Этим материалом «Вундеркинд» начинает цикл аналитических статей по острым вопросам нашей жизни. Первая о нашумевшем ЕГЭ. Сразу предупреждаем, что мнение автора может не совпадать не только с мнением редакции, но и других официальных организаций. Но если дочитаете до конца – будет, о чем поспорить!
Всё! Период хронических скандалов под названием единый государственный экзамен в школах России закончился!
Я не кинусь в обсуждения, насколько хороша эта система или, наоборот, плоха. Здесь столько специалистов, что просто не знаешь, как вставить свои «5 копеек». Зайдите в Сеть, или полистайте печатные СМИ. А можно и телевизионные ток-шоу посмотреть, послушать радио.
До недавнего времени считалось, что у нас все знают, как должна играть наша сборная по футболу. Выяснилось, что это не так! Наши люди в организации школьного образования понимают значительно больше , чем в футболе.
Но и само Министерство в стороне не стоит. Новые революционные предложения выдвигает. Например, ввести средний бал! Оригинально и свежо! Правда, это подтверждение истины: новое — хорошо забытое старое! Историю со средним баллом я сам выпускником проходил. И помню, как проклиная всех и вся, мы носились от учителя к учителю, чтобы исправить оценки по рисованию, труду и военной подготовке. Без приличного среднего балла невозможно было поступить в инженерный, исторический или какой другой институт. Года через два большие начальники поняли, что это маразм и отменили. Но вот, оказывается, что когда-то высмеянный «средний балл» стал теперь авангардом педагогической мысли.
Впрочем, не этим поразил в этом году ЕГЭ. Откровением стали меры безопасности. Рамки, полиция, требования привлечь к этому глобальному мероприятию специалистов из ФСБ (что в ряде мест и было сделано). Осталось только задействовать зарубежную резидентуру ГРУ, а на территории школ во время ЕГЭ вводить танки, расставляя на крышах снайперов.
Камеры в туалетах сразу напомнили старые анекдоты про бдительного майора Пронина: «Агент 007 убедился, что нет слежки и юркнул в вокзальный туалет. Он вытащил из кармана записку со шпионским заданием и выучил наизусть ее текст. Потом порвал ее на мелкие кусочки, бросил их в унитаз и спустил воду… Но тут же в ужасе отпрянул: из унитаза на него смотрели умные, проницательные, немного усталые глаза майора Пронина», – ничего не напоминает???))))
Все это было бы смешно, если не было так грустно.
Я решил посмотреть на проблемы ЕГЭ со стороны. С той, с которой почему-то никто не хочет взглянуть. И не задавать вопрос: «Как не допускать использования подсказок?» А разобраться, почему такие страсти разгораются.
Действительно почему? И кто больше всех переживает?
Проведем несложный анализ.
Первый вопрос: а всем ли выпускникам так важен результат ЕГЭ?
Есть достаточно большая группа, которая не собирается вообще поступать в вуз.
Они планируют освоить вполне достойные специальности, для которых достаточно 11-и классов школы. Этим ребятам вполне достаточно средних оценок в аттестате.
Другая категория выпускников, которым материальное положение позволяет выбрать платную форму получения высшего образования. Этим ребятам тоже не имеет смысла идти на все тяжкие для набора максимальных баллов.
Есть еще одна группа выпускников. К сожалению, она пока не очень многогочисленна. Но при упоминании о таких сначала абитуриентов, а затем студентов у любого вузовского преподавателя появляется слеза умиления. Это ребята, которых нашли рекруты крупных компаний, заключили с ними соответствующие контракты, по которым фирма берет на себя все затраты на образование, а молодой человек приходит на производство на конкретное место подготовленным специалистом с хорошей перспективой роста. Этой группе выпускников шпоры и хитрости по определению не нужны. Они копают гранит науки на три места вглубь.
Остается последняя группа выпускников – тех, кто хочет поступить в институты на так называемые «бюджетные места». Вот именно здесь ломаются копья, впечатлительные мамы закупают сердечные капли литрами, а решительные папы ищут, кому бы начистить физиономии!
