Этим материалом «Вундеркинд» начинает цикл аналитических статей по острым вопросам нашей жизни. Первая о нашумевшем ЕГЭ. Сразу предупреждаем, что мнение автора может не совпадать не только с мнением редакции, но и других официальных организаций. Но если дочитаете до конца – будет, о чем поспорить!

Всё! Период хронических скандалов под названием единый государственный экзамен в школах России закончился!

Откуда проблемы у ЕГЭ

Я не кинусь в обсуждения, насколько хороша эта система или, наоборот, плоха. Здесь столько специалистов, что просто не знаешь, как вставить свои «5 копеек». Зайдите в Сеть, или полистайте печатные СМИ. А можно и телевизионные ток-шоу посмотреть, послушать радио.

До недавнего времени считалось, что у нас все знают, как должна играть наша сборная по футболу. Выяснилось,  что это не так! Наши люди в организации школьного образования понимают значительно больше , чем в футболе.

Но и само Министерство в стороне не стоит. Новые революционные предложения выдвигает. Например,  ввести средний бал! Оригинально и свежо! Правда, это подтверждение истины: новое — хорошо забытое старое!  Историю со средним баллом я сам выпускником проходил. И помню, как проклиная всех и вся, мы носились от учителя к учителю, чтобы исправить оценки по рисованию, труду и военной подготовке. Без приличного среднего балла невозможно было поступить  в инженерный, исторический или какой другой институт. Года через два большие начальники поняли, что это маразм и отменили. Но вот, оказывается, что когда-то высмеянный «средний балл» стал теперь авангардом педагогической мысли.

Впрочем, не этим поразил в этом году ЕГЭ. Откровением стали меры безопасности. Рамки, полиция, требования привлечь к этому глобальному мероприятию специалистов из ФСБ (что в ряде мест и было сделано). Осталось только задействовать зарубежную резидентуру ГРУ, а на территории школ во время ЕГЭ вводить танки, расставляя на крышах снайперов.

Откуда проблемы у ЕГЭ

Камеры в туалетах сразу напомнили старые анекдоты про бдительного майора Пронина: «Агент 007 убедился, что нет слежки и юркнул в вокзальный туалет. Он вытащил из кармана записку со шпионским заданием и выучил наизусть ее текст. Потом порвал ее на мелкие кусочки, бросил их в унитаз и спустил воду… Но тут же в ужасе отпрянул: из унитаза на него смотрели умные, проницательные, немного усталые глаза майора Пронина», – ничего не напоминает???))))

Все это было бы смешно, если не было так грустно.

Я решил посмотреть на проблемы ЕГЭ со стороны. С той, с которой почему-то  никто не хочет взглянуть. И не задавать вопрос: «Как не допускать использования подсказок?» А разобраться, почему такие страсти разгораются.

Действительно почему? И кто больше всех переживает?

Проведем несложный анализ.

Первый вопрос: а всем ли выпускникам так важен результат ЕГЭ?

Есть достаточно большая группа, которая не собирается вообще поступать  в вуз.

Они планируют освоить вполне достойные специальности, для которых  достаточно 11-и классов школы. Этим ребятам вполне достаточно средних оценок в аттестате.

Другая категория выпускников, которым материальное положение позволяет выбрать платную форму получения высшего образования. Этим ребятам тоже не имеет смысла идти на все тяжкие для набора максимальных баллов.

Откуда проблемы у ЕГЭ

Есть еще одна группа выпускников. К сожалению, она пока не очень многогочисленна. Но при упоминании о таких сначала абитуриентов, а затем студентов у любого вузовского преподавателя появляется слеза умиления. Это ребята, которых нашли  рекруты крупных компаний, заключили с ними соответствующие контракты, по которым  фирма берет на себя  все затраты на образование, а молодой человек приходит на производство  на конкретное место подготовленным специалистом с хорошей перспективой роста. Этой группе выпускников  шпоры и хитрости по определению не нужны. Они копают гранит науки на три места вглубь.

