видит такие мелочи, которые и заметить-то невозможно.

— А это что такое? – возмущена Елена.

На площадке все застыли, пытаясь понять, что имеет в виду режиссер. И мы с Настеной смотрим во все глаза и ничего не видим, хотя находимся в двух метрах от площадки. К слову сказать, режиссер сидит еще дальше, но через монитор она замечает ВСЁ!

— Что за провода в кадре?

Ассистенты бросаются поправлять, неизвестно как попавший в уголок кадра звуковой шнур. Для нас это мелочь, а для группы – сложный дубль придется снимать заново.

Впрочем, на телевидении главное не то, что происходит за кадром, а то, что мы видим на экране. И самое главное, чтобы это действо было для телезрителей интересным.

А вот теперь представьте: программа выходит в эфир более пяти лет. Зрители видели около 1000 выпусков. В каждой программе несколько сюжетов, и каждый из них надо сделать интересным! Фантазия должна быть бесконечной. Может быть, создатели программы используют «переводные» сюжеты. А вот и нет. Основная часть – наши отечественные материалы. Так как же находят выход?

— Опыты – штука полезная и необыкновенно интересная, — это нам поясняет Алексей Иванченко. Он вместе с ведущим Александром Пушным в программе раскрывает хитрости физических законов, химических реакций и прочих удивительных вещей, непривычных для большинства зрителей.

— И откуда Вы все это берете? – удивились мы.

— А неоткуда, — улыбнулся Алексей, — сам придумываю.

— Ого! Все? Как это Вам удается?

— У меня профессиональное раздвоение личности. Идя по улице, оглядываюсь вокруг и как ребенок, задаю вопрос: а почему? Настена, ты часто спрашиваешь своих родителей.

Настена улыбнулась, соглашаясь.

— Потом вспоминаю, что я взрослый человек, с высшим образованием и большим опытом настоящей научной работы, и начинаю на свой вопрос не просто искать ответ, но еще и думать, как это все показать и объяснить. Вот и все.

И Алексей продолжил монтировать установку для следующего опыта. Понадобилась не только новая установка, но и другой стол, так как на предыдущем опыт бы провести не удалось. Настена с любопытством следила за процессом.

У Алексея сложные обязанности в кадре, но все-таки самая трудная задача у ведущего. И не потому, что он в кадре произносит текст – это не самое сложное. Главное говорить так, чтобы ему все поверили.

— Александр, признайтесь честно: Вы всё понимаете, о чем рассказываете?

— Честно? – и он испытующе посмотрел на Настену.

— Честно-пречестно, — подтвердила Настена.

— Ну, если пречестно, то когда я получаю текст программы, некоторые вещи мне самому непонятны. Поэтому порой приходится за справками лезть в учебники, справочники или Интернет.

Вот так вот. Оказывается, ведущему программам приходится готовиться, как к школьным урокам. И это при том, что сам Александр закончил физический факультет престижного Новосибирского Государственного Университета.

— Физика физикой, но ведь у нас есть сюжеты и по биологии, физиологии, медицине, да о чем только не говорим. Так что, Настена, пойдешь в школу – хорошо учись по всем предметам. Всегда пригодится.

Надо сказать, что кроме Алексея и Александра в кадре участвуют и гости. В день, когда мы пришли на съемки, их было двое. Девочка Саша помогала проводить опыт. Вела она себя на площадке уверенно. Чувствуется, что опыт в телесъемках у нее есть. Но была и одна дебютантка. Мы бы рады у нее были взять интервью, но оказалось, что это невозможно. И не из-за того, что она такая скромная. Просто она не могла говорить, ну, максимум… мяукать. Это кошка по кличке Багира. Кстати, вела она себя в незнакомых условиях на редкость спокойно и даже уверенно. Может, будущая звезда?

На экране программа идет несколько десятков минут, и, кажется, что все происходит легко и непринужденно. Ради такого впечатления ВСЕ члены съемочной бригады выкладываются по полной. И как только выдается хотя бы минутка свободного времени, люди стараются восстановить свои силы и даже – чуточку вздремнуть.

Впрочем, устают не только люди.

…Мы все посмотрели и решили не мешать дальше съемочному процессу. И когда мы выходили из павильона, услышали громкую команду Елены Калиберда:

— Стоп! Снято! Готовим следующий дубль.

Редакция журнала благодарит Галину Козинец

за содействие в подготовке материала.

 

Другие материалы по теме:

Любимые «Спокушки» — «Вундеркинд» в гостях у программы «Спокойной ночи, малыши!»