А теперь попробуем, как в некоторых теоремах по геометрии, сделать допущение. Представьте, что бюджетных мест в институтах нет!..
…Пауза…
…Пауза продолжается…
Это автор специально остановился, что бы все гневные слова, гнилые фрукты и прочие тяжелые предметы, летевшие в его адрес, пронеслись мимо.
Не надо быть экстрасенсом, чтобы догадаться, что основной контраргумент сформулирован примерно так: «Руки прочь от последнего и основного завоевания Великой Системы Советского образования!!!! Даешь бесплатное высшее образование, как в Советском Союзе!!!»
Дамы и господа, леди и джентльмены, товарищи! А давайте не будем обманывать друг друга и наших детей! Не было в СССР бесплатного высшего образования! В Советском Союзе было
БЕСПЛАТНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ С ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ОТРАБОТКОЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ!!! ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ!!!!
Вот этот «хвостик», который мы выделили, почему-то сейчас старательно забывают. И оставляют только первые три слова. А это принципиально! Потому что из системы подготовки необходимых государству высококвалифицированных кадров бюджетное образование превратилось в обычную (уж извините, но по другому не скажешь) ХАЛЯВУ! То есть добросовестные российские налогоплательщики должны оплачивать молодым людям их любопытство в разных областях знаний. Но при этом не получать никаких гарантий, что благодаря этим затраченным средствам в наших школах будут подготовленные учителя, в больницах – врачи, а в начальственных кабинетах грамотные чиновники, которые понимают, зачем их посадили в эти кабинеты! Вы полагаете, что я преувеличиваю?
А как вам такая общеизвестная цифра: педагогические институты выпускают на 40% процентов больше специалистов, чем это нужно. Но при этом в школах, как минимум 20%-ный дефицит кадров!!! И это только по школам! Сейчас стало модно на телеэкранах выступать руководителям разных промышленных предприятий, которые честно признаются, что хорошего специалиста днем с огнем не найдешь! Но при этом, каждый год печатаются десятки тысяч дипломов о получении высшего образования! Не знаю, как вам, но мне очень хочется спросить у ответственных товарищей из правительства: «Где деньги, Зин?»
Но не думайте, что я против бюджетного обеспечения подготовки специалистов. Только эта система из нынешней ХАЛЯВЫ, должна стать системой социальных контрактов. Хочешь получить образование за счет нас, налогоплательщиков, – отработай там, где это необходимо государству. Получил липовые оценки на ЕГЭ и вылетел после экзаменов на первой же сессии – неудавшийся студент должен компенсировать затраты!
И так далее.
Ребята, которые после школы отслужили в армии, получают, к примеру, определённый набор льгот. Молодые семьи, у которых в ходе обучения появились дети, – тоже!
При этой системе государство так же должно брать на себя обязательства. И по устройству на работу, и по зарплате, и по социальному обеспечению.
Так что прежде чем подавать документы в вуз будьте добры, молодой человек, ознакомьтесь, что вас ждет, взвесьте с родителями: стоит ли эта перспектива затрат ваших сил и напряжения, и тогда уже подписывайтесь под документом! А государство должно продумать, сколько и какие специалисты ему нужны!
Я сейчас не собираюсь детализировать это направление. Главное, что принцип взаимной ответственности и молодого человека, вступающего в жизнь перед страной, которая обеспечивает ему образование, и государства перед будущим специалистом, сведет к нулю нынешние страсти-мордасти!
Понятно, что это не такая простая система, как может показаться. И требует затрат! Но они намного эффективнее, чем установка металлоискателей и камер по туалетам.
Но можно продолжать двигаться и по нынешнему пути! Тогда, точно, дождемся танков в школьных дворах. И снайперов на крышах.
Обозреватель журнала «Вундеркинд»
Алексей Комов
Задать вопрос нашему обозревателю.