Остается последняя группа выпускников – тех, кто хочет поступить в институты на так называемые «бюджетные места». Вот именно здесь ломаются копья, впечатлительные мамы закупают сердечные капли литрами, а решительные папы ищут, кому бы начистить физиономии!

А теперь попробуем, как в некоторых теоремах по геометрии, сделать допущение. Представьте, что бюджетных мест в институтах нет!..

…Пауза…

…Пауза продолжается…

Это автор специально остановился, что бы все гневные слова, гнилые фрукты и прочие тяжелые предметы, летевшие в его адрес, пронеслись мимо.

Не надо быть экстрасенсом, чтобы догадаться, что основной контраргумент сформулирован примерно так: «Руки прочь от последнего и основного завоевания Великой Системы Советского образования!!!! Даешь бесплатное высшее образование, как в Советском Союзе!!!»

Дамы и господа, леди и джентльмены, товарищи! А давайте не будем обманывать друг друга и наших детей! Не было в СССР бесплатного высшего образования! В Советском Союзе было 

БЕСПЛАТНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ С ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ОТРАБОТКОЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ!!! ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ!!!!

Вот этот «хвостик», который мы выделили, почему-то сейчас старательно забывают. И оставляют только первые три слова.  А это принципиально! Потому что из системы  подготовки необходимых государству высококвалифицированных кадров бюджетное образование превратилось в обычную (уж извините, но по другому не скажешь) ХАЛЯВУ! То есть добросовестные российские налогоплательщики должны оплачивать молодым людям их любопытство в разных областях  знаний. Но при этом не получать никаких гарантий, что благодаря этим затраченным  средствам в наших школах будут подготовленные учителя, в больницах – врачи, а в начальственных кабинетах грамотные чиновники, которые понимают, зачем их посадили в эти кабинеты! Вы полагаете, что я преувеличиваю?

А как вам такая общеизвестная цифра: педагогические институты выпускают на 40% процентов больше специалистов, чем это нужно. Но при этом в школах, как минимум 20%-ный дефицит кадров!!! И это только по школам! Сейчас стало модно на телеэкранах выступать руководителям разных промышленных предприятий, которые честно признаются, что хорошего специалиста днем с огнем не найдешь! Но при этом, каждый год печатаются десятки тысяч  дипломов о получении высшего образования!  Не знаю, как вам, но мне очень хочется спросить у ответственных товарищей из правительства: «Где деньги, Зин?»

Но не думайте, что я против бюджетного обеспечения подготовки специалистов. Только эта система из нынешней ХАЛЯВЫ, должна стать системой социальных контрактов. Хочешь получить образование за счет нас, налогоплательщиков, – отработай там, где это необходимо государству. Получил липовые оценки на ЕГЭ и вылетел после  экзаменов на первой же сессии – неудавшийся студент должен компенсировать затраты! 

Откуда проблемы у ЕГЭ

И так далее.

Ребята, которые после школы отслужили в армии, получают, к примеру, определённый набор льгот. Молодые  семьи, у которых в ходе обучения появились дети, – тоже!

При этой системе государство так же должно брать на себя обязательства. И по устройству на работу, и по зарплате, и по социальному обеспечению.

Так что прежде чем подавать документы в вуз будьте добры, молодой человек, ознакомьтесь, что вас ждет, взвесьте с родителями:  стоит ли эта перспектива  затрат ваших сил и напряжения, и тогда уже подписывайтесь под документом! А государство  должно продумать, сколько и какие специалисты ему нужны!

Я сейчас не собираюсь детализировать это направление. Главное, что принцип взаимной ответственности и молодого человека, вступающего в жизнь перед страной, которая обеспечивает ему образование,  и государства перед будущим специалистом, сведет к нулю нынешние  страсти-мордасти!

Понятно, что это не такая простая система, как может показаться. И требует затрат! Но они  намного эффективнее, чем  установка металлоискателей и камер по туалетам.

Но можно продолжать двигаться и по нынешнему пути! Тогда, точно, дождемся танков в школьных дворах. И снайперов на крышах.

Обозреватель журнала «Вундеркинд»

Алексей Комов 

Задать вопрос нашему обозревателю.